|
Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61480
Автор: Гоулдман Дэниел
Название: Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке ными, у меня сразу появилась мысль, что далеко не все из них являются такими. Затем мне
пришло в голову, что и в самом деле было бы полезно сначала их осознать и не пытаться выносить суждение раньше, чем они получат правильную оценку. Но здесь напрашивается одно замечание: точно так же, как в коммунистическом обществе все люди равны, но некоторые из них равнее, некоторые эмоции могут оказаться более нормальными, чем другие. Уильям Джеймс выдвинул, на мой взгляд, блестящий принцип, который я использую чуть не каждый день: то, чему мы уделяем внимание, становится нашей реальностью, а то, чему мы не уделяем внимания, уходит из нашей реальности. На карточках было достаточно много „лиц с негативными выражениями". Дети, особенно когда им исполняется десять, одиннадцать, двенадцать и больше лет, могут расширить набор карточек, добавив к ним лица с выражениями сострадания, терпения, дружелюбия. В классическом тексте „Бодхичарьяватара" („Свод правил для апологетов пути бодхисатвы") есть центральная тема: при появлении чувств нужно наблюдать за тем, как они на вас воздействуют. Какое чувство возникает у ребенка, когда он проявляет щедрость? Следить нужно не только за тем, как другой человек реагирует на вашу щедрость, но и за тем, как вы сами чувствуете себя в этот момент. Такой прием развивает у детей чувствительность и восприимчивость к добродетелям — без напоминания взрослых о том, что они должны этим заниматься. Его Святейшество очень часто говорит о естественности этих добродетелей. Если дети станут уделять им внимание и начнут использовать для них специальные карточки, это будет просто прекрасно!» «Это замечательная идея, — сказал Марк. — Мы на Западе, как мне кажется, уделяем больше внимания деструктивным эмоциям отчасти потому, что обычно реализуем данные программы в школах, где самым мощным стимулом их финансирования является разгул насилия. Но даже на самых ранних стадиях нашей программы мы тратили достаточно времени на позитивные моменты. Простой пример: пока я слушал выступления последних двух дней, я начал записывать названия новых уроков, которые нам следует разработать. У нас пока нет уроков, посвященных благоговейному трепету или изумлению. Я уже многое узнал о том, на какие направления мне следует обратить внимание, и очень благодарен вам за это». Далай-Лама, которого особенно тронула презентация Марка, поднял сложенные вместе ладони ко лбу в знак признательности и уважения к Марку. Глава 12 О важности сострадания Почему западная наука игнорирует сострадание? Этот вопрос стал центральным на пятой конференции Разума и Жизни, посвященной альтруизму и человеческой природе. Вопрос подняла Энн Харрингтон, специалист по истории науки из Гарвардского университета*. Она сформулировала его так: «Так сложилось, что чем дальше наши науки проникают в глубины реальности, тем меньше значения придается таким концепциям, как сострадание. Альтруизму отводится второстепенная роль как фактору генетической приспособляемости — именно так эволюционная теория пытается оправдать любые проявления бескорыстия». В противоположность этому, отметила она, «когда для исследования реальности используются буддийские методы, реальность представляется совершенно иной», такой, где «сострадание составляет основу существования, служит главной сценой, на которой разыгрываются дра * См.: Представления о сострадании: исследование человеческой природы западными учеными и тибетскими буддистами: Сборник / Под ред. Ричарда Дэвидсона и Энн Харрингтон (Richard J. Davidson and Anne Harrington, eds., Visions of Compassion: Western Scientists and Tibetan Buddhists Examine Human Nature. New York: Oxford University Press, 2001). Описание обмена мнениями приведено на стр. 82-84. мы жизни и где все живые существа взаимодействуют, а не сражаются друг с другом». Далай-Лама отметил, что западная наука — относительно молодая область знаний, и доминирующее в ней сегодня понимание человеческой природы как агрессивной, эгоистичной и бессердечной представляется всего лишь случайной точкой зрения в эволюции понимания человеческой природы. Возможно, такая склонность к негативизму объясняется тем, что психология следует по стопам медицины, предпочитающей заниматься болезнями, а не здоровьем, заметил Ричард Дэвидсон, который был организатором конференции. Пристрастие психологов к изучению негативных эмоций, предположил он, можно считать отражением этой тенденции в медицине. На это Эрвин Стауб, специалист по социальной психологии из Массачусетского университета, возразил, что в последние тридцать лет некоторые психологи начали заниматься исследованием альтруизма и эмпатии, хотя пока еще не связывают их с идеей сострадания. По его мнению, сейчас самое время уделить внимание состраданию, а также позитивным эмоциям в целом. Мы проявили огромное внимание к состраданию во время нашего послеобеденного заседания. Перед началом заседания я сказал Далай-Ламе, что хотел бы поднять ключевой вопрос, который мы только что обсуждали за обедом в гостинице «Чонор-хаус». Мы пришли к выводу, что школьные программы, о которых говорил Марк, фокусируются главным образом на сдерживании беспокоящих эмоций, а не на культивировании позитивных — противоядий от деструктивных эмоций. «Поскольку буддизм располагает богатейшим арсеналом методов культивирования позитивных эмоций, — сказал я ему, — нам хотелось бы узнать, существуют ли какие- нибудь методики, которые можно приспособить к свет скому контексту для использования в программах такого рода». Далай-Лама сначала уклонился от конкретного ответа (он всегда так поступает, когда его просят предложить какое-либо решение), желая выиграть немного времени на раздумье. «Как сказал в своей презентации Маттье, в буддийском понимании существует восемьдесят четыре тысячи различных загрязнений ума, для борьбы с которыми можно использовать восемьдесят четыре тысячи противоядий. Для начала я хотел бы ограничиться этим утверждением, а потом мы посмотрим, что могут предложить другие, и тогда, возможно, я смогу что-нибудь добавить». Я заметил, что Алан готов высказаться, и повернулся к нему. Он начал с обращения к классическому «Своду правил для апологетов пути бодхисатвы», написанному мудрецом Шантидевой, о котором он уже упоминал на утреннем заседании. «Там есть целая глава, посвященная культивированию терпения или толерантности — противоядий от гнева и ненависти. Другой подход уходит корнями в учения о Четырех возвышенных состояниях — сострадании, невозмутимости, эмпатической радости и милосердии». Алан сослался на классический набор буддийских медитативных практик для культивирования этих состояний. «В них милосердие прямо противопоставляется ненависти, — продолжил Алан. — Если ненависть — это отношение или эмоция человека, который не может смириться с тем, что у другого человека все хорошо („Мне не нравится, что ты счастлив, потому что ты мой враг"), то милосердие — это полная противоположность такому отношению, это пожелание счастья другому человеку. И поэтому чем больше вы культивируете в себе милосердие, тем меньше вам приходится иметь дела с гневом и ненавистью. Это своего рода сильная иммунная сис тема: вы можете прийти в город, пораженный чумой, и вам не нужно заботиться о противоядии, потому что у вас есть иммунитет. То же самое относится и к остальным возвышенным состояниям: сострадание прямо противопоставляется жестокости. Жестокость — это наслаждение чужими страданиями и стремление причинить страдания. Сострадание — прямая противоположность жесткости („Пусть ты будешь свободен от страдания и источника твоего страдания")». Алан повторил фразу, которая используется медитато- ром во время практики. Такие фразы медитатор повторяет мысленно, одновременно генерируя в себе чувство сострадательного пожелания до тех пор, пока мысль и чувство не укоренятся в глубине его души и не станут абсолютно искренними (хотя поначалу добиться этого трудно). Затем Алан перешел к одной из уникальных буддийских концепций, которая носит название мудита и соотносится со способностью радоваться благополучию или радости другого человека. Как часто бывает с буддийскими концепциями, имеющими отношение к эмоциям, у этого понятия нет точного эквивалента в английском языке, и поэтому можно предположить, что в нашей культуре эта концепция выражена очень слабо*. «Чем больше вы культивируете эмпатическую радость, — пояснил Алан, — тем сильнее вы естественным образом противодействуете ее противоположности — зависти: „Я не могу вынести того, что ты счастлив, знаменит или богат". В состоянии эмпатической радости вы получаете удовольствие, наблюдая за тем, как судьба благоприятствует другим, — и таким образом подрываете корни зависти еще до того, как она появляется. * Несмотря на то что в английском язы Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|