Е.Н. Верстукова Педагог-психолог ВКК ГБДОУ №115 Невского района Санкт-Петербурга
В «Концепции дошкольного воспитания» указано: «Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного развития ребёнка». Центральным моментом в индивидуальных особенностях человека являются его способности, именно способности определяют становление личности и обусловливают степень яркости её индивидуальности.
Способности – это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе взаимодействия с внешним миром.
Самым сензитивным периодом для развития способностей является дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделён огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и даёт возможность ребёнку достигать больших высот в своём развитии.
Скачать полный конспект
Способности не только проявляются в деятельности, но и создаются в этой деятельности. Они всегда являются результатом развития. Способность – понятие динамическое – существует только в движении, развитии (С. Л, Рубинштейн).
Говоря про общие способности, следует акцентировать внимание на том, что у дошкольников уже проявляются и специальные способности.
Специальные способности – это способности к определённой деятельности, которые помогают человеку достигать в ней высоких результатов.
В период дошкольного детства, говоря о развитии творческих способностей, мы учитываем, что дети могут проявлять себя в каких-то видах деятельности более продуктивно, что даёт возможность говорить о задатках и специальных способностях. Врождёнными могут быть только задатки (особенности строения мозга и нервной системы, функциональные особенности организма, данные каждому от рождения). На основе задатков, составляющих природную основу способностей, дети могут проявлять специальные способности.
Дальнейшее развитие способностей ребенка зависит от совместной работы родителей педагогов и психологов. Для этого необходима пропаганда способов, средств и методов развития способностей. Знания родителей о сроках и способах развития детских способностей бывают противоречивы: порой мы сталкиваемся с тем, что родители, не слишком разбираясь в вопросе, занимаются развитием тех способностей, которые, по их мнению, ребёнок должен иметь. Это не всегда соответствует реальности. Выявление специальных способностей и склонностей ребёнка даёт возможность сориентировать родителей по вопросам углублённого развития ребёнка на основе комплексных обследований.
Научно-методическая актуальность выбора данной темы обусловлена наличием достаточного количества методик по данному вопросу: модифицированные методики Торренса, Столярова, батарея методик
В. Синельникова, В.Кудрявцева. Они позволяют диагностически точно определить наличие и уровень развития у дошкольников творческих способностей. Методы наблюдения и мониторинга показателей развития дают возможность определять наличие специальных способностей у детей.
Таким образом, выявление и развитие специальных способностей необходимо начинать с периода дошкольного детства.
Поэтому объектом данной разработки является психолого-педагогическое просвещение родителей дошкольников.
Цель данных методических разработок — выявление и обеспечение возможности развития способностей детей дошкольного возраста в различных образовательных областях путем взаимодействия с родителями воспитанников.
Данная работа может проводиться в три этапа:
1 этап.
а) Выявление способностей детей в различных образовательных областях при помощи диагностики, наблюдения, анкетирования родителей, бесед с воспитателями.
б) Систематизация полученных данных о способностях детей.
В соответствии с областями ФГОС данная работа может быть запланирована следующим образом:
|