Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 60396

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ными, у меня сразу появилась мысль, что далеко не все из них являются такими. Затем мне
пришло в голову, что и в самом деле было бы полезно сначала их осознать и не пытаться выносить суждение раньше, чем они получат правильную оценку. Но здесь напрашивается одно замечание: точно так же, как в коммунистическом обществе все люди равны, но некоторые из них равнее, некоторые эмоции могут оказаться более нормальными, чем другие. Уильям Джеймс выдвинул, на мой взгляд, блестящий принцип, который я использую чуть не каждый день: то, чему мы уделяем внимание, становится нашей реальностью, а то, чему мы не уделяем внимания, уходит из нашей реальности. На карточках было достаточно много „лиц с негативными выражениями". Дети, особенно когда им исполняется десять, одиннадцать, двенадцать и больше лет, могут расширить набор карточек, добавив к ним лица с выражениями сострадания, терпения, дружелюбия.
В классическом тексте „Бодхичарьяватара" („Свод правил для апологетов пути бодхисатвы") есть центральная тема: при появлении чувств нужно наблюдать за тем, как они на вас воздействуют. Какое чувство возникает у ребенка, когда он проявляет щедрость? Следить нужно не только за тем, как другой человек реагирует на вашу щедрость, но и за тем, как вы сами чувствуете себя в этот момент. Такой прием развивает у детей чувствительность и восприимчивость к добродетелям — без напоминания взрослых о том, что они должны этим заниматься. Его Святейшество очень часто говорит о естественности этих добродетелей. Если дети станут уделять им внимание и начнут использовать для них специальные карточки, это будет просто прекрасно!»
«Это замечательная идея, — сказал Марк. — Мы на Западе, как мне кажется, уделяем больше внимания деструктивным эмоциям отчасти потому, что обычно реализуем данные программы в школах, где самым мощным стимулом их финансирования является разгул насилия.
Но даже на самых ранних стадиях нашей программы мы тратили достаточно времени на позитивные моменты. Простой пример: пока я слушал выступления последних двух дней, я начал записывать названия новых уроков, которые нам следует разработать. У нас пока нет уроков, посвященных благоговейному трепету или изумлению. Я уже многое узнал о том, на какие направления мне следует обратить внимание, и очень благодарен вам за это».
Далай-Лама, которого особенно тронула презентация Марка, поднял сложенные вместе ладони ко лбу в знак признательности и уважения к Марку.
Глава 12
О важности сострадания
Почему западная наука игнорирует сострадание?
Этот вопрос стал центральным на пятой конференции Разума и Жизни, посвященной альтруизму и человеческой природе. Вопрос подняла Энн Харрингтон, специалист по истории науки из Гарвардского университета*. Она сформулировала его так: «Так сложилось, что чем дальше наши науки проникают в глубины реальности, тем меньше значения придается таким концепциям, как сострадание. Альтруизму отводится второстепенная роль как фактору генетической приспособляемости — именно так эволюционная теория пытается оправдать любые проявления бескорыстия».
В противоположность этому, отметила она, «когда для исследования реальности используются буддийские методы, реальность представляется совершенно иной», такой, где «сострадание составляет основу существования, служит главной сценой, на которой разыгрываются дра
* См.: Представления о сострадании: исследование человеческой природы западными учеными и тибетскими буддистами: Сборник / Под ред. Ричарда Дэвидсона и Энн Харрингтон (Richard J. Davidson and Anne Harrington, eds., Visions of Compassion: Western Scientists and Tibetan Buddhists Examine Human Nature. New York: Oxford University Press, 2001). Описание обмена мнениями приведено на стр. 82-84.
мы жизни и где все живые существа взаимодействуют, а не сражаются друг с другом».
Далай-Лама отметил, что западная наука — относительно молодая область знаний, и доминирующее в ней сегодня понимание человеческой природы как агрессивной, эгоистичной и бессердечной представляется всего лишь случайной точкой зрения в эволюции понимания человеческой природы.
Возможно, такая склонность к негативизму объясняется тем, что психология следует по стопам медицины, предпочитающей заниматься болезнями, а не здоровьем, заметил Ричард Дэвидсон, который был организатором конференции. Пристрастие психологов к изучению негативных эмоций, предположил он, можно считать отражением этой тенденции в медицине.
На это Эрвин Стауб, специалист по социальной психологии из Массачусетского университета, возразил, что в последние тридцать лет некоторые психологи начали заниматься исследованием альтруизма и эмпатии, хотя пока еще не связывают их с идеей сострадания. По его мнению, сейчас самое время уделить внимание состраданию, а также позитивным эмоциям в целом.
Мы проявили огромное внимание к состраданию во время нашего послеобеденного заседания. Перед началом заседания я сказал Далай-Ламе, что хотел бы поднять ключевой вопрос, который мы только что обсуждали за обедом в гостинице «Чонор-хаус». Мы пришли к выводу, что школьные программы, о которых говорил Марк, фокусируются главным образом на сдерживании беспокоящих эмоций, а не на культивировании позитивных — противоядий от деструктивных эмоций. «Поскольку буддизм располагает богатейшим арсеналом методов культивирования позитивных эмоций, — сказал я ему, — нам хотелось бы узнать, существуют ли какие- нибудь методики, которые можно приспособить к свет
скому контексту для использования в программах такого рода».
Далай-Лама сначала уклонился от конкретного ответа (он всегда так поступает, когда его просят предложить какое-либо решение), желая выиграть немного времени на раздумье. «Как сказал в своей презентации Маттье, в буддийском понимании существует восемьдесят четыре тысячи различных загрязнений ума, для борьбы с которыми можно использовать восемьдесят четыре тысячи противоядий. Для начала я хотел бы ограничиться этим утверждением, а потом мы посмотрим, что могут предложить другие, и тогда, возможно, я смогу что-нибудь добавить».
Я заметил, что Алан готов высказаться, и повернулся к нему. Он начал с обращения к классическому «Своду правил для апологетов пути бодхисатвы», написанному мудрецом Шантидевой, о котором он уже упоминал на утреннем заседании. «Там есть целая глава, посвященная культивированию терпения или толерантности — противоядий от гнева и ненависти. Другой подход уходит корнями в учения о Четырех возвышенных состояниях — сострадании, невозмутимости, эмпатической радости и милосердии». Алан сослался на классический набор буддийских медитативных практик для культивирования этих состояний. «В них милосердие прямо противопоставляется ненависти, — продолжил Алан. — Если ненависть — это отношение или эмоция человека, который не может смириться с тем, что у другого человека все хорошо („Мне не нравится, что ты счастлив, потому что ты мой враг"), то милосердие — это полная противоположность такому отношению, это пожелание счастья другому человеку.
И поэтому чем больше вы культивируете в себе милосердие, тем меньше вам приходится иметь дела с гневом и ненавистью. Это своего рода сильная иммунная сис
тема: вы можете прийти в город, пораженный чумой, и вам не нужно заботиться о противоядии, потому что у вас есть иммунитет. То же самое относится и к остальным возвышенным состояниям: сострадание прямо противопоставляется жестокости.
Жестокость — это наслаждение чужими страданиями и стремление причинить страдания. Сострадание — прямая противоположность жесткости („Пусть ты будешь свободен от страдания и источника твоего страдания")». Алан повторил фразу, которая используется медитато- ром во время практики. Такие фразы медитатор повторяет мысленно, одновременно генерируя в себе чувство сострадательного пожелания до тех пор, пока мысль и чувство не укоренятся в глубине его души и не станут абсолютно искренними (хотя поначалу добиться этого трудно).
Затем Алан перешел к одной из уникальных буддийских концепций, которая носит название мудита и соотносится со способностью радоваться благополучию или радости другого человека. Как часто бывает с буддийскими концепциями, имеющими отношение к эмоциям, у этого понятия нет точного эквивалента в английском языке, и поэтому можно предположить, что в нашей культуре эта концепция выражена очень слабо*.
«Чем больше вы культивируете эмпатическую радость, — пояснил Алан, — тем сильнее вы естественным образом противодействуете ее противоположности — зависти: „Я не могу вынести того, что ты счастлив, знаменит или богат". В состоянии эмпатической радости вы получаете удовольствие, наблюдая за тем, как судьба благоприятствует другим, — и таким образом подрываете корни зависти еще до того, как она появляется.
* Несмотря на то что в английском язы



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Пол Экман. Распознавание мимики детьми
  • Аудиоландшафт наших чувств. Значение эмоциональных возгласов
  • Эмоция; emotion
  • Дж. Хессон. Позитивное мышление и развитие эмоционального интеллекта
  • Пол Экман, Уоллес Фризен. Исследование выражения эмоций на лице. - Пол Экман
  • Разрядка; discharge
  • Визуальные образы усиливают эмоции при афантазии
  • Редактор. Дети и эмоции.
  • Как эмоции растекаются в мозге
  • Пол Экман. Поведение под влиянием эмоций - Пол Экман
  • Лободенко Наталья Леонидовна. 6 этапов обучения эмоциональной грамотности
  • Эмоция; Emotion; Emotion
  • Бенджамин Роу. Необходимые навыки магии
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Аффект; affect
  • Каким женщинам больше доверяют мужчины
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Е.И. Головаха, Н.В. Панина. Психология эмоций. Управление эмоциями. - Из цикла "Психология успеха"
  • Мимика как индикатор эмоций
  • Притча «Вопрос ламе»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Как спорт помогает снять стресс
  • Ильин Е.П. Эмоции и чувства
  • Уманец Дарья Сергеевна. Информационное занятие с элементами практикума «Эмоциональная компетентность»
  • Притча «Один из пяти»
  • С. Шабанов, А. Алешина. Управление эмоциями других и манипуляции
  • Иган Дж. Слушание и понимание вербальных сообщений: практические рекомендации
  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Невербальная коммуникация и язык жестов
  • Цобехия Анна Юрьевна. Развитие эмоций у детей дошкольного возраста
  • Прист С. Теории сознания.
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Соматизация
  • К чему снится целоваться?
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной
  • Анна Березовская. Эмоции — путь к завоеванию мужчины
  • Игорь Исаев. Как управлять эмоциями - И. Исаев
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Ирина Залесская. Навязчивое негативное мышление и как с ним бороться. - Психология для всех
  • Яна Франк. Что такое мотивация и где ее берут?
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Психолингвистика: как язык определяет наше внимание
  • К чему снится ссора?
  • К чему снятся трупы?
  • Анна Гаврилюк. Нужна ли честность в нашей жизни?
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Гадание по дате рождения
  • Сторителлинг как эволюционное преимущество или Почему мы рассказываем истории?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь