Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 60408

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ке нет точного перевода слова «мудита», «наслаждение счастьем других», точный антоним этого слова есть в немецком языке: Schadenfreude — «наслаждение страданиями кого-то другого».
И наконец, невозмутимость — она прямо противопоставляется влечению и отвращению. Чем больше вы культивируете невозмутимость, тем сильнее становится ваша „иммунная система", которая позволяет вам приносить с собой мир в любое место, куда бы вы ни направились».
Маттье добавил: «Кроме того, существуют два вспомогательных способа генерирования позитивных эмоций. Один начинается с размышлений, а другой — с генерирования каких-либо позитивных эмоций, на основе которых предпринимаются дальнейшие действия.
Первый способ — поменяться местами с другими людьми. Существует целый набор последовательных упражнений, направленных на то, чтобы сначала уравнять себя с другими, затем поменяться с ними местами, а потом прийти к выводу, что другие люди важнее вас самих, или даже принять чужую точку зрения и взглянуть на себя как на эгоистичного и высокомерного человека. Взгляд на ваше собственное „эго" с позиции других людей приведет вас к разочарованию в себе, точно так же как в обычных ситуациях вы можете разочароваться в человеке, которого считаете слишком эгоистичным». Он добавил, что целая глава текста Шантидевы, на которую сослался Алан, посвящена постепенному освоению все более тонких способов такого перехода.
«Второй способ — генерирование базового чувства глубокого милосердия. Этого можно достигнуть, например, думая о человеке, которого вы очень сильно любите, классический вариант — о матери. Затем вы должны представить эту мать в ужасной ситуации. Здесь вам придется напрячь воображение, поскольку мы имеем дело с эмоцией. Скажем, вы представляете ее в образе лани, за которой гонится охотник. Она срывается с утеса и ломает себе кости. Охотник подходит к ней и уже собирается нанести смертельный удар, но тут она смотрит на вас и говорит: „Можешь ли ты мне помочь, сынок?" — а
вы чувствуете, что не в состоянии пошевелить рукой. Или вы можете представить дорогого вам человека, который уже несколько месяцев ничего не ел и теперь просит у вас кусочек хлеба. Вы должны проделать все это, чтобы почувствовать милосердие к человеку, которого вы действительно любите».
Марк объяснил, что после того как чувство милосердия укрепится, медитатор должен распространить его на других людей и, в конце концов, на все живые существа. «Затем вы должны постараться распространить это чувство на всех живущих на земле — ведь у вас нет никакой причины относиться ко всем чувствующим существам иначе. Вы можете комбинировать оба вспомогательных способа, если это поможет вам совершенно осознанно распространять свое милосердие».
«У меня есть более скромный вариант этих методик, — сказал Пол Экман. — Перед сложными ситуациями я использую определенные визуальные образы, которые помогают мне генерировать позитивные эмоции. Я мысленно фокусируюсь на этих визуальных образах, пока не начинаю ощущать положительную эмоцию, — после этого я иду навстречу проблемам с позитивным настроем. Этот прием, на мой взгляд, вполне соотносится с тем, о чем говорил ты, хотя эффективность у него намного меньше.
Другой прием основывается на моих собственных исследованиях и тоже имеет отношение к тому, о чем говорил Марк. Я сознательно произвожу мышечные движения, имитирующие улыбку, чтобы вызвать позитивное эмоциональное состояние». Этот прием основан на данных его исследования, свидетельствующих о том, что произвольно вызванная улыбка стимулирует соответствующие изменения в мозге.
«Кроме того, я использую упрощенный вариант „игры в черепашку", — продолжил Пол. — Когда я работал с
представителями культуры каменного века в Новой Гвинее, то много раз наблюдал, что люди, которые ощущали неловкость, делали вот так, — сказал он, скрестил руки и положил ладони на плечи. — У меня есть сотни фотографий, на которых люди стоят в такой позе. Я использую ее, потому что она помогает мне взять себя в руки и собраться с силами. Я не знаю, поможет ли она мне овладеть собой, когда я буду находиться в плену эмоций, — у меня просто пока еще не было случая попробовать. Так что пока я использую эти способы как подготовительные, когда мне предстоит столкнуться с проблемами».
Сострадание как транквилизатор
К этому моменту у Далай-Ламы тоже появились конкретные предложения: «Вообще-то, прежде чем человек решает заняться буддийской практикой, он задумывается над тем, какую пользу она может принести. Эта процедура имеет большое практическое значение. Если вы пропустите этот этап и перед вами просто поставят задачу культивировать сострадание, то у вас вряд ли что- нибудь получится, а если и получится, то ваше состояние окажется неестественным, и от него будет мало толку.
Например, одна из классических буддийских методик культивирования сострадания заключается в том, чтобы развить в себе способность относиться к другим так, словно каждое разумное существо — это ваша собственная мать. Убедить себя с помощью неоспоримых доводов в том, что каждое разумное существо фактически являлось вашей матерью в бесконечной череде прошлых жизней, — задача не из легких. Но главная причина того, что вам нужно относиться ко всем чувствующим существам, как к своей матери, не в этом. Почему это нужно делать? Потому что такое отношение породит у вас ощущение нежности, ласки, добросердечности, привязан
ности и благодарности. Когда вы поймете, почему вам нужно к этому стремиться, то даже если вы не будете абсолютно уверены в том, что каждое разумное существо — это действительно ваша мать, у вас появится цель и предвкушение успеха, которые помогут вам сделать попытку.
