Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 172805

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Э. Эриксон подчеркивает, что эго-интеграция является в поздней зрелости более значимым для человека фактором, чем свойственный ей психосоциальный кризис. При прогрессивной линии развития на предыдущих стадиях человек может положительно оценить всю свою предшествующую жизнь, с удовлетворением подвести ее итоги как в профессиональной деятельности, общественных отношениях, так и по линии брака и семьи. Видя свое продолжение в детях и внуках, в том, что он смог сделать как профессионал, человек не страшится неотвратимости смерти. Только теперь, на последнем этапе жизни, он обретает, согласно Эриксону, настоящую зрелость и «мудрость прожитых лет»: «Мудрость старости отдает себе отчет в относительности всех знаний, приобретенных человеком на протяжении жизни в одном историческом периоде. Мудрость — это осознание безусловного значения жизни перед лицом самой смерти». Если же человек воспринимает свою прошлую жизнь как цепь «нереализованных возможностей и ошибок», то на ее заключительном этапе у него не может быть эго-интеграции. Ее отсутствие приводит к скрытому страху смерти, сопровождающемуся сожалением, что нельзя прожить жизнь заново, либо к отрицанию «собственных недостатков... путем проецирования их на внешний мир». Э. Эриксон характеризует состояние человека при таком варианте развития, как отчаяние. «Судьба не принимается как остов жизни, а смерть — как последняя ее граница. Отчаяние означает, что осталось слишком мало времени для выбора другого пути к целостности; вот почему старики пытаются приукрасить свои воспоминания».
Признавая, как мы отметили выше, одним из признаков поздней зрелости обязательное психологическое старение, Э. Эриксон в то же время подчеркивает, что для пожилых людей, помимо оценки своего прошлого, необходима способствующая достижению эго-интеграции «жизненная вовлеченность». Он указывает на важность участия в воспитании внуков, в политических событиях, оздоровительных физкультурных программах и т.п.
Следует, однако, иметь в виду, что увеличение психологического возраста в поздней зрелости отнюдь не является ее обязательным атрибутом. Этот возраст, как последний этап на жизненном пути, как время утраты по меньшей мере физических возможностей, является субъективно непривлекательным. По данным И.С. Кона, пожилые люди предпочитают относить себя к «среднему возрасту», и лишь немногие считают себя старыми.
Г. Крайг также отмечает, что хотя у многих пожилых людей взгляд на мир определяется чувством собственной уязвимости, подавляющее большинство из них воспринимает себя совершенно иначе. Исследование, проведенное среди большой группы американцев преклонного возраста, установило, что хотя многие пожилые люди и согласны с тем, что «для большинства людей старше 65 лет жизнь действительно нелегка», себя и своих друзей они считают исключением из этого правила.
Осознание негативных возрастных перемен, чувство старости характерно для тех, у кого вступление в данный возраст связано с резким ухудшением психического состояния или уровня физического здоровья, сужением круга социальных отношений, значительным ухудшением материального положения, с описанными Э. Эриксоном явлениями, сопровождающими отрицательную оценку своей прошлой жизни, и рядом других тяжелых обстоятельств.
При сохранении достаточно деятельной жизни пожилой человек обычно сохраняет и свой прежний психологический возраст. Такое несоответствие начинающегося физического старения и возрастной идентификации прослеживается, например, в мемуарах, дневниках и письмах многих писателей, достигших возраста поздней зрелости, но не оставивших творчества. Вот как описывает это несоответствие Ю. Олеша:

«...В том, чтобы дожить до старости, есть фантастика. Я вовсе не острю. Ведь я мог и не дожить, не правда ли? Но я дожил, и фантастика в том, что мне как будто меня показывают. Так как с ощущением «я живу» ничего не происходит и оно остается таким же, каким было в младенчестве, то этим ощущением я воспринимаю себя, старого, по-прежнему молодо, свежо, и этот старик необычайно уж нов для меня — ведь, повторяю, я мог и не увидеть этого старика, во всяком случае, много-много лет не думал о том, что увижу. И вдруг на молодого меня, который внутри и снаружи, в зеркале смотрит старик. Фантастика! Театр! Когда, отходя от зеркала, я ложусь на диван, я не думаю о себе, что я тот, которого я только что видел. Нет, я лежу в качестве того же «я», который лежал, когда я был мальчиком. А тот остался в зеркале. Теперь нас двое, я и тот. В молодости я тоже менялся, но незаметно, оставаясь всю сердцевину жизни почти одним и тем же. А тут такая резкая перемена, совсем другой. - Здравствуй, кто ты?
— Я - ты.
— Неправда.
Я иногда даже хохочу. И тот, в зеркале, хохочет. Я хохочу до слез. И тот, в зеркале, плачет.
Вот такой фантастический сюжет!»

В дневниках М.М. Пришвина можно найти такие заметки: «Пастернак спустился к нам, читал стихи, совершенный младенец в свои 60 лет. И делается хорошо на душе не оттого, что стихи его, а что сам он такой существует».
Сам М.М. Пришвин, как мы отмечали выше, до конца жизни сохранил высокую творческую продуктивность. Его дневниковые записи, относящиеся к возрасту 77—80 лет, свидетельствуют о психологической молодости:

«Я представляю собой консервированного юношу и об этой юности все время пишу».
«Золотое детство» — это не в прошлом, а это наши сокровенные личные возможности в настоящем».
«Осень в деревне тем хороша, что чувствуешь, как быстро и страшно проносится жизнь, ты же сам сидишь где-то на пне, лицом обращенный к заре, и ничего не теряешь, все остается с тобой». -
«Становится совсем непонятным, как мало люди берут из того, что им дано на земле. И как счастлив я, что свою долю в значительной мере взял».
«А сколько всего намечено для писания...»

В настоящее время основное внимание геронтологов направлено на выявление медико-биологических причин старения и преждевременной смерти и изыскание соответствующих средств продления жизни. Решение этих проблем, как предполагается, позволит довести обычную продолжительность жизни человека до 100—150 и более лет. Представляется, однако, что главное, по крайней мере на обозримое будущее, — решение вопросов геронтопсихологии, прежде всего проблемы психологического возраста. Никакие медико-биологические средства не помогут человеку жить долго, если у него нет психологического будущего.
Известно много случаев, когда человек, окончательно одряхлевший и уже прощающийся с жизнью, вдруг обретал ту или иную связь с миром, значимый мотив — и вновь возрождался к жизни. Одна такая невыдуманная история приведена в рассказе В. Солоухина «Варвара Ивановна». Члены комиссии, проверявшей работу колхоза, зашли в дом бригадира — недавно овдовевшей женщины, матери троих маленьких детей. В передней горнице они обнаружили горящие перед образами лампадки. Рассказ ведется от лица председателя комиссии:

«Ты это зачем? — напустились мы на нее. — Член правления, член партии, как не стыдно!»
Татьяна Сергеевна показала глазами на тесовую перегородку и говорит, сходя почти на шепот:
«Мама помирает. Просила затеплить. Вчера соборовали».
Я заглянул за перегородку и увидел на кровати старуху, лежащую вытянуто и прямо, как лежат покойники на столе. Даже руки сложены на груди, как у готовой покойницы. Да она с лица и была уже готовая покойница: кожа желтая, щеки ввалились, губы натянуло до синевы, нос востренький, надбровные дуги выступили и прояснились. Про руки и говорить нечего: воск и воск. И этот, знаете, серый, пепельный налет на лице. То есть нынче или завтра конец. Недаром же попросила, чтобы соборовали...
«Да, отработала Варвара Ивановна свое, — опечалился я, выходя из-за перегородки к столу. — Сколько ей? Чай, за восемьдесят?»
«Восемьдесят шестой, — подтвердила Татьяна Сергеевна. — Да уж, конечно, отработала... Четвертого дня слегла. Сразу как-то перелом произошел. Три дня — и готово. Догорает, как свеча...»
На другой день совещались мы в райкоме, как вдруг секретарша вызывает меня к телефону. Звонят из колхоза, где ужинали: бригадира Татьяну Сергеевну вечером убило наповал куском металла, отлетевшего от силосорезки. Надо ехать на место, разобраться...
Захватив врача, поехал в колхоз «Победа». Силосная яма у них на въезде в село, так что мы сразу и увидели происшедшее.
Впрочем, что мы увидели? Лежит поверх изрубленной на силос кукурузы наша Татьяна Сергеевна... Висок пробит железным осколком... Глядеть, собственно, нечего... Положили в кузов, чтобы отвезти в больницу на вскрытие.
Надо бы и мне возвращаться в район, но вдруг встала перед глазами вчерашняя картина: старуха, почти покойница, и трое ребятишек мал мала меньше...
Я завел свой «газик» и на третьей скорости в село...



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Притча «Поиски во тьме»
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Ольга Хухлаева. Кризисы взрослой жизни - О. Хухлаева
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Мучник М.М. Время в групповом анализе
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Анна Сухова. Кризис
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Кризис тридцати лет, кризис середины жизни (40-45 лет), кризис позднего возраста (55-60 лет)
  • Притча «Жизнь и дела Мастеров»
  • Притча «Про любовь»
  • Зиновьева Наталья Геннадьевна. Театрализованная деятельность как средство развития произвольной памяти у детей 6 года жизни
  • Погодин И.А. Мы – современники конца Света
  • Вахитова Лилия. Развития общения и взаимодействия сверстников в дошкольном возрасте со сверстниками
  • Георгий Почепцов. Пропаганда в ее историческом развитии
  • Жизненный сценарий. Почему я опять так поступаю?
  • Алтухова Валентина Николаевна. Перспективы и проблемы развития дошкольного образования в современной России.
  • Немировская М.А. Развитие чувства времени: психоаналитическая точка зрения
  • Болотова Наталья Викторовна. Сравнительный анализ нормального и отклоняющегося развития речи.
  • Притча «Момент во времени»
  • Почему время ускоряется с возрастом?
  • Братченко Сергей. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД ДЖЕЙМСА БЮДЖЕНТАЛА: УРОКИ ДЛЯ ПСИХОЛОГИИ
  • Данченко В. ПРОГРАММА "ДАР"
  • Мораль; Morality; Moral
  • Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития
  • Жутаутайте Светлана Вадимовна. Воспитатель, говори правильно!
  • Синхрония; Synchronicity; Synchronizitat
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Любовь Кириллова. Негативные переживания: что делать, если вам плохо на душе?
  • Тело; Body
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Егор Горд. Упражнения для развития уверенности в себе
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Щедровицкий Г.П. ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ читанные в Ростовском университете (фрагменты)
  • Андреева Юлия Александровна. Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
  • Время, стресс и суета. Психология времени
  • Выготский Л.С., Лурия Р. Этюды по истории поведения
  • Иоша Алла Степановна. Развитие речи в дошкольном возрасте посредством игровой деятельности.
  • Исакова Ольга Валерьевна. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ВОСПИТАННИКОВ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Казакова Алия Викторовна. Формирование временных представлений у дошкольников
  • Феликс Божонка. Раннее развитие ребенка
  • Кривова Ольга. Выпуск 1. Что делать, когда любовь «проходит»?
  • Бриггс Э., Клэвин П. Европа нового и новейшего времени. С 1789 года и до наших дней
  • Методы развития самостоятельности у детей
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь