В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования социально — коммуникативное развитие детей рассматривается как: положительное отношение к себе и другим детям, активное взаимодействие с взрослыми и сверстниками, участие в совместных играх, способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам других детей, радоваться их успехам, стараться разрешать конфликты, проявление инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности, общение, конструирование, соблюдение социальных норм поведения и правил в разных видах деятельности.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для социально-коммуникативного развития.
Это обусловлено, с одной стороны – сохраняющейся высокой восприимчивостью к социальным воздействиям, с другой – потерей непосредственности, развитием элементов произвольности, самосознания, внутренних этических инстанций, возникновением иерархии мотивов, обобщением переживаний, что обеспечивает ребенку определенный уровень сознательности и самостоятельности (А. Г. Арушанова, С. С. Бычкова, Ю. В. Полякевич, Е. О. Смирнова и др.).
Е. А. Щербакова рассматривает процесс социально- коммуникативного развития ребенка в единстве его проявлений: адаптации к социальному миру; интеграции и принятия социального мира как данности; дифференциации–способности и потребности изменять, преобразовывать социальную действительность, социальный мир и индивидуализироваться в нём.
Согласно ФГОС, основными задачами социально коммуникативного развития детей дошкольного возраста являются:
- Создание условий для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе.
- Развитие социального и эмоционального интеллекта детей, их эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
- Развитие самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции действий детей.
- Формирование уважительное отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых в коллективе.
- Формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, на природе, а также готовность к взаимодействию со сверстниками.
Социально-коммуникативное развитие – это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, развитие коммуникативной и социальной компетентности детей.
Важнейшей основой полноценного социально-коммуникативного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях.
Деятельность педагогов по обеспечению необходимых условий для социально-коммуникативного развития детей включает:
- организацию предметно-пространственной среды;
- создание для детей ситуаций коммуникативной успешности; стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций;
- устранение у детей коммуникативных трудностей в сотрудничестве с педагогом-психологом и при поддержке родителей;
- мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций,
- характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения;
- обеспечение баланса между образовательной деятельностью под руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей;
- моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению с взрослыми и сверстниками.
Реализация задач социально-коммуникативного развития дошкольников направлена на приобретение опыта в различных видах детской деятельности.
Игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя равноправным членом общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
Исследовательская деятельность дает возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
Изобразительная деятельность позволяет ребенку с помощью элементарного труда в процессе создания продуктов детского творчества на основе воображения и фантазии «вжиться» в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
Предметная деятельность удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
Познавательная деятельность обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
Коммуникативная деятельность (общение) объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
Конструктивная деятельность дает возможность сформировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
Проектная деятельность активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
Таким образом, в дошкольный период ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, вырабатываются навыки правильного поведения, складывается характер.
Характеристика сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста
Сюжетно-ролевая игра — самая интересная и содержательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений.
С. Л. Рубинштейн характеризовал сюжетно-ролевую игру как тип игры, который стимулирует наиболее самопроизвольное проявление ребенка, и вместе с тем она основывается на взаимодействии ребенка с взрослыми [9].
Согласно концепции, Д. Б. Эльконина, сюжетно — ролевая игра является проявлением усиливающейся связи ребёнка дошкольного возраста с социумом. Проявление социально-ролевой игры связано не с действием внутренних, прирожденных, подсознательных сил, а с совершенно реальными условиями жизни ребёнка в обществе.
Основного пика своего развития сюжетно-ролевая игра достигает в старшем дошкольном возрасте.
Можно выделить следующие особенности сюжетно-ролевой игры детей в старшем дошкольном возрасте:
- Игра имеет замысел, который строится на таких характеристиках как устойчивость, развитие, динамика.
- Важно совместное планирование игры детьми как процесс.
- В сюжетно-ролевой игре проявляется высокий уровень игрового творчества, формируется перспектива игры.
- В сообществе детей происходит совместное моделирование разнообразных взаимоотношений между людьми.
- В игре происходит совместное построение развития сюжета.
- Важным моментом является ролевое взаимодействие, содержание, применение разнообразных средств выразительности.
- Речь дошкольника занимает значительное место в реализации его роли в игре.
В ролевых играх дети входят в контакты между собой и по личной инициативе имеют возможность формировать свои взаимоотношения.
Также основываясь на мнении Д. Б. Эльконина, стоит отметить, что основой сюжетно-ролевой игры является воображаемая ситуация, в которой явно выражено разделение действительности на реальную и символическую. Создание мнимой ситуации предполагает осознанный выход за пределы реального воспринимаемого пространства, порождение новых значений и смыслов, т.е. то, что дети обозначают известным словом «понарошку» (или как будто).
Воображаемая ситуация включает в себя сюжет, роль и связанные с ней действия.
Сюжет является главным компонентом сюжетно-ролевой игры.
По мнению А. Н. Леонтьева, сюжет – это сторона действительности, которая находит отражение в игре. В сюжете выражено отношение ребенка к миру.
Сюжет игры – это та область действительности, которая отображается детьми. Дети старшего дошкольного возраста уже осознанно подходят к выбору сюжета, первоначально его обсуждают, планируют развитие содержания. В последующей деятельности формируются новые сюжеты, это происходит при формировании новых впечатлений, которыми могут служить чтение книг, просмотры фильмов, рассказы взрослых.
Это предмет игрового изображения, последовательность и связь изображаемых событий, их совокупность, способ развертывания темы игры, как отмечает Н. А. Короткова.
Сюжеты игр достаточно разнообразны и вариативны.
Е. Д. Макарова выделяет следующие виды сюжетно-ролевых игр детей:
- Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». В этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.
- Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни.
- Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т.д.).
- Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов) и др. В этих играх дети отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.
Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он выполняет.
Роль – образ, который ребенок принимает на себя добровольно или по договоренности с другими играющими.
Для ребенка роль отражает его игровую позицию: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни.
Принимая роль в игре, ребенок должен реагировать на действия и речь носителей разных ролей, связанных по смыслу с его ролью, уметь изменять по ходу игры свое ролевое поведение в зависимости от действий и слов партнеров. Более того, в игре ребенку нужно менять свою роль в зависимости от развития сюжета – побыв шофером скорой помощи, превратиться в больного или мастера по починке автомобилей.
Задача педагога состоит в том, чтобы построить ролевое поведение. Внимание детей необходимо переключать с действий с игрушками на взаимодействие с партнером, которым на первых порах является взрослый. Отвечая на ролевые обращения взрослого, и вступая с ним в ролевой диалог, ребенок начнет принимать условность собственной позиции в игре.
Принять и удержать роль помогают специальные маркеры, роли. Маркерами роли называют специфические предметы, которые обозначают, как бы маркируют игровую роль. К ним относятся всевозможные воротники, шапочки, маски, повязки, сумки, детали костюмов животных, то, что ребенок надевает на себя, чтобы перевоплотиться. Это очень важный вид игровых материалов, обслуживающих ролевую игру дошкольников.
Для формирования сюжетно-ролевой игры эффективными являются следующие психолого-педагогические условия:
- организация игровой предметно-пространственной среды, способствующей формированию игрового опыта детей;
- использование разнообразных форм и методов моделирования игрового опыта детей с учетом их возрастных особенностей, обеспечивающих успешное решение задач образовательного процесса.
Таким образом, именно в сюжетно-ролевых играх ребёнок дошкольного возраста имеет уникальную возможность реализовать себя, как активный участник происходящей деятельности, кроме того в игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность.
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры
Игровая деятельность детей всегда связанна с возникновением и развитием между ними определенных взаимоотношений. В сюжетно-ролевой игре позиция каждого ребенка активна: он играет, пока сам этого хочет и пока ему интересно, активно ищет партнеров для игры, вступает с ними в определенные отношения. Дети сами придумывают игры, организуются для игры, сами разрешают конфликты, сами создают играющие группы, меняют их состав.
Возможность сюжетно-ролевой игры в социально-коммуникативном развитии детей является очевидной, это детерминируется, прежде всего:
- развитием отношений со сверстниками в сюжетно-ролевой игре;
- усвоением своей роли в группе;
- возможностью попробовать себя в разных ролях или той деятельности;
- построением эффективных связей и взаимодействий;
- созданию условий для развития социально-коммуникативных навыков.
Сюжетно-ролевая игра способствует тесному общению детей, установлению контактов между ними, возникновению чувства симпатии и антипатии.
В сюжетно-ролевой игре заложены большие возможности для развития навыков общения, воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия.
Сюжетно-ролевая игра – это своего рода школа, в которой ребенок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения людей, их отношения к труду, к окружающему миру, людям и к самому себе.
Содержание сюжетной игры и выполнение роли в ней, подчинение правилам поведения и развитие игровых и действительных взаимоотношений, необходимость сделать для своей игры игрушку, соорудить постройку, согласия действия с другими играющими и, оказывая, друг другу помощь в овладении трудовыми навыками, – все это способствует формированию у детей нравственных чувств, дружеских взаимоотношений, организует их поведение.
В сюжетно-ролевой игре, дети берут на себя роль взрослых, моделируют те отношения, в которые вступают взрослые в действительной жизни, при осуществлении своих основных общественных и трудовых функций.
Большое значение для сюжетно-ролевой игры имеют коммуникативные навыки ребёнка.
Для возникновения интересной, содержательной сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста необходимо:
- договориться об игре;
- построить яркий ролевой диалог.
Когда у детей появляется потребность в игре, они начинают договариваться о ней с партнёром. При этом у детей формируются умения взаимодействовать со сверстниками, обсуждать, отстаивать свою точку зрения, идти на компромиссы, анализировать суждения партнёра.
Принимая на себя роль в игре, ребенок вынужден реагировать на действия и речь партнеров, связанных по смыслу с его ролью, то есть уметь изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от роли партнеров.
При выстраивании ролевого диалога у детей активизируется словарный запас, развиваются такие коммуникативные навыки как: умение начинать и завершать беседу, менять вслед за мыслью собеседника тему речевого взаимодействия, поддерживать определённый эмоциональный тон, следить за правильностью языковой формы, дети более активно в игре используют мимику и жесты.
На основании исследований С. Н. Карповой и Е. Д. Макаровой, отношения в сюжетно-ролевой игре способствуют развитию у детей нравственных мотивов поведения, формированию норм и правил взаимодействия и общения, формированию социально-коммуникативных навыков.
Более активно общение детей начинает проявляться, когда осуществляется переход к действию совместно с кем-то из детей, возникает процесс взаимодействия, который вызывает детей на то или иное общение, на установление каких-либо отношений друг с другом. В игре с другими детьми у ребенка возникают новые отношения, порождающие новые запросы, более многообразные взаимовлияния.
Для развития коммуникативных навыков у старших дошкольников целесообразно проводить игры–придумывания. Дети самостоятельно придумывают сюжет для этой игры. В процессе подобного задания они учатся слушать друг друга, продолжать рассказ партнера. В результате дошкольники могут реализовать свои коммуникативные возможности и действовать согласованно. Дети учатся ориентироваться на партнеров-сверстников, прислушиваться к их мнению (ведь они могут предложить другие события); умение комбинировать предложенные самим ребенком и другими участниками события в общем сюжете игры.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра является наиболее эффективным средством социально-коммуникативного развития дошкольников. В сюжетно-ролевой игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Дети учатся играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, формируется умение слушать собеседника, решать конфликтные ситуации. Организация сюжетно-ролевой игры уже подразумевает вступление детей в контакт, в общение, как со сверстниками, так и с взрослым, и чем чаще организуется игра, тем больше возникает желание поиграть еще и еще.
|