Цель: уточнить и расширить представления о первых цветах весны, расширение знаний детей о выращивании растений через рассаду.
Задачи:
Образовательные:
- учить различать и называть семена цветочных растений;
- ознакомить детей со способами посева семян в зависимости от их величины (по одному в лунку, по одному в бороздку);
- обогатить детей знаниями о росте и развитии растений;
Развивающие:
- формировать желание выращивать растения своими руками;
- освоение приемов посева семян, выбирать наиболее рациональные способы работы,
- развивать умение работать коллективно, распределять обязанности;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к жизни растений, бережное отношение к природе.
- воспитывать трудолюбие и желание вырастить растения для украшения участка, для радости окружающих.
Словарная работа: семена, рассада, вырастить растение, почва, лунка, семена.
Оборудование:
Стаканчики с землей, палочки, лейка с водой, семена цветов, фартуки.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций о цветах, беседа, отгадывание загадок, просмотр презентаций, знакомство со строением цветка, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов.
1. Организационный момент.
«Воспитатель читает рифмованный текст:
Раз-два-три, раз-два-три,
За окошко посмотри,
В гости к нам пришла весна,
Деток радует она.
Солнце светит, солнце греет,
Всюду травка зеленеет.
(Воспитатель приглашает детей в хоровод, проводится хороводная игра «Веснянка»).
Ход игры:
Солнышко, солнышко,
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей,
Прилетели сто грачей.
А сугробы тают, тают,
А цветочки подрастают.
(Дети идут по кругу, взявшись за руки, бегут по кругу, «летят» по кругу, медленно приседают, тянутся на цыпочках, руки вверх).
Ход занятия:
1. Беседа о подснежнике.
- Когда появляются первые цветы? (Как только растает снег, появятся первые проталины).
- Как вы понимаете слово «первоцвет»? Да, это цветы, которые весной расцветают первыми в лесу и на лугу. Первые весенние цветы! Как мы радуемся им! Каждый цветок волнует нас своею скромностью, красотой, восхищает чистотой и тонким ароматом. Какие первые цветы мы увидим на проталинах нашего поселка?
- Одуванчики.
-Где растут одуванчики? (на лугу, в саду, в лесу, по берегам рек, на даче, на огороде.
- На что похож цветок одуванчика? (На солнышко, на золотой шарик, на звездочку, на брошь и т. д.).
Что еще вы знаете про одуванчики? (Ответы детей).
- Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке — одуванчик на восток смотрит, поднимается в зенит — одуванчик поднимет головку кверху, приближается к закату — одуванчик не спускает с заката взгляда.
- А как называется этот цветок? (Мать и мачеха).
- Мать-и-мачеха самая первая зацветает по весне. На проталинках появляются кучки бледных стебельков-головастиков, они прижимаются друг к другу, словно испуганные ребята. Может, чтобы им было теплее? Но по-цветочному они одеты хорошо: с ног до головы — в пушистых листиках-чешуйках. В семейке мать-и-мачехи по 4 — 6 стебельков. Удивителен этот цветок! Утром с солнышком раскрывается, а к вечеру прячет свою красоту
закрывается. Цветы отцветут и появятся большие зеленые листья.
-Почему его тае называют? (Одна сторона у листьев теплая, покрытая мягким пушком – мать, а другая – гладкая, холодная – мачеха.)
-К сожалению жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые цветы не задумываясь о том что они очень скоро погибнут.
-В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».
-А какие цветы зацветут у вас в саду? (Ландыши, фиалки, тюльпаны, нарциссы).
2. Посадка цветов.
-Ребята, посмотрите, какие маленькие яркие конверты у меня в руках. Как вы думаете, что в них? (Семена цветов).
Как вы догадались? (На конвертах нарисованы цветы).
-Мы сегодня с вами посеем цветы, чтобы они украшали наши клумбы и радовать окружающих.
Но сначала, давайте рассмотрим семена. Смотрите, это «бархатцы», растение невысокое, цветы у них разные: желтые, оранжевые, желто — красные. А семена какие? Возьмите в руки лупу и рассмотрите семена. (Тонкие, длинные, черные).
-Кто знает как называется этот цветок? Это календула- красивый цветок, его цветы похожи на солнышко. А если цветок похож на солнышко, это какой цветок? Рассмотрим семена календулы. Какие они? (Дугообразные, не очень большие, на ощупь шершавые, светло- коричневого цвета.) А ещё они похожи на ноготки птиц, поэтому их в народе ещё называют ноготками.
-Чтобы на клумбах и дачных участках цветы распустились пораньше, люди выращивают их через рассаду.
- Хотите побыть маленькими садоводами?
Вспомним правила посадки.
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаю колдовать!
Наши дети изменились-
В садоводов превратились!
Наденьте фартучки, выберите семена цветов, которые тебе понравились. На стаканчик приклей наклейку выбранного цветка. (Дети самостоятельно выполняют посев семян. Воспитатель наблюдает, направляет, советует, помогает, беседует).
-Ребята, как вы думаете, куда поставить контейнеры, чтобы семена быстрее проросли и лучше росли? (В теплое место на солнце).
Ученые выяснили, чтобы растения быстрее росли, с ними нужно разговаривать. Вы верите этому? Как узнать, правда ли это?
Ответы детей.
Давайте проведём опыт? Когда будем сеять семена, с одними поговорим, а другие посеем молча. Расставим контейнеры на разные окна, ухаживать будем одинаково за всеми: поливать, рыхлить, опрыскивать. Но с одними всходами будем разговаривать, а с другими нет. Заведём дневник наших наблюдений и будем отмечать где ростки раньше взошли, у каких раньше появятся листочки. Будем всё это зарисовывать, сравнивать результаты, потом сделаем вывод: нужны ли растениям разговоры с ними.
Дети скажите, а о чём можно поговорить с семенами перед посадкой?
Ответы детей.
Ребята, кто-нибудь из вас помогал маме или бабушке выращивать цветы?
(Ответы детей).
Какие цветы вы выращивали?
(Ответы детей).
В чём заключалась ваша работа?
(Ответы детей).
3. Релаксация.
-Мы сегодня с вами сделали очень хорошее, доброе дело: вырастут наши цветы, будут украшать клумбы и радовать окружающих. Мы уже посадили с вами цветы на рассаду. Как они называются? (Георгины). Давайте порадуем наших гостей и подарим им рассаду цветов.
|