Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.

Категория: Общая психология, Социальная психология | Просмотров: 50892

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Психодиагностика возникла как наука о методах дифференциальной психологии, а в дальнейшем развивалась в соответствии с запросами педагогики, профессионального отбора и медицины. В 1890 г. в американском журнале "Mina" были опубликованы первые интеллектуальные тесты, разработанные Дж. М. Кеттеллом. Здесь же было высказано предложение о необходимости стандартизации тестов с тем, чтобы исключить влияние на их результаты побочных факторов. В дальнейшем Дж. М. Кеттелл разработал 50 образцовых (стандартизированных) тестов для измерения различных сенсорно-интеллектуальных свойств индивида. В 1896 г. в США были созданы координационные центры по консолидации тестологических исследований. Новый сдвиг в развитии тестологии произошел благодаря созданию серии интеллектуальных тестов французским врачом и психологом Альфредом Вине (1857–1911). В 1905 г. А. Вине в сотрудничестве с Анри Симоном провел серию тестовых испытаний детей с целью выявления особенностей их умственного развития. Задания в этих тестах были сгруппированы применительно к различным возрастным группам – от 3 до 13 лет. (Если пробные задания (шкалы) выполняли 90% детей данного возраста, то это задание считалось стандартным.) В каждой возрастной группе тестированию подвергались по 300 детей. По успешности выполнения тестовых заданий стал определяться умственный возраст ребенка, который не всегда совпадал с его хронологическим возрастом. Было введено понятие базового умственного возраста – это максимальный возраст, при котором все задания определенного типа успешно выполняются подавляющим большинством детей. Если ребенок выполнял отдельные задания, предназначенные для более старшей группы, то к его хронологическому возрасту приписывалось соответствующее количество месяцев. Разница между умственным и хронологическим возрастом интерпретировалась или как одаренность, или как умственная отсталость. Вторая редакция "шкалы А. Бине" была тщательно исследована в Стэнфордском университете США группой сотрудников под руководством Л. М. Термена. Разработанная ими "шкала" подверглась существенным изменениям и стала называться "шкала Стэнфорд – Бине" (1916). Были введены два новых основоположения: статистическая достоверность тестовой нормы и коэффициент интеллектуальности (IQ), предложенный В. Штерном. Коэффициент IQ определялся как частное, получаемое при делении хронологического возраста на умственный возраст и умноженное на 100. Шкала Стэнфорд–Бине была рассчитана на детей в возрасте от 2,5 до 18 лет. Для каждого возраста был определен типичный средний показатель (X) выполнения соответствующих тестовых заданий, принятый за 100, и возможные стандартные отклонения (S) в пределах 16 баллов. (Все индивидуальные показания в пределах 84–116 баллов считались нормальными.) Если же тестовый показатель выходил за пределы этих значений, то ребенок признавался либо умственно отсталым либо одаренным. Шкала Стэнфорд – Бине получила широкое распространение и выдержала четыре издания (1937, 1960, 1972, 1986 гг.).
В период первой мировой войны в США стали проводить групповое тестирование интеллекта при отборе новобранцев по различным родам войск. А. С. Отис разработал две разновидности армейских тестов – "Альфа" и "Бета" (первая для знающих английский язык, вторая – для неграмотных и иностранцев). Эти групповые тесты отличались упрощенностью применения и оценки результатов. Они стали широко применяться в промышленности, образовании и армии, так как не требовали психологически квалифицированных кадров. Тестология получила массовое распространение. Тесты стали валидными и высоконадежными. Было выяснено, что общий уровень развития интеллекта коррелирует с рядом других личностных качеств индивида. В тестологии возникло новое направление – тестирование специальных способностей человека, которое стало основой профессионального отбора, профессиональной ориентации и профессиональной консультации. Были созданы тестовые комплексы (батареи) для отбора поступающих в медицинские, педагогические, юридические, инженерные, военные и другие учебные заведения, для эффективного распределения персонала по различным рабочим местам. Стала применяться математическая методика обработки полученных результатов – факторный анализ. Английский психолог Чарльз Спирмен установил, что все специальные способности имеют не только специфические характеристики (S-фактор), но и общие особенности – генеральный фактор (G-фактор). Выяснилось, что любая специальная способность базируется на необходимом уровне общей способности, что отдельные тестовые показатели объединяются в родственные подгруппы. Тестовые задания стали соответствовать факторному анализу (Л. Л. Терстоун и др.). Было выделено 12 факторов, характеризующих первичные умственные способности (в настоящее время выделено 120 таких факторов). В США была разработана батарея тестов общих способностей, необходимых для конкретных видов деятельности (GATB).
Наряду с этим начали разрабатывать тесты достижений, выявляющие усвоение определенных знаний и сформированность профессиональных умений и навыков. Сравнительному анализу подверглась и эффективность различных способов и программ обучения (широкоизвестный Стэнфордский тест достижений (AT) был опубликован в 1923 г.). Тестология стала основной частью психометрики – науки о психологических измерениях. В США с 1936 г. выходит специальный журнал "Психометрика".
Наряду с тестами в личностной диагностике получили широкое распространение личностные опросники и прожективные методы.
Первым личностным опросником явился разработанный американским психологом Робертом Вудвортсом "Бланк данных о личности" (1919), предназначенный для выявления среди военнослужащих лиц с невротической симптоматикой. Личностные опросники содержат косвенную постановку диагностических вопросов. Стандартизированная процедура их предъявления и оценки итогов сближают их с тестовыми обследованиями. Во второй половине XX века самым распространенным личностным опросником стал тест-опросник MMPI – Миннесотский многофазный личностный перечень. Широко применялись также проективные методики, возникшие на основе ассоциативной концепции. Первые ассоциативные эксперименты провел Ф. Гальтон еще в 1879 г., предлагая испытуемым отвечать на словесные раздражители случайно вспомнившимся словом. Предполагалось, что эта методика позволит выявить устойчивую психическую направленность личности. (Эта методика широко используется в психоанализе.) Наиболее известная проективная методика была разработана в 1921 г. швейцарским психиатром Германом Роршахом. Предъявляя причудливые чернильные пятна (симметрично организованные путем перегиба листа бумаги) различным группам психически больных, Рорщах установил статистически достоверную систему показателей. Затем была разработана методика А. Пейна (1928 г.) – "завершение предложений". А в 1935 г. была создана самая распространенная проективная методика – Тест Тематической Апперцепции (ТАТ). Ее создатели X. Морган и Г. Мюррей обобщили весь накопившийся к тому времени опытный материал, полученный различными проективными методиками.
Появившееся в последнее время обилие тестовых методик в принципе основано на вышерассмотренных классических методиках. В связи с развитием компьютерной техники появилась возможность "настройки" теста на индивидуальные особенности испытуемого – возникла методика адаптивного тестирования. Многомерная компьютерная обработка данных позволила делать заключения о субъективном семантическом пространстве испытуемого (Ч. Осгуд, 1952; Дж. Келли, 1955).
В России психодиагностика начала развиваться в начале XX в., но ее экспериментальная база была заложена в последней четверти XIX в.: в 1885 г. возникла первая экспериментальная психологическая лаборатория в Казани, созданная В. М. Бехтеревым, а в 1895 г. по инициативе С. С. Корсакова была создана психологическая лаборатория при психиатрической клинике Московского университета.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Перепечаева Светлана Николаевна. «Развивающая среда в домашних условиях»
  • Мусатова Инна Борисовна. Формирование целостной картины мира/экспериментирование НОД «Наши помощники-глаза»
  • Эффект самореференции. Как мозг сохраняет чувство «Я»?
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Оргазм стимулирует работу мозга
  • Нейронная основа наших воспоминаний
  • Лезжова Ольга Владимировна. Методики преодоления зрительного напряжения у детей дошкольного возраста в процеccе НОД.
  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Логопедия -Презентация « Особенности зрительного и слухового восприятия при речевых нарушениях»
  • Понкратьева Юлия Андреевна. Для родителей средней группы «Возраст почемучек».
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Рыжих Татьяна Викторовна Кучеренко Марина Александровна Кутейникова Екатерина Александровна. Мастер-класс для педагогов и родителей «Совершенствование межполушарных связей у детей с ОВЗ»
  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием. Из опыта работы.
  • Любовь Кириллова. О функциях больших полушарий мозга. Левополушарное и правополушарное мышление
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Мозг и оптимизм: как орбитофронтальная кора влияет на оптимистичное восприятие
  • Срисовывание картинки изображающей домик (Гуткина Н. И.)
  • Шарипова Эльмира Расимовна. Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия «Олимпийские виды спорта»
  • Рик Хансон. Нейропластичность или Как улучшить свой мозг?
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Редактор. В какую сторону крутится балерина?
  • Нейроэстетика: как произведения искусства влияют на мозг
  • Активность мозга помогает находить преступников
  • Геи лучше запоминают лица
  • Насырова Аминат Имагисиевна. Сенсорное воспитание — основа умственного развития ребенка
  • Астахова Елена Николаевна. Конспект подгруппового занятия на развитие зрительного восприятия (подготовительная группа) «Я человек. Части тела».
  • Как человеческий мозг создает ассоциации?
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Карпенкова Ольга Александровна. Конспект НОД по ОБЖ 'Береги свои глаза'
  • Федорина Наталья Ивановна. «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактическую игру».
  • Главный Редактор. Функция игрушки в развитии зрительного восприятия детей раннего возраста
  • Елена Тогулева. Альбом для тренировки зрительных анализаторов «Зоркий глаз»
  • Существует ли «мужской» и «женский» мозг?
  • Рюта Кавашима. Как тренировать мозг, чтобы поумнеть. Развитие префронтальной коры
  • Мишина Надежда Васильевна. Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.
  • Билингвизм и мультиязычность: как знание нескольких языков влияет на мозг
  • Как различные профессии влияют на мозг?
  • Грачева Марина. ГРАФОМОТОРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ТОНКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Краснова Виктория Степановна. Cтатья «Особенности детей с нарушением зрения»
  • Имаго; Imago
  • Эстетическое восприятие: красоту можно считать по активности мозга
  • Рамиль Гарифуллин. О перспективах клонирования и психического сканирования мозга.
  • Дэн Вальдшмидт. Как наш мозг принимает решения и зачем нам об этом знать?
  • Медведева Мария Сергеевна. Развитие зрительно-моторной координации у детей с тяжелым нарушением речи, посредством ручного труда
  • Как тренировать мышление
  • Светлана Сачкова. Здоровьесберегающая технология – зрительная гимнастика



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь