Айламазьян А.М. Метод наблюдения и беседы в психологии.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 41655

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Предложенная трехчленная модель оценки позволяет проанализировать биографические данные также и с позиций изменения эмоционально-ценностного отношения супругов на протяжении семейной жизни, позволяет показать внутреннюю сложность и неоднозначность человеческих чувств.
Помимо психологического анализа биографических данных психологи, изучающие семейные отношения, пользуются разнообразными опросниками и интервью. Назначение опросников, а также построение системы интерпретаций весьма различно. Социологические и социально-психологические исследования, проводимые с помощь опросников на больших группах населения, показывают характерные тенденции в особенностях семейной жизни в городе и сельской местности, обнаруживают связь между различными социальными и
394
психологическими факторами. Например, показывают, как связано число детей в семье с экономическими, социальными, культурными условиями, в каких социальных группах какое число детей предпочитается, В подобных опросниках используются обычно прямые вопросы, а затем вся совокупность сведений подвергается статистической обработке,
Другой класс опросников предполагает выделение не общих социально-психологических тенденций, определяющих жизнь современной семьи, а, наоборот, характерных индивидуальных особенностей каждой конкретной семьи. Опросники такого рода находят все большее применение в семейных консультациях, при работе психолога с контингентом разводящихся супругов. Построение опросников более сложное, здесь используются не прямые, а косвенные' вопросы. Существует довольно много опросников, направленных на выявление супружеской совместимости, С помощью таких приемов специалисты, да и сами супруги, получают возможность более осознанно оценивать качества партнеров, определять степень точности межличностного восприятия. Разработаны процедуры опросов и для супругов с солидным стажем семейной жизни. Это опросники, позволяющие оценить степень удовлетворенности брачными отношениями. Субъективная удовлетворенность или неудовлетворенность браком — это обобщенная эмоция, достаточно стабильное переживание, Если это переживание приобретает отрицательный, негативный характер, что и происходит при неудовлетворенности, чело-век неизбежно пытается осмыслить, как-то истолковать это для самого себя, пытается объяснить причины создавшегося эмоционального переживания. Такие объяснения могут относиться к отрицанию ценности брака вообще или сравнению собственного брака с другими и, наконец, выражаться в оценках верности супруга. Неудовлетворенность браком может проявиться также и в отношении супругов к прошлому, настоящему и будущему семейной жизни. Исследованию всех этих составляющих и посвящен опросник удовлетворенности браком, который дает много ценной информации для понимания особенностей внутрисемейных дисгармоний, сильных и слабых сторон каждого изучаемого брачного союза.
Еще одним весьма перспективным направлением использования опросников могут служить варианты для оценки психологического климата семейной жизни. Понятие «психологический климат» в последние десятилетия употребляется для
395
описания различных аспектов взаимодействия коллектива, групп людей, выполняющих совместную работу, объединенных общими задачами. Психологический юшмат — это не только производная, результат совместной деятельности и общения людей, Специальными исследованиями показано, что благоприятный или неблагоприятный климат оказывает заметное влияние как на отдельного человека, так и на группу или коллектив в целом. Психологический климат может быть представлен как своеобразный фильтр, который в определенной степени обусловливает групповое и индивидуальное поведение. Таким образом, психологический климат — это не столько некий результат взаимодействия, но главным образом регулятор совместной деятельности.
Понятие психологического климата вполне применимо к семье, ведь семья — это коллектив. Для его психологической характеристики выделяют такие факторы, как сплоченность и взаимная ответственность, информированность членов семьи относительно планов и поступков других ее членов, организованность семьи, чувство коллективизма, или, как его называют, «чувство Мы».
Результаты опроса статистически обрабатываются и представляются в виде циклограммы. Таким образом, каждая семья в психологической консультации может получить «графический портрет* психологического климата своей семьи. Очень важно, что такая информация дает возможность супругам сделать предметом самостоятельного обсуждения те или иные стороны своих отношений, увидеть, какие показатели и по каким параметрам семейных отношений выше, а какие отстают, где наметились «перспективы роста», как сформулировать общесемейные цели для изменения тех или иных сторон взаимодействия.
Интересно, что уже одно обсуждение циклограмм дает возможность супругам по-новому, на более сознательном уровне оценить свои отношения, дает уверенность в том, что даже такие, казалось бы, неуправляемые и стихийные отношения, которыми принято считать отношения в семье, вполне могут быть оценены и, главное, они вполне поддаются управлению. А чувства от этого ничуть не тускнеют, наоборот, совместная психологическая работа придает эмоциям еще большее очарование, даст возможность пережить особую радость от совместно обретенных побед. В качестве иллюстрации можно привести фрагмент обсуждения одного «циклографического семейного портрета»:
396
— Это удивительный портрет того, в каких областях мы
расходимся... Ты теперь видишь (жене)?
— Меня это просто поразило, ведь мы же сами отвечали на все вопросы, здесь все стало так видно, а почему-то раньше словами этого сказать не могли. Можно, я это дома на стенку повешу и буду все время подходить и смотреть, тут ясно видно, что следует делать, а что нет...
— А вот здесь, вот в этих зонах, у нас все так совпадает, все хорошо...
— Может быть, даже слишком, это надо обсудить. „
— Хорошо, что мы это увидели и обсудили, теперь знаем в какой-то мере, чем мы сильны, а где еще надо поработать.
Для оценки межличностного восприятия, способности супругов понимать и чувствовать внутренние побуждения друг друга психологи используют весьма любопытный прием — супругам предлагаются личностные опросники, но заполнять их надо не за себя, а так, как на подобные вопросы ответили бы муж или жена. Затем ответы сравниваются, анализируются и обсуждаются вместе с супругами. Польза от таких обсуждений для гармонизации семейных отношений, для выяснения причин кризисов и конфликтов вполне очевидна.
Однако и анализ биографических данных, и даже каждый тонкий и изобретательный опросник имеют опреденные ограничения. Вся информация, которую извлекает психолог, касается прошедших событий. Кроме того, это сведения, уже обработанные сознанием и чувствами тех, кто дает ответ. Наиболее важно для психолога проникать в семейные отношения, ничего в них не нарушая, научиться схватывать это неуловимое «здесь и сейчас», получить возможность тут же, без отлагательств проанализировать «горячие точки* внутрисемейного общения.
Этой задаче отвечают экспериментально-моделирующие процедуры, в которых создаются условия для выявления реального поведения супругов, реального взаимодействия.
Психологу К.К.Платонову принадлежит интересное наблюдение: «Приходилось ли вам когда-нибудь мыться в групповом душе, в котором регулировка горячей и холодной воды в одной кабинке сразу сказывается на соседних? Бывали группы моющихся, которые быстро соображали, в чем тут дело, и совместными усилиями устанавливали "нужный режим" во всех кабинах. Порой группа довольно быстро выделяла кого-либо для "руководства". А иногда кто-либо, проявляя инициативу, брал на себя "руководящую роль'% или, как говорят
397
психологи, становился лидером, иногда неудачным, И уж совсем плохо было, когда лидеров оказывалось несколько. Такие группы долго, а то и совсем не могли справиться с душем, все время мешая друг другу. На всю жизнь мне запомнился этот душ. Ведь в нем очень отчетливо проявились те же закономерности, которые есть в каждой группе людей: как в случайной, неоформленной, так и в коллективе. Слыша, как не сработался экипаж самолета, зимовщики на метеостанции или рабочие в бригаде, я всегда вспоминаю этот душ».



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации
  • Формы работы с родителями учащихся, относящихся к группе риска.
  • Мониторинг результатов диагностики адаптации первоклассников и пятиклассников к школе
  • Быстрова, Кибирева. Русский язык 6 класс в 2 частях
  • неизвестно Математика. Контрольные тренировочные материалы для 4 класса с ответами и комментариями.
  • Гусева И.Л., Пушкин С.А. и др. Алгебра. 7 класс. Тестовые материалы для оценки качества обучения
  • Пушкин С.А. и др. Алгебра. 8 класс. Тестовые материалы для оценки качества обучения - Гусева И.Л., Пушкин С.А. и др.
  • Профилактика и психокоррекция трудностей адаптации у первоклассников
  • Павлова Н.С. Химия. 9 класс. Диагностические работы
  • Развитие познавательных способностей учащихся. 2-3 КЛАССЫ
  • Крайнева Л.Б. Алгебра. 9 класс. Тестовые материалы для оценки качества обучения
  • Исаева Ольга Сергеевна. Психологические особенности детей трехлетнего возраста.
  • Программа педагога-психолога по профилактике жестокого обращения с детьми
  • Мотивационно - личностное развитие 10 классов
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Раздаточный материал
  • Мальцев А.А., Мальцев Д.А. Математика. 4 класс. Всероссийская проверочная работа. Рабочая тетрадь
  • Павлова Н.С. Химия. 8 класс. Промежуточное тестирование
  • Меркин Г.С. и др. Литература. Учебник для 5 класса. В 2 ч.
  • Гусева И.Л. Математика. 5 класс. Тестовые материалы для оценки качества обучения
  • Психологическая подготовка учащихся 4 классов к переходу в среднюю школу
  • неизвестно Летние задания по математике. 2 класс.
  • Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках введения ФГОС НОО
  • Психологическая помощь учащимся 11, 9 классов в подготовке к экзаменам
  • неизвестно Летние задания по математике. 1 класс.
  • неизвестно Летние задания по математике. 4 класс.
  • неизвестно Подготовка к итоговой комплексной работе. Математика работа с информацией чтение. 4 класс. Методичка.
  • ВарвенкоТатьяна Геннадьевна. Сценарий логопедической викторины: «Логоцветик».
  • Латчук В.Н. и др. Рабочая тетрадь по основам безопасности жизнедеятельности для 10 класса
  • Карташева Г.Д. Алгебра. 8 класс. Практикум. Готовимся к ГИА
  • Особенности поведения подростков в конфликтах
  • Латчук В.Н. и др. Рабочая тетрадь по основам безопасности жизнедеятельности для 11 класса
  • Панарина В.И. Геометрия. 7 класс. Диагностические тесты
  • Артасов И.А. История России. Диагностические тесты. 9 класс
  • Старостина С.А. Переходим во 2 класс
  • Ефремова Е.А. Русский язык. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Баранова М.Т. и др.
  • Меркин Г.С. и др. Литература. Учебник для 5 класса. 1-2 Книга
  • Рыбченкова Л.М., Роговик Т.Н. Русский язык. 6 класс. Рабочая тетрадь. В 2 частях
  • Рыбченкова Л.М., Роговик Т.Н. Русский язык. 5 класс. Рабочая тетрадь. В 2 частях
  • Рыбченкова Л.М., Александрова О.М. Русский язык. 9 класс. Рабочая тетрадь. В 2 частях
  • Рыбченкова Л.М., Александрова О.М. Русский язык. 8 класс. Рабочая тетрадь. В 2 частях
  • Загоровская О.В., Чаплыгина Э.Н. Русский язык. 9 класс. Рабочая тетрадь. В 2 частях
  • Голубь В.Т Русский язык. 3 класс. Тематический контроль знаний учащихся. Зачетная тетрадь.
  • Голубь В.Т. Русский язык. 4 класс. Тематический контроль знаний учащихся. Зачетная тетрадь
  • Мартьянова О.А. История России. 7 класс. Интерактивные дидактические материалы
  • Квартник Т.А. Переходим в 4 класс
  • Васильева Н.Л. Аня, или как далеко может завести фантазия
  • Босова Л.Л. Информатика. Учебник 2012 года для 5 класса
  • Дубкова Татьяна Ивановна. Родительское собрание по теме «Возрастные особенности детей среднего возраста»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь