В дошкольном детстве в жизни ребенка другие дети начинают занимать все большее место. Если в конце раннего детства потребность в общении со сверстниками только зарождается, то у старшего дошкольника она уже становится одной из главных. В четыре – пять лет ребенок явно предпочитает общество сверстников, а к шести – семи годам значительно возрастает число внеситуативных контактов.
Главной составляющей межличностных отношений старших детей – дошкольников являются социально – нравственные отношения, характеризующиеся наличием социально – нравственных знаний и успешным усвоением соответствующих форм и способов поведения в обществе. Социально – нравственные знания служат психологической базой для психологического климата детского коллектива, сплочения группы, характеризуют уровень культуры поведения ребенка.
Социально – психологические исследования, посвященные межличностным отношениям детей в группах, показали, что одними из важных черт у старших дошкольников, которые отличают популярных детей от отвергаемых, является не интеллект, не творческие способности, даже не общительность и организаторские способности. В ходе социометрического исследования дети называют такие качества как: доброта, отзывчивость, способность помочь и уступить, доброжелательность (нравственные качества).
В основе этих качеств лежит особое, личностное отношение к сверстнику, при котором другой ребенок является не средством самоутверждения и не конкурентом, а самоценной и уникальной личностью, которую нужно уважать и принимать. Личность ребенка при этом открыта для других и внутренне связана с ними. Дети с достаточными социально – нравственными знаниями легко уступают сверстнику, готовы ему помочь и не принимают чужие успехи как свое поражение (нет чувства конкурентности). Результаты исследований дают понять, что такое личностное отношение к сверстникам у некоторых детей уже складывается в старшем дошкольном возрасте и именно оно является центральным звеном в его популярности и предпочтении в группе. Такой ребенок будет успешным в сфере коммуникации и общения. И, наоборот, у тех детей, которые, в ходе социометрического исследования получили статус «отвергаемые» среди сверстников, преобладает отчуждение к другим детям, они, как правило, в общении постоянно доказывают свое превосходство или защищают свое Я.
Такая ситуация может сопровождаться от яркой агрессивности и враждебности до полного ухода в себя (замкнутость и застенчивость). Например, доказывают свое превосходство путем физической силы: часто дерутся, обзываются, отбирают игрушки, пытаются командовать сверстниками, а другие — напротив, стараются не участвовать в общих играх, избегают общения со сверстниками, боятся проявить себя — в обоих случаях эти дети сконцентрированы на своем Я, что негативно влияет на развитие коммуникативной компетентности ребенка.
При нормальном психическом развитии, к шести годам у ребенка значительно возрастает способность дошкольников к адекватным формам коммуникации. Так, они способны сопереживать сверстнику, стремиться помочь ему или поделиться с ним. Действия, направленные на поддержку сверстников, сопровождаются положительными эмоциональными проявлениями: улыбкой, взглядом в глаза, жестами, выражающими симпатию и близость. Зачастую вопреки заданным правилам игры старшие дошкольники делают попытки оказать помощь своим сверстникам, оправдать их действия перед взрослыми, защитить их от наказания. Все говорит о том, что поведение, направленное на сверстника, побуждается стремлением соблюсти моральную норму, и адекватным (правильным) отношением к другому.
Однако такое личностное отношение к сверстникам складывается не у всех детей. У многих старших дошкольников преобладает эгоистическое, конкурентное, конфликтное, а порой, агрессивное отношение. Это связано, прежде всего, с недостаточными социально – нравственными знаниями, Знаниями о правилах и нормах поведения, умением общаться и конструктивно взаимодействовать с окружающими.
Уже в старшей группе детского сада существуют вполне устойчивые избирательные отношения. Дети начинают занимать разный социальный статус среди сверстников: от более предпочитаемых до отвергаемых. Наиболее предпочитаемых детей, к которым тянутся остальные, в некоторых работах принято называть лидерами. Однако, такая трактовка достаточно условна, и ее трудно «примерить» к ситуации в детском саду, поскольку термин «лидерство» понимается как способность к социальному воздействию, к руководству и управлению другими. В социальной психологии лидерство, прежде всего, связывается с решением какой-то групповой задачи, с организаторскими способностями. Но у детей в группе детского сада пока нет четких целей и задач, у них нет и общей, которая, объединяла бы всех детей группы. Тем не менее, факт предпочтения определенных детей не вызывает сомнения в их притягательности, поэтому, более правильнее здесь вести речь не о лидерстве, а о привлекательности и, тем самым, популярности таких детей, ведь популярность, в отличие от лидерства, далеко не всегда связана с решением групповой задачи или с управлением какой-либо деятельностью.
Психологи, медики, изучающие детей дошкольного возраста, отмечают, что у них значительно ослаблены «социальные возможности личности», низкая потребность в общении, сочетающиеся с дезадаптивными формами взаимодействия – отчуждением, избеганием или конфликтом (В. В. Ковалев, И.А. Коробейников, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Л.М. Шипицина и др.).
Таким образом, оттого, как сложатся взаимоотношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников – в группе детского сада, во многом будет зависеть последующий путь его личностного и социального развития, а, следовательно, и его дальнейшая судьба. Если эти отношения складываются конструктивно, если ребенок проявляет адекватный интерес к сверстникам и умеет общаться с ними, то стоит надеяться, что он и в дальнейшей жизни будет комфортно чувствовать себя среди людей.
|