Проблема трудового воспитания детей является одной из важных проблем развития общества. В числе важнейших задач обучения и воспитания отмечается формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, под которыми подразумевается труд как свой собственный, так и труд других людей – детей и взрослых.
Понятие труд трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей» (Татьяна Александровна Маркова).
Труд взрослых существенно отличается от труда детей. Труд людей в обществе всегда направлен на создание материальных и духовных ценностей. Труд детей не имеет и не может иметь такого значения. Результаты труда детей удовлетворяют потребности самого ребенка или окружающих его людей.
Применительно к детям дошкольного возраста термин «труд» определяет круг занятий детей.
Общественно-полезный труд детей дошкольного возраста педагогически оправдан и эффективен, если он удовлетворяет ряду условий:
- является по желанию детей и охватывает весь коллектив
- проводится систематически
- способствует физическому и умственному развитию детей
- посилен, но в то же время достаточно сложен, требует известного напряжения
- соответствует нормам санитарии, гигиены и техники безопасности детского труда.
Людмила Викторовна Куцакова считает, что общественно-полезный труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.
Самым главным и самым ценным в общественно полезном труде являются его высокие мотивы, которые хорошо понятны детям. Труд на общую пользу, во имя высокой цели – вот мотивация общественно полезной деятельности. Для детей она воплощается в мотивах: «Поможем малышам», «Сделаем открытки для ветеранов», «Поможем птицам».
По моему мнению, способствовать становлению общественно-полезного труда старших дошкольников будет волонтерство. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.
Таким образом, общественно-полезный труд старших дошкольников является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, организованный воспитателем, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире.
|