|
Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти.Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 122114
Автор: Реан А.А.
Название: Психология человека от рождения до смерти. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Высокий статус — значимое положение в группе и активное влияние на динамику отношений в группе.
Известная тенденция подростков к группированию и своеобразная, зачастую жесткая, внутригрупповая статусная дифференциация, присущая не только неформальным группам, но и школьному классу, делает необходимым рассмотреть взаимосвязь самооценки подростка с его социально-психологическим статусом. Данные ряда исследований отечественных психологов показывают на наличие этой взаимосвязи, которая прежде всего положительно коррелирует с уровневой характеристикой самооценки подростков. Я. Л. Коломинский (1976) установил ряд интересных закономерностей социальной перцепции у подростков: — тенденция к завышенной самооценке социометрического статуса у низкостатусных учащихся и к заниженной у высокостатусных; — эгоцентрическая нивелировка — тенденция приписывать другим членам группы статус либо равный своему, либо более низкий; — ретроспективная оптимизация — тенденция более благоприятно оценивать свой статус в прежних группах. 366 ■ Часть V. Подростковый и юношеский возраст (от 11 до 19 лет) Последующие исследования в этой области подтверждают влияние особенностей самооценки подростка на его социально-психологический статус в классе: чем критичнее к себе подросток и чем выше его самооценка, тем выше его положительный социометрический статус. И далее, чем выше самооценка и чем выше уровень притязаний, тем ниже положительный социометрический статус или выше отрицательный статус, в зависимости от поведенческих особенностей человека, проявляющихся по отношению к группе: склонные к рациональному конформизму попадают в группу «пре-небрегаемых», склонные к нонконформизму попадают в группу «отвергаемых». Причину подобной зависимости некоторые авторы находят в росте критичности подростков к себе. При этом они указывают на то, что неправильное осознание подростком своего положения в коллективе нередко является одной из главных причин возникновения конфликтных ситуаций. Отклонение в адекватности осознания подростком своего положения в коллективе, как в сторону переоценки, так и в сторону недооценки, может привести к нежелательным результатам. Если, например, ученик переоценивает свое положение, то он, как правило, отрицательно относится к товарищам, проявляя пренебрежение, недооценка же приводит к возникновению неуверенности, отчужденности у подростка. САМООЦЕНКА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА Представляет также интерес вопрос влияния педагогической оценки на самооценку подростков. В отечественной психологии этот вопрос был всесторонне исследован Б. Г. Ананьевым, который выделил две основные функции педагогической оценки: ориентирующую (воздействие на интеллектуальную сферу) и стимулирующую (воздействие на аффективно-волевую сферу личности). Сочетание этих функций формирует знание ребенка о самом себе и переживание им собственных качеств, т. е. самосознание и самооценку. Оценочное воздействие воспитателя влияет также на складывающиеся взаимоотношения детей в классе, их взаимооценку, выражающуюся, например, в популярности и репутации каждого отдельного ученика (1948). Исследование Э. Л. Носенко было направлено на выявление механизмов связи самооценки подростка и успешности его обучения. Исследователь не ограничилась общим тезисом о влиянии самооценки на снижение эффективности деятельности подростка с низкой самооценкой за счет меньшей его уверенности в своих силах. Автор предположила, что в основе механизма влияния самооценки на эффективность интеллектуальной деятельности ребенка лежат эмоциональные переживания, сопровождающие деятельность подростка. Результаты исследований показали, что уровень самооценки подростков существенно влияет как на качественные показатели эффективности интеллектуальной деятельности, так и на время ее выполнения, если в ситуации присутствуют эмоциональные факторы (например, стресс неуспеха, повышенная ответственность за качество деятельности и др.). У подростков с низкой самооценкой показатели качества деятельности в эмоциогенных ситуациях ниже на статистически значимом уровне, чем у подростков с высокой самооценкой, а время выполнения деятельности больше. Эту тенденцию автор объясняет худшей адаптацией подростков с низкой самооценкой к эмоциогенным ситуациям, что и приводит к возникновению эмоциональной напряженности, отрицательно сказывающейся на качественных характеристиках времени выполнения деятельности (1998). ШШШШШШШШШ ГЛАВА 4. РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ ■ 367 ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ АФФЕКТ НЕАДЕКВАТНОСТИ Аффект неадекватности — неадекватные эмоциональные реакции. Переживание мнимой несправедливости и неадекватной обиды у субъекта в ситуации неуспеха, когда отрицается собственная ответственность за неуспех, используется защитная форма осознания происшедшего и в неудачах обвиняются другие либо обстоятельства. Формирование личности ребенка в значительной степени зависит от того, как складываются в процессе его жизни отношения между его притязаниями, самооценкой и его реальными возможностями удовлетворить свои притязания, оправдать свою самооценку. Основным признаком наличия аффекта неадекватности у подростков является проявление неадекватных реакций на неуспех, то есть его игнорирование. Конкретнее это выглядит так: неуспех не снижает притязаний; подросток абсолютно не допускает мысли о том, что причины неуспеха могут крыться в нем самом, всегда винит в своих неудачах кого-либо другого или объективные обстоятельства; у него возникает чувство обиды и уверенность в том, что к нему несправедливы. Такого рода аффект неадекватности возникает у детей подросткового возраста достаточно часто и является серьезным препятствием для правильного, полноценного формирования личности. Так как такой аффект является барьером, отгораживающим личность от действительности, то под его влиянием у подростка формируются такие черты, как обидчивость, мнительность, подозрительность, замкнутость, агрессивность. САМООЦЕНКА В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОДРОСТКА Делинквентный подросток — подросток-правонарушитель. Самооценка прямо связана с процессом социальной адаптации и дезадаптации личности. Несмотря на всю противоречивость современных данных о самооценке несовершеннолетних правонарушителей, практически общепризнанными являются представления о связи самооценки с делинквентным и криминальным поведением подростка. Споры же в основном сводятся к выяснению того, какой характер носит самооценка правонарушителя — завышенный или заниженный. Наиболее распространенной позицией, основанной на эмпирических исследованиях, является позиция о завышенной самооценке у подростков-делинквентов (С. Н. Хоружий, Е. А. Яновская, 1973) да и у взрослых правонарушителей (А. Р. Ратинов, Н. Л. Константинова, Е. М. Собчик, 1979). Отмечается в связи с этим, что неадекватная, завышенная самооценка, связанная с социальной дезадаптацией личности, создает достаточно широкую зону конфликтных ситуаций, а при определенных условиях способствует проявлению и делинквентного поведения подростка (А. Р. Ратинов, 1983). Вместе с тем имеется и другая точка зрения, также основанная на экспериментальных данных. По мнению сторонников этой точки зрения (Г. К. Валицкас, Ю. Б. Гиппенрейтер, 1989), уровень самооценки у несовершеннолетних правонарушителей ниже, чем у правопослушных подрост- 368 ■ Часть V. Подростковый и юношеский возраст (от 11 до 19 лет) ков. Большинство же исследований с противоположными результатами, как считают названные авторы, являются методически некорректными. Таким образом, имеется явное противоречие в современных данных по вопросу о завышенности — заниженности самооценки подростков-правонарушителей. В науке часто, когда появляется такое «тупиковое» противоречие, актуализируется потребность в разработке иной концепции, некоего третьего подхода, имеющего объяснительную силу и снимающего противоречия. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|