Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52343

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Личко — Иванова личностный опросник [Личко А.Е., Иванов Н.Я., 1977]. Личностный опросник, предназначенный для выявления акцентуаций характера и психопатий в подростковом возрасте. Результаты обрабатываются по шкалам субъективной и объективной оценки. При этом также отмечается возможное наличие тенденции к диссимуляции, определяется степень откровенности обследуемого, диагностируется органическая природа личностной аномалии, обнаруживается реакция эмансипации.
Личности дистонные (греч. dys — нарушение функции, рассогласование, lonos — напряжение) [Bostroem A.]. Понятие, аналогичное шизопатическим личностям и противоположное синтонным личностям.
Личности синтонные (греч. syntonia — созвучие, согласованность) [Bleuler E.]. Личности гармонические, уравновешенные, эмоционально откликаемые, легко контактируемые с окружающими.
Личности структура по Мерлину [Мерлин B.C., 1967]. Различаются две группы индивидуальных особенностей: 1) свойства индивида (темперамент и индивидуальные качественные особенности психических процессов); 2) свойства индивидуальности (мотивы и отношения, характер, способности).
Личности структура по Мясищеву [Мясищев В. Н., 1960]. Л.с. раскрывается с позиций психологии отношений (См. Мясищева теория психологии отношений) и включает в себя: 1. Систему отношений; 2. Психический уровень человека (идейный уровень активности, ум, уровень функционирования памяти, внимания, восприятия и пр.); 3. Динамика реакций и переживаний человека — активность (степень ее, область проявления и др.) и реактивность (степень ее, повышенная или пониженная эмоциональная возбудимость, нормальная или патологическая реактивность, относительная степень их выраженности); 4. Соотношение психических свойств в их единстве (пропорциональность и непропорциональность свойств психики, наличие или отсутствие доминирующих отношений — интересов, потребностей, — соотношение между идейно-общественным и личным: гармоничность, цельность личности или ее внутренняя противоречивость, ее широта, глубина).
Личности структура по Платонову [Платонов К.К., 1953]. Основана на концепции динамической функциональной структуры личности. Различают четыре подструктуры: I — исключительно социально обусловленная (направленность, отношения, моральные качества); II — опыт (знания, навыки, умение, привычки); III — индивидуальные особенности психических процессов или психических функций, понимаемых как формы отражения (эмоции, ощущения, мышление, восприятие, чувства, воля, память); IV — биологически обусловленная подструктура (темперамент и органические патологические особенности). В указанные подструктуры или на их взаимопроникающих стыках включаются все известные черты личности, которые и являются основными элементами ее структуры.
Личности структура по Рубинштейну [Рубинштейн С.Л., 1946]: 1. Направленность (установка, интересы, потребности); 2. Способности; 3. Темперамент и характер.
Личности структура по Фрейду [Freud S.]. Основополагающая концепция классического психоанализа, базируется на признании двух основных управляющих человеком влечений — к жизни (половое) и к смерти, разрушению. Личность представлена тремя системами: «Оно» (Id), «Я» (Ego) и «сверх-Я» (Super-Ego). «Оно» представляет сферу врожденного, инстинктивного, бессознательного, источник психической энергии. «Я» представляет инстанцию, промежуточную между «Оно» и «Сверх-Я», осуществляющую контроль над идущими в «Сверх-я» из «Оно» импульсов, влечений. «Сверх-Я» представляет усвоенные с детства традиционные ценности и общественные идеалы («Идеал-Я»). Концепция подверглась ревизии его последователями и была ими, особенно неофрейдистами, признана неприемлемой, так как она недооценивала социально-культурные факторы и придавала слишком большое значение моментам биологическим, фатально-инстинктивной обусловленности развития человека. [Лебединский М.С., Мясищев В.Н., 1966].
Личности типология по Роршаху [Rorschach H., 1921]. Основана на выделении «типа переживания» при исследовании с помощью метода Роршаха. Выделены четыре типа личности: 1) экстратенсивный — внешние интерпретации по цвету превалируют над кинестетическими, в которых усматриваются движения человека; 2) интроверсивный — кинестетические интерпретации превалируют над ответами по цвету; 3) амбиэквальный — кинестетические и цветовые интерпретации представлены в большом, но равном количестве; 4) суженный (коартивный) — малое количество или полное отсутствие интерпретаций как по цвету, так и кинестетических. «Типы переживаний» коррелируют с определенными свойствами интеллекта, чертами характера, особенностями аффективности и видом психической патологии. Понятие интроверсии у H. Rorschach отличается от введенного C. Jung (см. Личности типология по Юнгу). Интроверсия у C. Jung — это состояние, у H. Rorschach она может выступать и как процесс. Кроме того, по H. Rorschach, интроверсия не противопоставляется экстратенсии. E. Bleuler [1929] отмечал определенное соответствие между интроверсией-экстратенсией с синтоническими и шизоидными реакциями, указывая, что один и тот же человек может в соответствии с обстоятельствами обнаружить синтоническую или шизоидную реакцию.
Личности типология по Юнгу [Jung С., 1920]. Основывалась на выделении типов интро- и экстраверсии как основных типов личности, психологических индивидов. Судьба интроверта, по C. Jung, определяется его собственной внутренней жизнью, экстраверта — объектами его интересов. Внутри каждого из этих типов различались мыслительный, эмоциональный, сенсорный и интуитивный варианты. В более общем виде различались экстра- и интровертированные рациональный (мыслительный и эмоциональный) и иррациональный (сенсорный и интуитивный) психологические типы. Критерии различения экстра- и интроверсии в основном сводились к субъективности и объективности мышления [Leonhard К., 1970]. H.J. Eysenck [1964] связывает экстра- и интроверсию со степенью возбуждения и торможения в центральной нервной системе, рассматривая этот фактор как результат баланса возбуждения и торможения, являющийся в значительной степени врожденным. Типичные интро- и экстраверт рассматриваются H.J. Eysenck как противоположные личности, края континуума, к которым разные люди в той или иной мере приближаются. Достаточных оснований для отождествления интро- и экстравертов по H.J. Eysenck с выделенными И.П. Павловым типами высшей нервной деятельности не установлено. К. Leonhard считал, что неправомерно, как это делал H.J. Eysenck, связывать фактор интро- и экстраверсии с чертами темперамента, и рассматривал эти понятия как собственную психическую сферу, причем для экстраверта определяющее влияние имеет мир ощущений, а для интроверта — мир представлений, так что один побуждается и управляется больше извне, другой изнутри.
У экстраверта его восприятие, переживания, интересы связаны, главным образом, с внешним миром, у интроверта преобладает внутренняя направленность психических процессов.
Личность. Устойчивый комплекс социально значимых черт, присущих индивиду и общественно обусловленных. Л. — это человек в целом, ему присущи сознание и самосознание. Общественная обусловленность свойств личности свидетельствует о необходимости ее изучения в контексте общественных условий.
Литтля болезнь [Little E.G.G., 1862]. Спастический двусторонний паралич у детей в результате предродовой, родовой или послеродовой травмы. Наблюдается спастическая параплегия нижних конечностей, значительно повышены сухожильные рефлексы, но иногда они не вызываются из-за спазм мышц. Атетотические или хореатические расстройства движений. Дизартрия. Брадилалия. В парализованных конечностях контрактуры. Иногда — эпилептиформные припадки. Умственное недоразвитие различной степени (симптом необязательный). Форма детского церебрального паралича.
Лобэктомия (греч. lobus — доля, ektomia — удаление). Удаление хирургическим путем доли органа (мозга). Термин часто применяется в отношении лейкотомии (см.), что является неправильным.
Ложная беременность (лат. graviditas spuria). Наблюдающийся при истерии у женщин психопатологический симптомокомплекс, проявляющийся внешними признаками беременности (аменорея, увеличение живота, нагрубение грудных желез и т.п.) вследствие аутосуггестии.
Логагнозия (греч. logos — слово, речь, а — не, gnosis — знание). Затруднение или неспособность узнавания сказанного или написанного слова. Симптом сенсорной афазии.
Логастения (греч. logos — слово, речь, а — не, sthenos — сила). Симптом речевых расстройств. Повышенная утомляемость, проявляющаяся в речевой деятельности и сочетающаяся со страхом неправильного произнесения слов, неуверенностью. Наблюдается при разного рода астенических состояниях, у детей — при неправильном воспитании речевых навыков в периоде их становления.
Логика аффективная (греч. logos — мысль, речь, разум, лат. affectio — отношение, расположение). Логика — совокупность наук о законах и формах мышления [Кондаков Н.И., 1975]. О Л.а. говорят в тех случаях, когда хотят подчеркнуть влияние аффективного состояния субъекта на присущий ему логический строй мышления, что приводит к искажению умозаключений, суждений. Эти суждения не опираются на объективные основания, предпосылки, часто игнорируют их. В значительной мере Л.а. присуща кататимическому и паралогическому мышлению.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Видеоигры помогают от болезни Альцгеймера
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Мужчинам многозадачность дается труднее, чем женщинам
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Влияние на веру в бога нейромодуляции орбитофронтальной коры
  • Хасанова Флюра Зарифовна Разина Ирина Анатольевна. Пальцы помогают говорить
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Молосаев Дмитрий Николаевич. Повышение общей физической подготовки пловцов с детским церебральным параличом.
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Ячменева Елена Валерьевна. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста.
  • Деньги и добрые слова действуют на мозг одинаково
  • Панкова Анна Петровна. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно отсталыми детьми
  • Ученые нашли источник сознания в мозге человека
  • Корсакова Н., Московичюте Л. Клиническая нейропсихология.
  • Набиуллина Айгуль. Биоэнергопластика как метод в коррекции речевых нарушений.
  • Солмс М. Сознательное Ид
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии
  • Ангионевроз
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Сарачкевич Галина Викторовна. Перспективное планирование 'Мелкая моторика в развитии речи детей раннего возраста'
  • Изучение иностранных языков делает нас умнее
  • Пориомания; Дромомания
  • Эффект плацебо действует на биохимическом уровне
  • Фисун Е.В. Использование методов краткосрочной стратегической терапии при работе с подростком, перенесшим онкологическое заболевание. Описание клинического случая
  • Лурия А. Р. - Письмо и речь. Нейролингвистические исследования
  • Березовский А.Э., Крайнова Н.Н., Бондарь Н.С. Самосознание психически больных.
  • Бубнова Е. А., Губина Н. В.. Использование авторских пособий для развития межполушарного взаимодействия у детей с ЗПР
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Е. Ю. Царегородцева, С. О. Васильева. Партнерское взаимодействие психолога, логопеда и родителей в ГБДОУ для детей с речевой патологией
  • Где в мозге находится центр сознания и бодрствования?
  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Логопедия -Презентация « Особенности зрительного и слухового восприятия при речевых нарушениях»
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Редактор. В какую сторону крутится балерина?
  • Рыжих Татьяна Викторовна Кучеренко Марина Александровна Кутейникова Екатерина Александровна. Мастер-класс для педагогов и родителей «Совершенствование межполушарных связей у детей с ОВЗ»
  • Борис Елена Николаевна. Особенности внимания у детей с общим недоразвитием речи.
  • Становкина Наталья Анатольевна. Развивающее занятие для младшего и старшего дошкольного возраста «ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ОБЫЧНОЙ ПРИЩЕПКИ»
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Султанова Лилия Вадимовна, Хомякова Алёна Викторовна. Кинезиологические сказки в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Мастер-класс по взаимодействию родителей и детей. Тема: Изготовление поделки-сувенира «Весёлый гном»
  • Мишкарева Оксана Анатольевна. Доклад на тему: «Технология применения ИЗО терапии в работе детьми с нарушением речи»
  • Диденко Борис Андреевич. Цивилизация каннибаллов.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь