Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 60399

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

аживания отношений со сверстниками высоко ценятся не только взрослыми, но и другими детьми. К тому же дети должны в самом раннем возрасте осознать, что именно в развитии этих навыков заключается суть процесса взросления. В Америке это стало серьезной проблемой, тем более что за последние двадцать лет существенно сократилось время общения взрослых с детьми».
Далай-Лама повернулся к Джинпе и тихо сказал, что ему очень понравилась презентация Марка. Он сам постоянно заявлял о необходимости включить в процесс образования нечто подобное и теперь убедился, что в этом направлении проводится конкретная практическая работа. Позднее Далай-Лама сказал мне тоже, что он был очень рад услышать об этой целенаправленной попытке помочь детям справляться с деструктивными эмоциями. На него произвела огромное впечатление не только сама программа, но и тот факт, что такие методы нашли практическое применение в рамках школьного образования.
Образец сострадания
Марк продолжил: «Гораздо меньше времени мы уделяем развитию позитивных эмоций, и причина этого, возможно, кроется в нашем западном мировоззрении и акценте на профилактику психопатологий. Семь или восемь лет назад мы начали работать в этом направлении, рассказывая детям реальные истории о замечательных людях — детях и взрослых.
Я подумал, что стоит привести пример использования подобных историй на протяжении учебного дня. Так, рассказывая ребятам историю о знаменитом американском баскетболисте Джиме Эбботте, у которого только одна рука, мы стараемся внушить им идею о необходимости проявлять упорство в преодолении препятствий. По ело-
вам Эбботта, когда он был ребенком, все говорили, что он никогда не сможет стать баскетболистом, потому что у него одна рука. Мы рассказываем историю его жизни и успеха, а затем просим детей назвать цель, которой, на их взгляд, они не смогут достичь. Мы просим их описать эту цель и подумать, как, шаг за шагом, они могут осуществить ее.
Другой пример — Аунг Сан Суу Куй из Бирмы (теперь эта страна называется Мьянма), — продолжал Марк, получив кивок понимания со стороны Далай-Ламы, который знает эту женщину как лауреата Нобелевской премии мира; в свое время он совершил поездку к бирманской границе, чтобы принять участие в демонстрации нобелевских лауреатов в ее поддержку. — Мы объясняем детям, что иногда человек должен посвятить всю свою жизнь чему-то важному. Мы рассказываем, что она много лет провела под домашним арестом, знакомим с историей демократического движения в Мьянме и объясняем, почему некоторые идеи привлекают людей так сильно, что они готовы бороться за них всю жизнь, даже если эта борьба требует огромных жертв.
После обсуждения ее биографии мы просим детей разработать небольшую программу улучшений в их школе или в районе, где они живут. Мы хотим, чтобы они поняли, какие эмоции испытывала Аунг Сан Суу Куй и какие цели она ставила перед собой. После этого они понимают, что в их жизни могут существовать те же самые цели.
На занятиях мы рассказываем также о судьбе американки азиатского происхождения по имени Майя Лин. Она была автором проекта мемориала ветеранам вьетнамской войны в Вашингтоне и мемориала борцам за гражданские права в Монтгомери, штат Алабама. История ее жизни — наглядный пример того, как человек может использовать искусство для увековечения важных
событий. Мы предлагаем детям прочитать рассказ Ив Бантинг „Стена" об отце, который приводит своего сына к мемориалу ветеранам вьетнамской войны, чтобы мальчик увидел там имя своего деда. Этот рассказ обладает действенной силой, так как помимо прочего затрагивает темы смерти и войны.
Затем мы обсуждаем вопрос о том, как мемориальные стены могут ознаменовывать или увековечивать в истории важные события. После этого класс составляет план увековечивания какого-либо события в их сообществе. Мы не знаем, что это будет. Это может оказаться какое-то школьное событие или памятное событие в жизни их района, но в любом случае это упражнение формирует социальную ответственность — и, возможно, закладывает основу сострадания.
Я стараюсь подходить к оценке этих примеров с осторожностью, поскольку мы только начинаем учиться работать с позитивными эмоциями. До сих пор мы уделяли гораздо больше внимания борьбе с деструктивными эмоциями. Меня интересует, что вы думаете о разных методах развития сострадания. Я знаю, что буддизм располагает тысячелетним опытом развития способности к состраданию у молодых монахов, и считаю, что мы многое можем почерпнуть у него и сочетать эффективные буддийские методики с нашими, западными.
Возможно, мне стоит задать этот вопрос Его Святейшеству. Нет ли у вас каких-либо идей относительно того, какие методики мы можем использовать для развития сострадания в душах юных членов общества?»
После этих слов Далай-Лама спросил по-тибетски, что думают по этому поводу остальные присутствующие, на что Маттье заметил: «В тибетских семьях я заметил одну на первый взгляд незначительную черту, которая мне лично кажется замечательной. У них дети в день своего рождения сами дарят всем подарки и испытывают от это
го огромную радость. Такие мелочи нельзя назвать жизненно важными, но все же они говорят о многом».
Марк согласился: «Мы знаем, что для детей важнее всего не глобальные идеи, а мелкие события, которые происходят с ними каждый день».
Репертуар сострадания
Затем Далай-Лама поделился собственными мыслями: «Я верю, что контроль над негативными эмоциями — это очень важно, но сам по себе такой контроль не решает реальных проблем. Я думаю, вы понимаете, насколько велика потребность в развитии и культивировании позитивных эмоций. Несмотря на то что эти позитивные эмоции нельзя использовать в качестве противоядия непосредственно в момент накала эмоций, они могут подготовить ребенка или любого другого человека к использованию гораздо более эффективных методов борьбы с негативными эмоциями. Что касается разработки конкретной методики, которую можно было бы применить в этих целях, то у меня нет никаких особенных идей — за исключением, пожалуй, одного: постоянное погружение детей в атмосферу искренней любви и сострадания — как в семье усилиями родителей, так и в школе усилиями учителей, проявляющих искреннюю заботу о благополучии детей, — может оказаться достаточно эффективным само по себе. Очень сложно научить детей ценить сострадание и любовь с помощью одних только слов. Поступки говорят громче слов».
Марк знал, что Далай-Лама практически никогда не пытается блеснуть своими познаниями в специальных областях, таких как детское развитие, но последнее высказывание буквально ошеломило ученого. Соглашаясь, он сказал: «Вот почему мы учим на примерах и историях. Я расскажу вам еще одну историю — она для третье
классников. Это реальная история. Ее герой — тринадцатилетний мальчик, который жил в богатом пригороде Филадельфии. Его звали Тревор Феррелл. Однажды вечером он смотрел новости по телевизору и увидел бездомных людей на улицах в центре Филадельфии. Он подошел к отцу и сказал: „У нас в гараже есть несколько одеял. Я хочу взять эти одеяла и раздать их этим людям. Они спят на вентиляционных решетках, через которые выходит пар".
Его отец подумал, что это странная идея, но все же отвез сына в город, и этот поступок принес Тревору и его отцу огромную радость. На следующий день Тревор начал расклеивать в продуктовых магазинах и других местах объявления: „Есть ли у кого-нибудь одеяла, которыми не пользуются? Есть ли у кого-нибудь продукты, которые не нужны?" Через неделю весь гараж его отца был завален продуктами, а сегодня в Филадельфии уже работает несколько складов, которые называются „домами Тревора", — там бездомным раздают еду».
Во время рассказа Марка Далай-Лама улыбался и часто кивал в знак одобрения.
«Мы рассказываем эту историю и используем ее в сочетании с плакатом „светофор". Мы говорим о том, что когда Тревор почувствовал, как плохо живется этим людям, ему нужно было успокоиться и подумать: „Что я могу для них сделать?" Суть этой истории в том, что пример могут подавать не только взрослые люди, такие как Его Святейшество, — многое под силу даже детям. Это типичный прием использования историй в общении с детьми, но мы с радостью готовы принять новые идеи».
Алан Уоллес выдвинул предложение, связанное с культивированием позитивного спектра эмоций: «Когда ты сказал, что все эмоции являются совершенно нормальными и естествен



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Пол Экман. Распознавание мимики детьми
  • Аудиоландшафт наших чувств. Значение эмоциональных возгласов
  • Эмоция; emotion
  • Дж. Хессон. Позитивное мышление и развитие эмоционального интеллекта
  • Пол Экман, Уоллес Фризен. Исследование выражения эмоций на лице. - Пол Экман
  • Разрядка; discharge
  • Визуальные образы усиливают эмоции при афантазии
  • Редактор. Дети и эмоции.
  • Как эмоции растекаются в мозге
  • Пол Экман. Поведение под влиянием эмоций - Пол Экман
  • Лободенко Наталья Леонидовна. 6 этапов обучения эмоциональной грамотности
  • Эмоция; Emotion; Emotion
  • Бенджамин Роу. Необходимые навыки магии
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Аффект; affect
  • Каким женщинам больше доверяют мужчины
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Е.И. Головаха, Н.В. Панина. Психология эмоций. Управление эмоциями. - Из цикла "Психология успеха"
  • Мимика как индикатор эмоций
  • Притча «Вопрос ламе»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Как спорт помогает снять стресс
  • Ильин Е.П. Эмоции и чувства
  • Уманец Дарья Сергеевна. Информационное занятие с элементами практикума «Эмоциональная компетентность»
  • Притча «Один из пяти»
  • С. Шабанов, А. Алешина. Управление эмоциями других и манипуляции
  • Иган Дж. Слушание и понимание вербальных сообщений: практические рекомендации
  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Невербальная коммуникация и язык жестов
  • Цобехия Анна Юрьевна. Развитие эмоций у детей дошкольного возраста
  • Прист С. Теории сознания.
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Соматизация
  • К чему снится целоваться?
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной
  • Анна Березовская. Эмоции — путь к завоеванию мужчины
  • Игорь Исаев. Как управлять эмоциями - И. Исаев
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Ирина Залесская. Навязчивое негативное мышление и как с ним бороться. - Психология для всех
  • Яна Франк. Что такое мотивация и где ее берут?
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Психолингвистика: как язык определяет наше внимание
  • К чему снится ссора?
  • К чему снятся трупы?
  • Анна Гаврилюк. Нужна ли честность в нашей жизни?
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Гадание по дате рождения
  • Сторителлинг как эволюционное преимущество или Почему мы рассказываем истории?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь