|
Олпорт Гордон. Становление личности. Избранные труды.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 46640
Автор: Олпорт Гордон.
Название: Становление личности. Избранные труды. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке 7 В современной психологии понятие инстинкт используется в другом смысле Современная школа «этологии» изучает перцептивные конфигурации, на которые животные и дети реагируют, не имея прежнего опыта Так, ребенок 3—6 месяцев обычно реагирует социальной улыбкой на человеческое лицо или его узнаваемое изображение Лицо может быть маской и даже пугалом, но у него должны быть два глаза, оно должно быть полностью видимым и быть в движении Нет необходимости ни в том, чтобы это было улыбающееся лицо (факт, исключающий имитацию), ни в том, чтобы оно принадлежало знакомому человеку (Spitz R А , Wolf К М The smiling response a contribution to the ontogenesis of social relations//Genetic Psychology Monographs 1946 Vol 34 P 57—125) Этот тип врожденной реакции существует и важен для полного понимания детской психологии Однако это прямо не связано с мотивацией Единственные инстинкты, которые нас здесь интересуют, — это инстинктивные мотивы
8 Базовые положения в защиту этого подхода изложены в Murray НА et al Explorations m personality N Y Oxford, 1938 9 CM McClelland D С, Atkinson J W, Clark R A , Lowell E L The achievement motive N Y Appleton-Century-Crofts, 1953 Развитие мотивов 291 Подобно системе Мак-Дугалла, эти теории предусматривают развитие потребностей в чувства, таким образом связывая вместе мотивацию и формирующуюся структуру личности10. Потребности могут также рассматриваться с фрейдистской точки зрения в качестве вытесненных, замещенных, сосредоточенных на объекте и сублимированных. При этом, однако, используется гораздо больше базовых мотивов, чем у Фрейда, и уделяется больше внимания осознанным потребностям. Но доктрина потребностей (как и предыдущие теории) фактически говорит: желаемые объекты могут меняться от человека к человеку, базовые виды желаний — нет. Люди хотят разного, но есть только несколько причин, по которым они этого хотят. Например, два человека могут испытывать сильную потребность в подчинении; один — из-за того, что он сексуальный мазохист, другой — из-за того, что он хорошо дисциплинированный монах. Выбранные этими двумя людьми жизненные направления настолько различны, что кажется в высшей степени искусственным одинаково оценивать их по параметру «подчинение». Теория потребностей, как и теория инстинктов, оказывается слишком абстрактной, слишком бесплотной и деперсонализированной, чтобы представлять текущую мотивацию реальных индивидов11. Мы предпочитаем теорию, которая будет изображать актуальные мотивационные системы сексуального мазохиста и хорошо дисциплинированного монаха без спекулятивного выведения двух столь разных систем из одного отдаленного (и недоказанного) общего источника — «подчинения». «Надежные мотивы». Ни одна из до сих пор рассмотренных теорий не опиралась на серьезные исследования. В лучшем случае постулируемые перечни инстинктов и потребностей подкреплены обыденными наблюдениями или клинической работой с пациентами. Однако Клайнберг предпринял похвальную попытку отыскать (через изучение описаний разных данных культур) то, чего хочет (или в чем нуждается) каждый человек в каждой культуре мира без исключения12. В результате этого антропологического поиска появился список «абсолютно надежных мотивов»: голод, жажда, отдых и сон, выделения, дыхание, активность, сенсорный голод. Существуют также «высоко надежные мотивы», обнаруженные во всех культурах, но не у всех индивидов: секс, материнское поведение, самозащита. Далее по мере уменьшения частоты следуют: агрессивность, бегство, общительность, стяжательство и другие общие паттерны. Наиболее интересный аспект этого исследования — характер «абсолютно надежных» мотивов: все они без исключения являются биологическими влечениями, удовлетворение которых необходимо для биологического выживания. 10 См Murray Н А , Morgan С A clinical study of sentiments // Genetic Psychology Monographs 1945 Vol 32 P 3-149 11 Этот момент, кажется, признавал Мюррей, который писал «Каждая потребность связана со следами (или образами), представляющими движения, тропы, инстанции, целевые объекты, которые, вместе взятые, образуют интегрированную потребность» (Murray H A Facts which support the concept of need or drive // Journal of Psychology 1936 Vol 3 P 27—42) Эта концепция интегрированной потребности значительно лучше «скелетной» потребности Она хорошо реализует наше требование, чтобы единица анализа была конкретной, жизнеподобной и личной, при условии, что интегрированная потребность понимается не просто как сиюминутная организация, но как психическая структура, устойчивая характеристика человека Несомненно, что нельзя так же легко сравнить индивидов на основе интегрированных потребностей, как на основе общих потребностей, но сравнение — только вторичная цель психологии личности Первичная цель — отражение отдельной жизни с максимальной достоверностью llKhnebergO Social psychology (Rev ed ) N Y Holt, Rmehart and Winston, 1954 292 Структура и развитие личности Влечения. Тот факт, что влечения необходимы для выживания, привел многих психологов к утверждению, что наконец нашлось простое и суверенное понятие, на котором может основываться вся теория мотивации. Влечения находятся с нами от рождения до смерти; они лежат в основе всего нашего раннего научения; и если мы учтем обусловливание и расширение влечений (в результате чего появляются «вторичные влечения»), то сможем охватить все мотивы человека. Теория влечений предполагает (по сути, требует) теорию научения, но базовые энергии всегда рассматриваются в качестве самих влечений, и потому мы должны отнести этот тип мышления (принятый бихевиоризмом, то есть психологией стимула и реакции) к нашей категории «неменяющихся энергий». Мы далее покажем недостаточность теории влечений, но прежде сделаем два замечания в ее пользу. Во-первых (Клайнберг это ясно показывает), все люди во всем мире действительно обладают влечениями, и этим влечениям свойственно доминировать (будучи актуализированы, они обычно занимают более высокое положение по отношению к другим мотивам). Если кто-то очень голоден, очень нуждается в кислороде, в воде, отдыхе, то все другие мотивы замирают, пока данное влечение не будет удовлетворено. Ни одна теория мотивации не может проигнорировать этот факт. Во-вторых, так как большую часть детского поведения можно проследить до влечений (включая, конечно, влечение к активности и эстетические влечения), это значит, что влечения являются первоначальным (но не обязательно постоянным) фундаментом нашей мотивационной жизни. Ясно, что большая часть того, чему учится ребенок, должна касаться способов удовлетворения влечений (удерживать свою бутылочку, избегать горячих батарей, контролировать свою мать для получения пищи и других удобств). Мы говорим, что теория влечения выглядит адекватной (или почти адекватной) для объяснения мотивации в течение первых двух лет жизни (и в ограниченной степени на протяжении всей жизни); она оказывается адекватной и при объяснении мотивации животных. Как мы теперь увидим, к перечню влечений могут быть адресованы некоторые вопросы. Вспомним, что в «абсолютно надежные мотивы» Клайнберг включил влечение к активности и эстетические влечения. Являются ли они, подобно голоду, жажде и усталости, особым «натяжением ткани», требующим снятия напряжения, или они — мотивационные структуры другого порядка? Ниже мы вернемся к этой проблеме. Критика теорий неизменных мотивов Я имел в виду, что ни одна из до сих пор рассмотренных теорий не допускает достаточной гибкости и изменений для объяснения громадного разнообразия мотивов взрослых людей. Теперь я более подробно сформулирую свои возражения против двух наиболее широко распространенных доктрин: фрейдистской теории и теории стимула и реакции (влечений). Во-первых, я рискну на, надеюсь, полезное отступление. Обратим внимание на множество важнейших понятий в современной психологии, которые начинаются с префикса re: receptor, reaction, response, reflex, repression, repetition, reward, reinforcement, regression [рецептор, реакция, ответ, рефлекс, подавление, повторение, вознаграждение, поощрение, регрессия] — вот некоторые из них, но отнюдь не все. Дух этих понятий предполагает: (1) пассивность человеческой природы (которая получает внешние давления и реагирует на них) и (2) возвращение или восстановление прежних Развитие мотивов 293 состояний. Из этого набора мы справедливо делаем вывод, что большинству доминирующих сегодня психологических теорий свойственно ставить акцент на то, чтобы что-то воспринимать, резюмировать, отражать. Гораздо меньшую терминологическую поддержку получают указания на то, что должно произойти, — на активность, ориентированную в будущее. В специальном лексиконе психологии редко обнаруживается префикс pro. Мы много слышим о реакции [reaction], но почти никогда — о проак-ции [proaction]. Мы слышим о регрессии [regression], а не о прогрессии [progression]. Мы делаем вывод: в то время как люди заняты проживанием своих жизней в направлении будущего, большинство психологических теорий заняты прослеживанием этих жизней назад в прошлое. И в то время как каждому из нас кажется, что мы спонтанно активны, многие психологи твердят нам, что мы только реактивны. Это состояние дел отражается в ведущих теориях мотивации и указывает на их слабость. Фрейдистская теория во многих отношениях непохожа на теорию стимула и реакции, но обе они согласно делают акцент на реактивной природе мотивации13. Согласно фрейдистским взглядам, совокупность органических напряжений (или влечений) составляет ид. Эти напряжения (влечения) суть наши «инстинктивные энергии», которые и «заставляют» нас действовать. Секс и агрессия — возможно, самые важные из этих влечений ид, потому что они встречают наибольшее сопротивление во внешнем мире и, таким образом, подавляются. Подавление заставляет их сильнее разгораться. Согласно Фрейду, наша нынешняя личность — во многом остаток различных способов, которыми мы пытались удовлетворить потребность ид перед лицом сопротивления со стороны и внешнего мира, и нашей собственной совести, которая является интериоризацией правил, внушенных нам нашими родителями. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|