«ПОЛЕВЫЕ ЦВЕТЫ»
Программное содержание
Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира, формировать реалистические представления о природе.
Учить детей отражать впечатления и наблюдения в художественно-творческой деятельности, используя нетрадиционную технику изображения — рисование пластилином.
Побуждать детей передавать разнообразие природных форм полевых цветов.
Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции работы и внесения дополнений в рисунок по теме работы.
Скачать: «ПОЛЕВЫЕ ЦВЕТЫ» (полный конспект)
Материал для занятия:
- плотный картон голубого цвета (размер А 4),
- набор пластилина,
- стека,
- салфетка для рук,
- стержень от шариковой ручки,
- фото или иллюстрации с изображением полевых цветов.
Ход занятия
1. Организационная часть
Педагог предлагает детям внимательно прослушать стихотворение-загадку и угадать, о каком времени года идет речь.
Я соткано из зноя, Несу тепло с собою, Я реки согреваю, «Купайтесь!» – приглашаю.
И любите за это Вы все меня. Я... Дети. Лето.
– Как хорошо на летней полянке! Среди зеленой травы пестреют яркие душистые цветы. Над ними порхают разноцветные бабочки, стрекозы, мохнатые пчелки. Насекомых привлекательная окраска лепестков и исходящий от цветов аромат. Цветы, растущие на лугах, полях, называют полевыми. Природа наделила их не только красотой, но и выносливостью: они не требуют ежедневного полива, им достаточно редкого дождика, их не нужно сажать, семена разносят в разные места насекомые на своих лапках, животные на своей шерсти, ветер. Полевые цветы кормят своим нектаром насекомых. А теперь попробуйте угадать, какой полевой цветок прячется в загадке:
В поле цветочки, вырезные кончики, Я стояла около, ахала да охала! Я цветочек разглядела, Не пойму я, в чем тут дело?
Почему он не звенит, Он же этим знаменит.
А. Барто
Дети. Это колокольчик.
– А вы знаете, почему колокольчик так называется? Ответы детей.
Воспитатель (уточняет).
Форма цветка напоминает колокол, но из-за своих малых размеров называется ласково «колокольчик». Колокольчики бывают синего, голубого, фиолетового, сиреневого и даже белого цветов. Рядом с колокольчиками можно увидеть и другой полевой цветок. Попробуйте угадать и его название:
Вдоль дороги у межи В золотой и спелой ржи, Словно синий глазок, Смотрит в небо...
Дети. Василек.
– Молодцы, угадали. Давайте попробуем вспомнить, как он выглядит: у него прямой стебель, темно-зеленые листья, крупный цветок ярко-синего цвета, края лепестков имеют резные зубчики. Цветы василька считают целебными, Их сушат, готовят из них отвары для лечения некоторых болезней.
А теперь послушайте следующую загадку:
Стоят в поле сестрички — Желтый глазок, белые реснички, На этом цветочке гадают, Лепесточки отрывают...
Дети. Это ромашки.
– Верно. Ромашки выделяются среди других цветов своей белой «рубашечкой». Как же выглядит этот замечательный цветок: у него есть желтая серединка, только она не гладкая, как может показаться вначале, а будто в мелкую точечку. А вокруг желтой серединки расположены белые лепестки.
Мы с вами вспомнили, как выглядят некоторые из полевых цветов, а теперь давайте прогуляемся по лугу, где они растут.
Физкультурная пауза
По солнышку, по солнышку Ходьба на месте.
Дорожкой луговой Ходьба в полуприседе, руки на пояс.
Идем по мягкой травушке Ходьба с высоким подниманием колен.
Мы летнею порой.
Щебечут птички звонкие, Ходьба, руки вверх Порхают мотыльки, Ходьба со взмахами рук в стороны и стряхивающими движениями кистей рук. Желтеют одуванчики, Ходьба с поворотом туловища направо,
правая рука в сторону.
Синеют васильки. Ходьба с поворотом туловища налево,
левая рука в сторону.
2. Практическая часть
Педагог предлагает детям нарисовать картинку с полевыми цветами разноцветным пластилином.
Этапы выполнения работы
Дети самостоятельно продумывают композицию будущего рисунка, можно предложить им вспомнить, как выполняли предыдущую работу с одуванчиками. Педагог объясняет и может показать приемы оформления цветов, а стебельки, листья растений дети выполняют без помощи взрослого в самом начале работы.
- Колокольчик. Раскатать шарик фиолетового (голубого, лилово-го, синего) цвета, сделать из него лепешечку. Стекой на ней сделать рядышком два надреза, слегка раздвинуть их, получившуюся в середине дорожку сплющить пальчиками, заострить. Колокольчик расположить наверху стебелька, слегка прижав цветок к картону.
- Василек. Скатать синий шарик, положить его наверх стебелька, нажать, сделав из него лепешечку-серединку будущего цветка. Раскатать колбаску синего цвета, стекой разделить ее на несколько частей. Далее разложить колбаски-лепестки вокруг синей серединки, расплющивая их пальчиком, чтобы они стали более плоскими и широкими. При помощи стеки сделать неглубокие надрезы-зубчики по внешнему краю каждого лепестка, слегка их раздвигая.
- Ромашка. Серединку ромашки делаем как у василька, но желто-го цвета. Раскатать несколько тонких колбасок из белого пластилина. Стекой нарезать на равные части, как у василька. Расположить
лепестки вокруг серединки, слегка надавливая на них для закрепления. На серединку цветка нанести точечки при помощи стержня от шариковой ручки.
Разминка для пальчиков «Колокольчики»
В прятки пальчики играют Сжимать, разжимать пальцы рук
И головки убирают, Открывать и закрывать глаза.
Словно синие цветки,
Распускают лепестки. Сводить и разводить пальцы «веером».
Наверху качаются, Наклоны кистей вправо-влево.
Низко наклоняются.
Колокольчик голубой Круговые движения кистями.
Поклонился нам с тобой. Наклоны кистей вниз – вверх
Колокольчики-цветы Повороты кистями вправо – влево,
Очень вежливы, а ты? ладони кверху.
3. Заключительная часть
Педагог вместе с детьми любуется получившимися работами, говорит о том, что эти цветы никогда не завянут и холодной снежной зимой будут напоминать лето. Призывает детей к тому, чтобы они напрасно не рвали, не губили цветы, и дает объяснение этой просьбе чтением стихотворения Т. Собакиной:
Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок... Если все: и я, и ты — Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты И деревья, и кусты... И не будет красоты.
|