Точно так же в случае очень сильного пристрастия или влечения (их еще называют неодолимой тягой или вожделением) одним из классических противоядий является активное использование воображения. Представьте себе, что весь мир покрыт скелетами и костями. Конечно, это малоприятное зрелище. Чего ради вам пытаться его создавать? С гораздо большим удовольствием представим мир, покрытый цветами. Но создание такой картины помогает успокоить ум, который в настоящий момент отравлен вредоносной тягой. Такой прием может на время снять ваше беспокойство, заставит задуматься о том, что на самом деле разрушает ваше благополучие. Если вы придете к выводу, что проблема кроется в ваших собственных ментальных загрязнениях, тогда у вас появится возможность самому убедиться в полезности этого противоядия — и со временем оно станет вашим любимым оружием.
Возвращаясь к теме сострадания, замечу: со стороны может показаться, будто мы культивируем сострадание и милосердие только ради других и приносим себя в жертву окружающему миру. Но такая точка зрения слишком поверхностна. По собственному опыту могу сказать, что когда я практикую сострадание, то сразу ощущаю пользу этой практики для себя самого, а не для других. От практики сострадания я получаю сто процентов пользы, в то время как польза для других может оказаться вдвое меньше. Поэтому главной мотивацией практики сострадания является обычный эгоистический интерес».
Далай-Лама отметил, что в буддийских священных текстах бодхисатва, который достигает высокого уровня духовного развития с помощью практик сострадания, ощущает огромное счастье и удовлетворение от того, что заботится о других больше, чем о себе, и доводит способность к состраданию и милосердию до высочайшего уровня.
«На своем собственном скромном опыте я убедился, что как только в моем сердце начинает расти забота или беспокойство о людях, это вызывает у меня прилив внутренней силы. В результате я избавляюсь от страха и становлюсь более счастливым. Вы спросите: а как насчет проблем, которые у меня остаются? Отвечаю: ничего страшного. Если мне сообщат какую-нибудь шокирующую или печальную новость, то я могу на несколько секунд почувствовать себя некомфортно, но потом очень быстро вернусь в норму, и в моей душе снова воцарится спокойствие». Этот пример еще раз подтвердил наблюдение, которое так поразило Пола Экмана, когда тот следил за эмоциональными реакциями Далай-Ламы.
«Я считаю, что практику сострадания можно сравнить с лекарством, которое восстанавливает равновесие у человека, испытывающего сильное возбуждение, — сделал вывод Далай-Лама. — Сострадание — это отличный транквилизатор».
В течение всей дискуссии на тему сострадания Далай- Лама был чрезвычайно оживлен, почти весел и использовал очень выразительные жесты — было ясно, что он высказывал свои твердые убеждения.
Маттье перевел дискуссию в более широкий социальный контекст: «Если вы читали Всеобщую декларацию прав человека, то помните, что она включает около пятидесяти восьми статей. Но, похоже, в наших отношениях с другими людьми самой фундаментальной статьей должна быть та, в которой права человека были бы
определены как признание того фа



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Пол Экман. Распознавание мимики детьми
  • Аудиоландшафт наших чувств. Значение эмоциональных возгласов
  • Эмоция; emotion
  • Дж. Хессон. Позитивное мышление и развитие эмоционального интеллекта
  • Пол Экман, Уоллес Фризен. Исследование выражения эмоций на лице. - Пол Экман
  • Разрядка; discharge
  • Визуальные образы усиливают эмоции при афантазии
  • Редактор. Дети и эмоции.
  • Как эмоции растекаются в мозге
  • Пол Экман. Поведение под влиянием эмоций - Пол Экман
  • Лободенко Наталья Леонидовна. 6 этапов обучения эмоциональной грамотности
  • Эмоция; Emotion; Emotion
  • Бенджамин Роу. Необходимые навыки магии
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Аффект; affect
  • Каким женщинам больше доверяют мужчины
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Е.И. Головаха, Н.В. Панина. Психология эмоций. Управление эмоциями. - Из цикла "Психология успеха"
  • Мимика как индикатор эмоций
  • Притча «Вопрос ламе»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Как спорт помогает снять стресс
  • Ильин Е.П. Эмоции и чувства
  • Уманец Дарья Сергеевна. Информационное занятие с элементами практикума «Эмоциональная компетентность»
  • Притча «Один из пяти»
  • С. Шабанов, А. Алешина. Управление эмоциями других и манипуляции
  • Иган Дж. Слушание и понимание вербальных сообщений: практические рекомендации
  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Невербальная коммуникация и язык жестов
  • Цобехия Анна Юрьевна. Развитие эмоций у детей дошкольного возраста
  • Прист С. Теории сознания.
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Соматизация
  • К чему снится целоваться?
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной
  • Анна Березовская. Эмоции — путь к завоеванию мужчины
  • Игорь Исаев. Как управлять эмоциями - И. Исаев
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Ирина Залесская. Навязчивое негативное мышление и как с ним бороться. - Психология для всех
  • Яна Франк. Что такое мотивация и где ее берут?
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Психолингвистика: как язык определяет наше внимание
  • К чему снится ссора?
  • К чему снятся трупы?
  • Анна Гаврилюк. Нужна ли честность в нашей жизни?
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Гадание по дате рождения
  • Сторителлинг как эволюционное преимущество или Почему мы рассказываем истории?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь