Пономаренко Кристина Юрьевна. Взаимосвязь уровня креативности и уровня невротизации у детей дошкольного возраста

Взаимосвязь уровня креативности и уровня невротизации у детей дошкольного возраста

Пономаренко К.Ю., 4 курс, специальность «Педагогика и методика дошкольного образования»

Дошкольный возраст как важнейший этап развития ребенка, период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми, характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью, что определяет предрасположенность к развитию нервно-психической патологии, о чем пишет один из известнейших исследователей А.И. Захаров. Одним из самых распространенных видов нервных расстройств у детей являются неврозы. Как психогенные заболевания неврозы представляют эмоциональное расстройство, возникающее преимущественно в условиях нарушенных отношений в семье, прежде всего с матерью, и отражают многие аспекты жизни ребенка, прежде всего проблемы понимания и общения, поиска оптимальных путей самовыражения, самоутверждения, признания и любви.

Скачать конспект

Такая сензитивность возраста нервной патологии «сопровождается» малой приспособленностью дошкольных образовательных учреждений для оригинальных, нестандартных детей, тех, кто сильно отличается от среднего уровня в сторону больших способностей.

С этой точки зрения можно утверждать приоритет исследований взаимосвязи креативности и невротизации детей дошкольного возраста и, одновременно с тем, недостаток сведений относительно заявленной взаимосвязи, за исключением некоторого числа работ, авторы которых ссылаются на труд итальянского невропатолога XIX века Чезаре Ломброзо «Гениальность и помешательство».

Проблема дефицита сведений касается и отдельно взятых аспектов обозначенной проблемы. Несмотря на многообразие в психологической науке теоретических и экспериментальных направлений в исследовании креативности (Торренс Э.П., 1963; Бирюков С. Д. 2000; Богоявленская, 1983; 2002) и длительную историю изучения феномена, единое представление о креативности отсутствует, как и единый подход к ее диагностике.

Нерешенным является вопрос и о сущности и природе детского невроза, существование которого как собственно невроза рядом ученых отрицается вовсе в силу теоретических представлений о личности (В. Н. Мясищев, 1960).

Данные противоречия определили цель и задачи предпринятого исследования. Для анализа факта взаимосвязи детской невротизации и креативности были использованы такие методы исследования, как: Признаки психического напряжения и невротических тенденций у детей А.И. Захарова и субтест «Дорисовывание фигур» теста кративности Торренса. Испытуемыми выступили 14 воспитанников МБДОУ Детский сад компенсирующего вида № 6 «»: 10 мальчиков и 4 девочки в возрасте 6-7 лет. Состав группы постоянен, основное большинство детей посещают эту группу со старшего дошкольного возраста.

В соответствии с планом исследования на первом этапе была проведена психодиагностика невротизации детей. Результаты показывают, что у 10 детей невысокая степень напряжения, у 3 детей средняя степень, и лишь у одного высокая степень напряжения.

Рисунок1. Диаграмма признаков психического напряжения и невротических тенденций.

Однако, как нам представляется, такие данные должны анализироваться с большой долей критичности: в соответствии с описанием методики оценку наличия – отсутствия невротических проявлений осуществляли родители. В их ответах избежать социальной желательности к сожалению не получилось, некоторые авторы создают шкалу лжи, но в нашем опросники ее нет. Социальная желательность ни как просто тенденция отвечать на вопросы социально положительно, а как личностную характеристику, которая определяет поведение человека в социуме. Это объясняется тем, что оценка других людей подвержена большему влиянию пристрастий, стереотипов, отношений. Родители не являются пассивными объектами восприятия других людей, а стараются «подать себя», а в нашем случае «своих детей» в наиболее привлекательном виде, т. е. скрыть одни черты и, наоборот, обратить внимание на другие свои особенности.

Изучение креативности проводилось с учетом основных параметров, выделенных Э. Торренсом: беглости, гибкости, оригинальность. Беглость определялась подсчетом числа завершенных фигур и максимальный балл равен 10, гибкость – числом различных категорий ответов, оригинальность – согласно частоте встречаемости одинаковых ответов.

Сложность обработки результатов заключалась в том, что полученные данные сугубо субъективны и рассмотрены с точки зрения исследователя.

Проведя эту диагностику можно сказать, что высшего балла оригинальности ни у кого из детей не обнаружено, следует учитывать, что чрезвычайно высокая оригинальность ответов может наблюдаться при некоторых психических или невротических расстройствах, но в нашем случае получилось опровержение гипотезы в отдельных случаях, чем меньше креативность детей, тем выше уровень невротизации, и наоборот.

Рисунок 2.Диаграмма показателей креативности.

Примечательными с этой точки зрения оказались ответы части детей. Мальчик, кавказской национальности, имеющий отставание в психическом развитии, изображал всего две категории рисунков: «это мужчина» и «это буква». Другая девочка, долго размышляя, что же ей нарисовать, по истечению времени, затруднялась дать название рисунку.

Наиболее же частыми, распространенными ответами были: «облако» на стимул №1 и «гроза и молния», «молния» на стимул № 5.

Имея количественные показатели одного и другого психолого-педагогических явлений, мы с помощью методов математической статистики – критерия rs Спирмена – предприняли попытку установления корреляции между степенью невротизации ребенка и уровнем креативности по каждому из параметров.

В результате подсчетов были получены следующие эмпирические значения критерия:

Таблица 1.Эмпирические значения критерия

Параметр креативности Эмпирическое значение критерия

беглость 0,46

гибкость — 0,19

оригинальность 0,77

В соответствии с критическими значениями для данной выборки можно делать вывод о наличии статистически достоверной прямопропорциональной зависимости между степенью невротизации и оригинальностью (p = 0.01), то есть, чем более невротичен ребенок, тем он и более оригинален. Данные результаты представляются интересными, в особенности при условии, что никакой корреляционной зависимости между степенью невротизации и беглостью, гибкостью не выявлено.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что именно креативность в значительной степени чувствительна к соответствующим развивающим воздействиям. Основываясь же на данных исследования, можно говорить о неоднозначности задач в воспитании дошкольника: одновременно развитие воображения и креативности ребенка, наиболее ценным параметром которой является оригинальность, и в то же время содействие нервно-психическому благополучию, снижение невротизации.

Литература

  1. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей. 3-е изд. В.Н. Дружинин. СПб.: Питер, 2008. 368 с.
  2. Захаров А.И. Неврозы у детей СПб.: Дельта 1996 с. 480
  3. Ломброзо, Ч. Гениальность и помешательство Ч. Ломброзо. Симферополь: Реноме, 1998. 400 с.
  4. Пономарёв, Я.А. Психология творчества. Психологический журнал. 1994 № 6. 38-50с.
  5. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль, 1997. 240с.
  6. Туник, Е.Е. Диагностика творческого мышления. М.: Парус, 2006. 352с.
Просмотров: 589
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Апичина Елена Викторовна Дубина Елена Евгеньевна Федорова Наталья Михайловна. Взаимосвязь одаренности, креативности и способностей детей старшего дошкольного возраста
  • Пичкалёва Ирина Ивановна. Коллекционирование, как средство развития креативности у детей дошкольного возраста
  • Божко Татьяна Петровна. Методическая разработка 'Оценка развития креативности детей 5-6 лет в сюжетно-ролевой игре'
  • Рычагова Елена Сергеевна. Развитие речевой креативности средствами Учебно-методических комплектов Парциальной образовательной программы «Весёлый день дошкольника» ( «ВеДеДо»)
  • Кушнарева Людмила Францевна Шнитко Елена Валерьевна. Семинар — Практикум «Изобразительные техники как средство развития креативности дошкольников»
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Теоретические аспекты исследования зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Исупова Анастасия Валерьевна, Соавтор: Литвинова Юлия Александровна. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ ПО «ШКАЛАМ ECERS-R», ЗА ПЕРИОД 2017-2018г, ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА
  • Валиева Ляйсан Заитовна. Исследования возможности использования подвижной игры в совершенствовании основных движений у детей дошкольного возраста
  • Белова Ольга Викторовна. Социально – психологические особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста
  • Лезжова Ольга Владимировна. Методики преодоления зрительного напряжения у детей дошкольного возраста в процеccе НОД.
  • Мишагина Надежда Михайловна. Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста при использовании средств приобщения детей к социальной действительности.
  • Кравченко Татьяна Викторовна. Мастер-класс: Особенности социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
  • Титова Елена Тагировна. АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ
  • Баталова Ирина Владимировна. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Сахарова. ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ
  • Световая Марина Игоревна. Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи «Страна Изобразительного искусства»
  • Шевченко Ирина Николаевна. «Особенности речевого развития детей, как образовательной области, с учетом индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС ДО».
  • Вакуленко Екатерина Александровна. РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II УРОВНЯ
  • Алексеева Наталья Сергеевна. Развитие познавательных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русского народного творчества
  • Мадеева Надежда Борисовна. Статья из опыта работы: «Опытно – поисковая работа по проблеме исследования влияния материнского воспитания на детей дошкольного возраста».
  • Безрукова Ольга Федоровна. «Методические разработки по развитию связной речи на этапе автоматизации поставленных звуков у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития».
  • Верстукова Елена Николаевна. Методические разработки по взаимодействию с родителями в направлении развития способностей детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.
  • Ибрагимова Елена Юрьевна. Пешеходная экскурсия к озеру и пленэр для детей старшего дошкольного возраста «В нашем парке»
  • Рассказова Елена Николаевна. Развитие предметно – действенных способов познания математических свойств и отношений у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры
  • Вечканова Татьяна Васильевна. «Развитие творческих способностей у детей через ознакомление с профессиональной деятельностью детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Елтышева Наталья Валерьевна. «Влияние детско-родительских отношений на развитие коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС)»
  • Анна Протасова. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Маленок Ольга Владимировна. Программа развития элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша (для детей логопедических групп)
  • Павлова Юлия Анатольевна. Конспект образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (музыка) для детей старшего дошкольного возраста «О нашем фольклоре в космосе»
  • Яковлева Анастасия. Рисование песком на стекле, как средство снижения напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь