Коллектив авторов. Практическая психология: Учебник.

Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 28243

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В современной семье отмечена общая ориентация на индивидуализацию и персонализацию отношений. Эта особенность связана с процессами как субъективного, так и объективного характера, что выявляется с помощью механизма пересечения линий «интимности-автономности» в семье.
Выявление духовно-нравственного потенциала семьи связано прежде всего с оценкой уровня супружеского взаимодействия.
Супружеские отношения являются сложным типом межличностных отношений и включают не только морально-нравственные аспекты, но и сексуально-эротические, бытовые, экономические. Важно отметить, что стабильность супружества зависит от степени согласованности семейных ценностей мужа и жены, единства взглядов на выполняемые роли при реализации основных функций семьи.
Брачно-семейные отношения являются социальной формой отношений между мужем и женой. Общество, государство упорядочивают и санкционируют их совместную жизнь, права и обязанности. Имеющиеся данные о добрачном поведении мужчин и женщин, их ориентации в семейном плане (ролевые ожидания супружества) показали, что среди мотивов ухаживания вступление в брак оказалось на 11-м месте, а на 1-м — любовь, что свидетельствует о достаточно строгом подходе к выбору брачного партнера. Прежде всего, брак потерял монополию на удовлетворение сексуальной потребности. Факты добрачных связей показали, что с 1969 по 1985 г. в 2,5 раза выросло зачатие детей до брака (до 75% в 1985 г. по сравнению с 20% в 1965 г. ).
Супружество связано с созданием прежде всего семьи, малой социальной группы, включающей не только отношения между мужем и женой, но и детьми, родственниками.
Современная семья развивается в условиях перехода от патриархальной (многопоколенной), где хозяйственные функции были основными, к семье, где процессы консолидации, взаимопонимания служат не только быту и воспитанию детей, но и созданию психологического комфорта для взрослых.
Высокий уровень разводов, неустойчивость семьи, особенно молодой, обусловили создание многочисленных служб помощи семье. Психологические особенности супругов, соотношение идеала и реальных портретов мужа и жены стали предметом ряда опросов и тестовых исследований.
Благополучие и стабильность брака и семьи — одна из важнейших проблем современного общества. Данные ряда исследований позволяют выделить ряд условий стабильности брачно-семейных отношений:
1. Взаимопонимание, единство духовных ценностей.
2. Устойчивые чувства любви, симпатии и взаимоуважения супругов.
3. Супружеская совместимость (характер, бытовые установки, круг интересов).
4. Наличие детей в семье.
5. Материальная обеспеченность, комфортные жилищные условия.
Из представленного перечня видно, что при всей важности экономических условий гораздо большее влияние на брак оказывают психологические факторы — совместимость супругов, единство их духовных, культурных ориентации.
Для супружеской совместимости необходимы интимно-сексуальная, личностная и духовная близость супругов, автономия. Супружескую интимность можно представить в виде симпатии, расположенности, признательности и эротической привязанности.
Наука, изучающая сексуальное поведение и мотивацию, называется сексологией. На Западе широкое распространение получила секстерапия — направление парной (супружеской) психотерапии сексуальных расстройств, в основе которого лежат бихевиористические ориентации.
Сексология рассматривает проблему сексуальной совместимости и сексуальных расстройств. Сексуальную совместимость можно рассматривать как соответствие сексуального поведения партнеров, на которое оказывают влияние уровень общей и сексуальной культуры, отношение к оценке своей сексуальности, личностные особенности, стереотипы мужественности и женственности, наличие соответствующих физиологических сексуальных реакций.
Наверное, многие испытывали трудности в сексуальных отношениях и пытались сами либо с чьей-то помощью с ними справиться. Согласно исследованиям, первый неудачный сексуальный опыт может стать причиной желания доказать себе, что с другим партнером, в другой ситуации все будет по-другому. Таким образом, целью сексуальных отношений становится не любовь, не желание стать ближе к другому человеку, не даже просто получение удовольствия, а необходимость доказать свою состоятельность и не потерпеть неудачу. При такой установке одна неудача может привести к функциональному расстройству. Отсюда следует вывод о важности в интимных отношениях эмоционального настроя и мотивации. Причиной функциональных расстройств являются психологические факторы. Основные из них: отрицательные эмоциональные переживания (страх, чувство вины); неприятные события, связанные с предшествующей половой активностью; отрицательное влияние семьи, характер воспитания в детстве; психические травмы в сексуальной области, полученные в детстве от увиденного или услышанного; проблемы партнерства, наличие конфликтов; особенности характера (склонность к тревожности, самоанализу, чувство собственной неполноценности); ситуационные факторы (отсутствие возможности полной изоляции, страх перед возможностью возникновения беременности и др.).
Перечисленные факторы часто становятся причиной сексуальной нечувствительности либо болезненных переживаний, связанных с сексуальной ролью. Положительные эмоциональные переживания увеличивают шансы получения удовольствия и вероятность того, что функциональных сексуальных нарушений не будет. Наряду с требованиями такта, терпеливости, внимательности к собственным ощущениям и ощущениям партнера, существуют половые и личностные особенности, влияющие на поведение партнера, которые необходимо учитывать. У женщин — это черезмерная стеснительность и запреты, привычка сопротивляться партнеру, пассивность и др. Основные проблемы возникают у женщин, которым необходимо больше времени для достижения оргазма, чем партнеру. Для женщин более важен период ласк и «любовной игры». У мужчин со склонностью к самоанализу проблемой может стать неправильное поведение партнерши: тенденция унизить партнера, опасение потерять независимость, критика и обвинения.
Многие исследователи считают, что сексуальные отношения находятся на одном из первых мест в перечне условий сохранения семьи. Терапия функциональных сексуальных расстройств часто проводится параллельно с супружеской терапией, которая тоже ориентирована на супружескую пару и ее проблемы, но акцент переносится на преодоление конфликтов, кризисных ситуаций, достижение гармоничных взаимоотношений, обеспечение взаимного удовлетворения потребностей. Одним из основных понятий супружеской терапии является индивидуальный договор, который предполагает, что каждый из партнеров, вступающих в длительные отношения, имеет определенные надежды и дает обещания, т. е. каждый предполагает что-либо дать и что-то получить взамен. Соглашение может быть: сознательным и вербализованным, сознательным и невербализованным, неосознанным. Договор может касаться всех аспектов совместной жизни: успешного продвижения по службе, физического состояния здоровья, секса, проведения свободного времени, денег, детей и др. Если ожидания партнеров по любому из этих аспектов различны, то они могут послужить причиной возникновения конфликтов. Муж, например, может ожидать от жены послушания, заботы о нем. Жена, в свою очередь, ожидает от него романтической любви, помощи в ведении домашнего хозяйства. Вследствие того, что каждый из них ведет себя иначе, чем от него ожидают, возникают ощущение обмана и чувство беспокойства. Сознательный и вербализованный супружеский договор наиболее управляем, так как у партнеров есть возможность прийти к соглашению, и он исключает возможность существования неоправданных ожиданий.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тутушкиной М.К. Практическая психология. Под редакцией
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Чуприкова Н.И., Равич-Щербо И.В. Фундаментальные проблемы общей психологии.
  • Исаева Ольга Сергеевна. Курс 'Методологические основы психологии'
  • Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Марцинковская Т.Д. История психологии
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы.
  • Чистяков А.В. (Владимирский) МАТЕРИАЛЫ ПО КОHСТРУКТИВHОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Маклаков А.Г. Общая психология. Ответы на экзаменационные билеты
  • Годфруа. Что такое психология Ч.2
  • Практикум по практической психологии.
  • Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология
  • Регуш Л.А, Орловой А.В. Педагогическая психология. Под редакцией
  • Дружинина В.Н., Ушакова Д.В. Когнитивная психология. Под редакцией
  • Дубровиной И.В. Практическая психология образования. Под редакцией
  • Джемс. Психология.
  • Щедровицкий Г.П. ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ читанные в Ростовском университете (фрагменты)
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии
  • Исаева Ольга Сергеевна. Учебное пособие «Дифференциальная психология»
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Владимир Стукас. Психологическая типология, которая работает
  • Лавриненко В.Н. - Психология и этика делового общения
  • Сосновского Б.А. Психология. Под редакцией
  • Клюевой Н.В. Педагогическая психология. Под редакцией
  • Андреева Г.М. Методы социальной психологии.
  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности
  • Носкова О.Г. Психология труда
  • Исаева Ольга Сергеевна. Связь психологии с другими научными дисциплинами
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Абдурахманов Р.А. - Военная психология
  • Спасенников В.В. Экономическая психология
  • Абрамова Г.С. Практическая психология
  • Еникеев М.И. Юридическая психология. Краткий учебный курс
  • Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. Вузов.
  • Лукьянченко Н.В. Психологическое просвещение в практической психологии (на примере научно-популярной лекции «Психология оптимизма»)
  • Петровский А.В. Общая психология
  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Марцинковская Т.Д. Психология
  • Капустина С.А. Основные методы сбора данных в психологии. Под редакцией
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Боронова Г.Х., Прусова Н.В. Психология труда. Конспект лекций



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь