Квинн В. Прикладная психология.

Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379630

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ*
Пол — это единственный атрибут человека, о котором мы помним всегда. Мы можем забыть цвет глаз и волос, черты лица, во что человек был одет и какие украшения были на нем. Но мы никогда не забудем, мужчина это или женщина. Если рассматривать характеристики человека отдельно друг от друга, то пол, по-видимому, окажется самой значимой из них.
* Гендер (от англ. gender — род) — в психологии: социально-биологическая характеристика, с помощью которой дается определение понятиям «мужчина» и «женщина». Так как «пол» является биологической категорией, психологи часто ссылаются на биологически обусловленные гендерные различия как на «половые различия». (Прим. науч. ред.)

Родительское влияние на формирование полоролевои идентичности ребенка
Помните ли вы, в каком возрасте вы начали осознавать себя мальчиком или девочкой? Психологи обнаружили, что процесс полоролевои идентификации начинается с момента рождения. Как только родители узнают, кто родился — сын или дочь, они начинают относиться к ребенку определенным образом. Глядя на запеленатого младенца со стороны, невозможно определить его пол, однако, пожалуй, ни один родитель не любит, когда его сына принимают за девочку или наоборот. Чтобы избежать этих досадных ошибок, родители одевают младенца в одежду соответствующего цвета: мальчика — в голубую, девочку — в розовую. Точно так же и комната малыша обычно бывает убрана соответствующим образом и заполнена определенными игрушками.
По мере того как ребенок растет, окружающие, руководствуясь традиционными полоролевыми ожиданиями, предъявляют к ребенку определенные требования и поощряют именно такое поведение, какое соответствует его полу. Например, взрослый добродушно улыбнется, глядя, как девочка играет в куклы. Если же поведение ребенка не соответствует полоролевому стереотипу, взрослые обязательно дадут малышу понять, что он должен вести себя иначе. Например, если мальчик не умеет или не хочет драться, его поддразнивают, называя «девчонкой» или «маменькиным сынком». И наоборот, девочку, которая вместе с мальчишками лазает по деревьям, назовут сорванцом. Любопытно заметить, что взрослые снисходительнее относятся к девчонке-сорванцу, чем к изнеженному мальчику. Кроме того, дети обучаются полоролевым моделям поведения, наблюдая за тем, как ведут себя другие дети. Такого рода обучение называется косвенным научением. Если мальчик услышит, как кого-то обзывают «маменькиным сынком», он непременно постарается вести себя так, чтобы самому не стать предметом насмешек.
Косвенное изучение: наблюдение за тем, какое подкрепление, положительное или отрицательное, получает другой человек за определенное поведение.
Моделирование: научение на основе наблюдения за поведением других и подражания их действиям.

Рис. 12.1. Если внучка стремится подражать бабушке, то она наверняка захочет стать директором.
Еще один способ усвоения полоролевых моделей поведения — это подражание родителю своего пола. Такой тип обучения психологи называют имитационным научением, или моделированием. Если мать носит пышные платья с оборками и ярко красит губы, то можно ожидать, что дочь, когда вырастет, последует ее примеру. Маргарет Мид (Mead, 1935) описала одно из племен Новой Гвинеи, в котором полоролевые модели поведения были прямо противоположны тем, что сложились в американском обществе. В племени тчамбули мужчины украшают себя цветами, бусами и ожерельями, в их поведении обнаруживаются черты зависимости и склонность к кокетству. Женщины же, наоборот, занимаются рыболовством, ремеслами и являются активной стороной в сексуальных отношениях. Этот пример доказывает нам, что основным фактором становления полоролево-го поведения человека является сложившаяся культура. Если вы вспомните, какие роли исполняли в семье ваши родители, вы согласитесь, что они оказали большое влияние на вашу полоролевую идентификацию.
Упражнение 12.1
Вы узнали о трех возможных способах научения полоролевому поведению: подкреплении (положительном и отрицательном), косвенном научении и имитационном научении. Прочтите нижеприведенный сценарий и обозначьте тип научения, соответствующий каждому из поступков персонажей.
а. Мать впервые привела трехлетнюю Аманду в детский сад. Девочка сразу же направилась к группе играющих в машинки мальчиков. Но мать остановила ее и сказала: «Хорошие девочки не играют в машинки с мальчиками». ____________
б. Тогда Аманда приблизилась к двум играющим в куклы девочкам, на что мать, удовлетворенно кивнув головой, произнесла: «Ну вот. Умница». ___________
в. Новые подружки Аманды рассорились из-за игрушечного телефона и затеяли драку. Воспитательница поспешила вмешаться. «Вы ведете себя как гадкие непослушные мальчишки!» — отругала она их. Аманда поспешно спрятала руки за спину и старалась больше не прикасаться к игрушкам. ____________
г. Воспитательница, забеспокоившись, что напугала новенькую, решила ободрить ее. Она погладила Аманду по голове и сказала: «Ты настоящая маленькая леди». ___________
д. Вскоре Аманда заметила, что мать еще не ушла, она сидела на стуле в другом конце комнаты, закинув ногу на ногу. Аманда тоже забралась на стул и села, положив ногу на ногу. ___________
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.
Гендерные различия
Если не касаться анатомических и гормональных различий, то в чем еще состоит разница между мужчиной и женщиной? До сих пор неясно, являются ли характерологические особенности полов и их различия в способностях врожденными или приобретенными. Бегли и Кари (Begley and Carey, 1979), изучавшие эту проблему на обезьянах, получили данные, согласно которым можно предположить, что агрессивность связана с мужскими гормонами. Однако ни одно из проведенных исследований не смогло достоверно доказать, что половые различия в уровне агрессивности обусловлены только гормональным влиянием. Агрессивность — не единственная черта, отличающая мужчин от женщин. Описано также много других различий между полами, большинство из которых связаны со специальными способностями. Например, обнаружено, что у мальчиков лучше развиты аналитические способности, а у девочек — моторные и вербальные. Возможно, для этого есть какие-то генетические предпосылки, но вполне вероятно, что в большей мере они вызваны внешними факторами. Ученые сходятся во мнении, что большинство подобных различий между мужчинами и женщинами не обусловлены непосредственно биологическими причинами. Просто мальчики, как правило, играют с машинками и другими механическими игрушками, тогда как девочкам обычно дарят кукол, чтобы они наряжали и причесывали их. Замечено, что матери чаще поют колыбельные дочерям, чем сыновьям, больше разговаривают с ними, и это обстоятельство, вероятно, может вызвать лучшее развитие вербальных способностей у девочек по сравнению с мальчиками.
Многие данные свидетельствуют о том, что способности и склонности человека могут развиваться и меняться в процессе обучения и специальной тренировки. Так, изменения в системе образования значительно сократили разрыв между полами в степени развития вербальных, математических и пространственных способностей (Deaux, 1985). Многие психологи пришли к заключению, что на основании только половой принадлежности нельзя предсказывать поведение или склонность к тем или иным навыкам (Hyde, 1984; Hyde, Linn, 1988; Matlin, 1987).
Упражнение 12.2
Психолог рассказал журналисту, что девочки-восьмиклассницы получили более низкие оценки за контрольную по математике, чем мальчики того же класса. На основании этого в газетной статье был сделан вывод о том, что между мужчинами и женщинами существуют врожденные различия в математических способностях. Теперь, когда вы знаете о факторах половых различий, объясните, в чем некорректность вывода журналиста.
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.
Эволюция представлении о гендерных ролях
За последние пятьдесят лет представления о мужской и женской гендерных ролях стали более гибкими. Традиционно мужественность связывалась с жесткостью, агрессивностью и независимостью. Роль мужчины состояла в том, чтобы принимать решения, обеспечивать благополучие семьи и зарабатывать деньги. От женщины же требовались сочувствие, понимание, мягкость, нежность, чувствительность и покорность; ее интересы должны были ограничиваться семьей и домашним хозяйством.
Одной из главных причин изменения половых ролей стал рост числа работающих женщин. Современную женщину уже не может удовлетворить роль покорной исполнительницы воли мужчины, теперь она сама принимает решения, как на работе, так и дома. Исследования показывают, что дочери усваивают полоролевые установки своих матерей. Есть женщины, которые с большей охотой занимались бы детьми и домом, но они вынуждены работать ради заработка, не получая при этом удовлетворения от работы. Естественно, такие женщины придерживаются традиционных взглядов на свою половую роль, и эти взгляды передаются их детям. И наоборот, женщины, увлеченные работой, воспитывают у своих детей менее традиционное, более либеральное отношение к половым ролям.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Редактор. Подарки на день рождения (как выбрать)
  • 15 вещей, которые нужно перестать делать. - Психология успеха
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Это опасное чувство зависти: как перестать завидовать и защитить себя от завистников
  • Девять привычек уверенных в себе людей
  • Какие последствия приворота мужчины?
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Елена Джеро. Уходя уходи! или Вернись, все прощу?
  • Притча «Внутреннее и внешнее знание»
  • Приворот белой магии
  • К чему снится начальник
  • Тест "Боги и Богини"
  • Как узнать, есть ли на человеке приворот?
  • Келли Макгонигал. Как меньше курить и контролировать другие вредные привычки. Правило 10 минут
  • К чему снится война?
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Почему отношения превращаются в манипулирование друг другом.
  • Лосский Н. ЦЕННОСТЬ И БЫТИЕ
  • К чему снится тюрьма?
  • К чему снятся осы
  • Притча «Буквализм»
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Дэн Вальдшмидт. Любовь или пассивная агрессия?
  • Иваненко Ксения Васильевна. Психологические подходы для развития сознания детей 'Я пишу себе письмо'
  • Как бросить курить с помощью заговора
  • Валери Браун. Как победить неуверенность в себе — советы подросткам
  • Рамиль Гарифуллин. Как избавиться от обиды
  • Заговор, который поможет избавиться от соседей и их сплетен
  • Как снять приворот и освободить от любовных чар парня?
  • К чему снится комната
  • К чему снится грязь?
  • Что будет, если вам повезет?
  • Как помириться с парнем?
  • Эмпатия и умение поставить себя на место другого
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • К чему снится пожар?
  • К чему снится поцелуй
  • Луиза Хей. Как измениться в лучшую сторону
  • К чему снится подруга?
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Ирина Млодик. Если болит душа… Психотерапия как освобождение от иллюзий
  • Богданова Надежда Сергеевна. Консультация на тему: «Как определить темперамент ребёнка»
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Техника «Ясное восприятие»
  • К чему снится любовник
  • Татьяна Бахтиозина. Верь в себя! - Психология успеха



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь