Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61480

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ными, у меня сразу появилась мысль, что далеко не все из них являются такими. Затем мне
пришло в голову, что и в самом деле было бы полезно сначала их осознать и не пытаться выносить суждение раньше, чем они получат правильную оценку. Но здесь напрашивается одно замечание: точно так же, как в коммунистическом обществе все люди равны, но некоторые из них равнее, некоторые эмоции могут оказаться более нормальными, чем другие. Уильям Джеймс выдвинул, на мой взгляд, блестящий принцип, который я использую чуть не каждый день: то, чему мы уделяем внимание, становится нашей реальностью, а то, чему мы не уделяем внимания, уходит из нашей реальности. На карточках было достаточно много „лиц с негативными выражениями". Дети, особенно когда им исполняется десять, одиннадцать, двенадцать и больше лет, могут расширить набор карточек, добавив к ним лица с выражениями сострадания, терпения, дружелюбия.
В классическом тексте „Бодхичарьяватара" („Свод правил для апологетов пути бодхисатвы") есть центральная тема: при появлении чувств нужно наблюдать за тем, как они на вас воздействуют. Какое чувство возникает у ребенка, когда он проявляет щедрость? Следить нужно не только за тем, как другой человек реагирует на вашу щедрость, но и за тем, как вы сами чувствуете себя в этот момент. Такой прием развивает у детей чувствительность и восприимчивость к добродетелям — без напоминания взрослых о том, что они должны этим заниматься. Его Святейшество очень часто говорит о естественности этих добродетелей. Если дети станут уделять им внимание и начнут использовать для них специальные карточки, это будет просто прекрасно!»
«Это замечательная идея, — сказал Марк. — Мы на Западе, как мне кажется, уделяем больше внимания деструктивным эмоциям отчасти потому, что обычно реализуем данные программы в школах, где самым мощным стимулом их финансирования является разгул насилия.
Но даже на самых ранних стадиях нашей программы мы тратили достаточно времени на позитивные моменты. Простой пример: пока я слушал выступления последних двух дней, я начал записывать названия новых уроков, которые нам следует разработать. У нас пока нет уроков, посвященных благоговейному трепету или изумлению. Я уже многое узнал о том, на какие направления мне следует обратить внимание, и очень благодарен вам за это».
Далай-Лама, которого особенно тронула презентация Марка, поднял сложенные вместе ладони ко лбу в знак признательности и уважения к Марку.
Глава 12
О важности сострадания
Почему западная наука игнорирует сострадание?
Этот вопрос стал центральным на пятой конференции Разума и Жизни, посвященной альтруизму и человеческой природе. Вопрос подняла Энн Харрингтон, специалист по истории науки из Гарвардского университета*. Она сформулировала его так: «Так сложилось, что чем дальше наши науки проникают в глубины реальности, тем меньше значения придается таким концепциям, как сострадание. Альтруизму отводится второстепенная роль как фактору генетической приспособляемости — именно так эволюционная теория пытается оправдать любые проявления бескорыстия».
В противоположность этому, отметила она, «когда для исследования реальности используются буддийские методы, реальность представляется совершенно иной», такой, где «сострадание составляет основу существования, служит главной сценой, на которой разыгрываются дра
* См.: Представления о сострадании: исследование человеческой природы западными учеными и тибетскими буддистами: Сборник / Под ред. Ричарда Дэвидсона и Энн Харрингтон (Richard J. Davidson and Anne Harrington, eds., Visions of Compassion: Western Scientists and Tibetan Buddhists Examine Human Nature. New York: Oxford University Press, 2001). Описание обмена мнениями приведено на стр. 82-84.
мы жизни и где все живые существа взаимодействуют, а не сражаются друг с другом».
Далай-Лама отметил, что западная наука — относительно молодая область знаний, и доминирующее в ней сегодня понимание человеческой природы как агрессивной, эгоистичной и бессердечной представляется всего лишь случайной точкой зрения в эволюции понимания человеческой природы.
Возможно, такая склонность к негативизму объясняется тем, что психология следует по стопам медицины, предпочитающей заниматься болезнями, а не здоровьем, заметил Ричард Дэвидсон, который был организатором конференции. Пристрастие психологов к изучению негативных эмоций, предположил он, можно считать отражением этой тенденции в медицине.
На это Эрвин Стауб, специалист по социальной психологии из Массачусетского университета, возразил, что в последние тридцать лет некоторые психологи начали заниматься исследованием альтруизма и эмпатии, хотя пока еще не связывают их с идеей сострадания. По его мнению, сейчас самое время уделить внимание состраданию, а также позитивным эмоциям в целом.
Мы проявили огромное внимание к состраданию во время нашего послеобеденного заседания. Перед началом заседания я сказал Далай-Ламе, что хотел бы поднять ключевой вопрос, который мы только что обсуждали за обедом в гостинице «Чонор-хаус». Мы пришли к выводу, что школьные программы, о которых говорил Марк, фокусируются главным образом на сдерживании беспокоящих эмоций, а не на культивировании позитивных — противоядий от деструктивных эмоций. «Поскольку буддизм располагает богатейшим арсеналом методов культивирования позитивных эмоций, — сказал я ему, — нам хотелось бы узнать, существуют ли какие- нибудь методики, которые можно приспособить к свет
скому контексту для использования в программах такого рода».
Далай-Лама сначала уклонился от конкретного ответа (он всегда так поступает, когда его просят предложить какое-либо решение), желая выиграть немного времени на раздумье. «Как сказал в своей презентации Маттье, в буддийском понимании существует восемьдесят четыре тысячи различных загрязнений ума, для борьбы с которыми можно использовать восемьдесят четыре тысячи противоядий. Для начала я хотел бы ограничиться этим утверждением, а потом мы посмотрим, что могут предложить другие, и тогда, возможно, я смогу что-нибудь добавить».
Я заметил, что Алан готов высказаться, и повернулся к нему. Он начал с обращения к классическому «Своду правил для апологетов пути бодхисатвы», написанному мудрецом Шантидевой, о котором он уже упоминал на утреннем заседании. «Там есть целая глава, посвященная культивированию терпения или толерантности — противоядий от гнева и ненависти. Другой подход уходит корнями в учения о Четырех возвышенных состояниях — сострадании, невозмутимости, эмпатической радости и милосердии». Алан сослался на классический набор буддийских медитативных практик для культивирования этих состояний. «В них милосердие прямо противопоставляется ненависти, — продолжил Алан. — Если ненависть — это отношение или эмоция человека, который не может смириться с тем, что у другого человека все хорошо („Мне не нравится, что ты счастлив, потому что ты мой враг"), то милосердие — это полная противоположность такому отношению, это пожелание счастья другому человеку.
И поэтому чем больше вы культивируете в себе милосердие, тем меньше вам приходится иметь дела с гневом и ненавистью. Это своего рода сильная иммунная сис
тема: вы можете прийти в город, пораженный чумой, и вам не нужно заботиться о противоядии, потому что у вас есть иммунитет. То же самое относится и к остальным возвышенным состояниям: сострадание прямо противопоставляется жестокости.
Жестокость — это наслаждение чужими страданиями и стремление причинить страдания. Сострадание — прямая противоположность жесткости („Пусть ты будешь свободен от страдания и источника твоего страдания")». Алан повторил фразу, которая используется медитато- ром во время практики. Такие фразы медитатор повторяет мысленно, одновременно генерируя в себе чувство сострадательного пожелания до тех пор, пока мысль и чувство не укоренятся в глубине его души и не станут абсолютно искренними (хотя поначалу добиться этого трудно).
Затем Алан перешел к одной из уникальных буддийских концепций, которая носит название мудита и соотносится со способностью радоваться благополучию или радости другого человека. Как часто бывает с буддийскими концепциями, имеющими отношение к эмоциям, у этого понятия нет точного эквивалента в английском языке, и поэтому можно предположить, что в нашей культуре эта концепция выражена очень слабо*.
«Чем больше вы культивируете эмпатическую радость, — пояснил Алан, — тем сильнее вы естественным образом противодействуете ее противоположности — зависти: „Я не могу вынести того, что ты счастлив, знаменит или богат". В состоянии эмпатической радости вы получаете удовольствие, наблюдая за тем, как судьба благоприятствует другим, — и таким образом подрываете корни зависти еще до того, как она появляется.
* Несмотря на то что в английском язы



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Пятигорский Александр. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Светлана Пожарская. Франсиско Франко и его время
  • Щербатской Ф.И. КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЙСКОЙ НИРВАНЫ
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием. Из опыта работы.
  • Чепурина Светлана Викторовна. ОРНАМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ФОРМА ДЕТСКОГО РИСУНКА
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Объект; object
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Образ; Image; Bild
  • Тождество восприятия — тождество мысли; perceptual identity — thought identity
  • Погодин И.А. Психологические механизмы формирования феноменологического поля
  • Франсиско Сервер Рисунок для начинающих
  • Имаго; Imago
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Рикунова Лариса Петровна. Лето — с пользой для развития детей с нарушением зрения
  • Понкратьева Юлия Андреевна. Для родителей средней группы «Возраст почемучек».
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Четыре стадии развития компании.
  • Бимбат С.Д. Психоанализ и религия: о границах исследования религиозного опыта пациентов в психотерапевтической практике
  • Закономерности психических систем
  • Притча «Один Бог и один»
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4-5 классы.
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Р. Лихи. Оcознанность как духовная практика и способ восприятия мира
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Комисова Тамара Сергеевна. Этапы развития фонематического восприятия.
  • Шарипова Эльмира Расимовна. Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия «Олимпийские виды спорта»
  • Нейроэстетика: как произведения искусства влияют на мозг
  • Испытание реальности; reality-testing
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Вопрос ламе»
  • О. Н. Салеева, Т. А. Шибаршина. Формирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёров
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Мишина Надежда Васильевна. Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Психология восприятия цвета
  • Ощущение; Sensation; Empfindung
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Савина Людмила Владимировна. Шпаргалку по обучению детей творческому рассказыванию
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь