Выполнила: Аханькова Елена Александровна Воспитатель МБДОУ ЦРР «Звездочка» Г. Черногорск
«Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов». А.С Макаренко
В современном обществе труд – это нравственный принцип, которого придерживается каждый сознательный человек. Наши сегодняшние малыши – тоже будущие труженики. К этой обязательной деятельности надо готовить с детства. Труд – это не только источник материальных благ, но и основа процветания страны и поколения в целом.
Одной из задач, которая решается детским садом совместно с семьей, является воспитание у детей трудолюбия, правильного отношения к труду. Интерес к труду и желание трудиться дети проявляют уже в младшем дошкольном возрасте. Они тянутся к делам старших, копируют их действия. В труде ребенок ощущает себя большим, хочет быть ловким, умелым, самостоятельным, настоящим помощником. Хотя у малышей отношение к делу еще не отличается достаточной отчетливостью, а их труд – это скорее игра, стоит все-таки всячески поощрять и развивать эти проявления.
Нельзя не принимать во внимание возможности ребенка-дошкольника и особенности его трудовой деятельности. Возможности его весьма ограничены, у ребенка нет трудовой сноровки, он не умеет предвидеть результаты труда, и делает с удовольствием лишь то, что у него больше всего получается и удается. Главное, что его труд не может заменить труд взрослого. Зато велико воспитывающее значение труда ребенка, и в этом его ценность.
Трудовая деятельность особенно важна в нравственном воспитании личности ребенка. В труде формируются такие качества как чувство ответственности за поручение, самостоятельность, организованность, инициатива, смекалка, терпение, дисциплинированность.
Трудовое воспитание ребенка начинается с выработки у него навыков самообслуживания. Удобный момент для этого наступает тогда, когда малыш впервые заявляет: «Я сам». Это своеобразное стремление к независимости от взрослых. Важно не пропустить этот момент и всячески поддерживать детскую самостоятельность.
Пока ребенок мал, он нуждается в помощи взрослого. Педагог должен разъяснить родителям, что их помощь не должна глушить самостоятельные действия малыша. Плохо, если он превращается в куклу, которую кормят, умывают, одевают вопреки детскому стремлению что-то сделать самостоятельно. Помощь должна быть до определенных разумных пределов, она должна побуждать малыша к самостоятельным действиям.
Обязанность родителей – с раннего возраста формировать у ребенка готовность разделять с ними трудовые дела. Такая готовность складывается благодаря постоянству требований, предъявляемых к ребенку по принципу: «Все, что можешь, делай сам». Вначале это незначительные, но требующие самостоятельности действия: раздеться самому, отыскать затерявшуюся игрушку …
В детском саду с раннего возраста у малышей воспитывают желание участвовать в поддержании порядка в групповой комнате и на участке. Их учат не сорить, не топтать посадки, беречь цветы. Приучают испытывать удовольствие от чистоты и порядка.
Важно, чтобы эти несложные трудовые дела находили продолжение в семье. При работе с родителями воспитатель знакомит их с тем, как прививается трудолюбие детям в детском саду. Воспитателю важно показать родителям значимость приобщения ребенка к труду как к важнейшему средству формирования у него понятия «я должен», уважения к делам старших.
Задача педагога – разъяснять родителям, что правильное отношение к труду легче сформировать там, где ребенок не только видит пример трудолюбия старших, но и сам помогает им, выполняет несложные поручения. В процессе совместного труда у ребенка развиваются навыки, которые потребуются ему в школе и дальнейшей жизни. У него вырабатывается психологическая установка на труд как на жизненно необходимую потребность.
Труд должен приносить ребенку радость и удовлетворение, создавать хорошее настроение. Тогда он будет любить труд!
|