Коллектив авторов. Практическая психология: Учебник.

Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 28247

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Данные исследований показали, что до XX века образ мужчины и женщины был строго дифференцирован: «мужественность» — агрессивность, рациональность, соперничество; «женственность» — эмоциональность, забота о других, мягкость.
За последнее столетие женщины во многом «догнали» мужчин по ряду позиций в социуме, и понятие «женственность» видоизменилось. Сексуальная революция на Западе «эмансипировала» женщин, личность современной женщины, сохранив присущие ей эмоциональность, стремление к живому и разнообразному общению, потребность в постоянном подтверждении своей нужности и значимости для близких, приобрела новые качества.
Женщина проявляет твердость и решительность, смелость, реализм и практичность, стремление к роли лидера. Она обладает разнообразными потребностями — от стремления к социальной и профессиональной значимости до желания быть привлекательной женщиной, женой, матерью. Реализация этих потребностей сопряжена с физическими и психологическими нагрузками, временными затратами. Часто женщина строит модель своего поведения в обществе, ориентируясь на мужскую модель.
Вторая группа проблем — проблемы личной, интимной жизни мужчин и женщин. Можно утверждать, что и здесь «каждому свое», ибо эта деликатная сфера жизни определяется культурой чувств, поступков двоих (intimus — самый глубокий, внутренний, сокровенный). Интимный, по В. И. Далю, — близкий, тесный, задушевный, искренний. Интимность — понятие скорее психологическое, чем физиологическое. Она заключается в определенной взаимной «установке», или «направленности» партнеров общения.
Главные ее особенности были выделены психологом А. Добровичем в книге «Общение: наука и искусство». Первое. Вы чувствуете и даете почувствовать партнеру, что для вас он — сейчас и в обозримом будущем — самый главный, самый привлекательный, самый желанный человек. Второе. Вам хочется дать этому человеку радость, а если невозможно, то близкие отношения не в радость и вам самому. Его страдание уничтожает вашу радость, его наслаждение — удваивает. Третье. Вы сознаете — и даете понять партнеру, — что вам не надо стыдиться друг друга ни в чем; в любых своих проявлениях партнер остается мил и дорог вам, и верится, что и вы ему. Четвертое. Вы оба знаете, что ваши отношения заключают в себе тайну, которой никогда не коснется другой человек.
Известный американский психотерапевт Эрик Берн писал, что главное, к чему стремятся люди в своих отношениях, — истинная человеческая близость и потребность в признании.
Ядром интимной жизни как мужчины, так и женщины является любовь. Чувство любви связано с открытием другого человека, устремленностью на него. В поэзии — это космическая сила, подобная силе тяготения. В понятие половой любви вкладывают индивидуализированное и избирательное чувство, связанное с эротическими установками.
Эротика (eros, греч. — любовь, страсть) в широком смысле — совокупность всего, что связано с половой любовью, в более узком смысле — психологические аспекты сексуальности, ее развития и проявлений в общении, моде, искусстве.
Секс (sex, франц. — пол) — совокупность реакций, переживаний, поступков, связанных с проявлением и удовлетворением полового влечения.
Стремление к сексуальному сближению — либидо — зависит от особенностей представителя пола, его развития на определенной возрастной фазе жизни.
Можно отметить, что ребенок даже первых месяцев жизни не бывает сексуально нейтральным. С возрастом непроизвольные сексуальные реакции и переживания совершенствуются и из неосознанных переходят в сферу сознания. Проявление тяги к обнаженному телу, реакция на движение и выражение глаз, голоса, инстинкт «захвата» формируют определенный эротический настрой. В дальнейшем различия эрогенности ощущений у мужчины и женщины известны — так, у мужчины преобладают зрение и осязание, у женщины — слух. «Мужчина любит глазами, а женщина ушами».
Отношения мужчины и женщины сложны и противоречивы, но можно отметить, что их культура облагораживает обоих и придает утонченность женщине.
В современном мире как никогда возросла ценность эмоционального общения. Это связано с тем, что каждый человек сознательно или интуитивно пытается найти поддержку, защиту в другом. У молодежи это просматривается в лозунге: «Полюби меня!» и часто связано с ранней сексуальностью, поиском любви в «голом» сексе.
Любовь заложена в каждом из нас, она не связана ни с образованностью, ни даже со знаниями и возрастом. Но важно отличать любовь от влюбленности, эротического влечения. По мнению многих известных ученых, любовь — это утверждение неповторимости существования другого человека. Чувство любви связано с отдаванием, а не потреблением. Благо любимого, ответственность за партнера — основной лейтмотив этого глубокого чувства.
Влюбленность также сильное, всепоглощающее подчас чувство, но не всегда зрелое. Влюбленный человек испытывает сильное эротическое влечение, симпатию к другому, но главное в этом — он сам, его радость, а не партнера.
Когда человек любит и теряет любимого, он часто теряет смысл жизни, а при влюбленности возможны частые смены партнера без ущерба для собственной психики.
В поведении любого человека есть пассивные и активные проявления. Чувство любви всегда активно, но не агрессивно, без требования доказательства от другого «вечной» любви.
Для большинства проблема любви в том, чтобы быть любимым, а не в том, чтобы любить или уметь любить. То есть для большинства людей проблема любви — это проблема объекта, а не проблема способностей, способности любить. Одной из причин этого, по мнению Фромма, является быстрая переоценка ценностей в наше время: объект любви быстро меняется, поэтому в сознании человека доминируют поиски объекта, а не что-либо иное. Еще одна причина «объектности», а не «функциональности» любви заключается в том, что для многих людей человеческие отношения основываются на обмене, «купле-продаже» ценностей. Это переносится и на сферу личной жизни: объект должен быть желаем с точки зрения общепринятых ценностей и хотеть меня, т. е. мои ценности (предложения) должны в его глазах быть достойно обменены на его ценности. И последнее, мы часто смешиваем начальное чувство влюбленности с постоянным состоянием любви, «оставанием» в любви. Начальное чувство возникает из-за новизны психологического и физического единения, ухода из одиночества, от предыдущей «нелюбви», но это быстро проходит, если это единственное, что вас соединяло.
Фромм считает, что любовь — это разрешение проблемы человеческого существования. Человек ушел из животного царства, и хотя окончательно от него не оторвался, пути назад ему нет. Животная гармония безвозвратно утрачена, и двигаться можно только вперед, к поискам новой гармонии на путях развития разума. С момента рождения человек оказывается вырван из очерченной инстинктами ситуации и брошен в неопределенную ситуацию, ненадежную и открытую. У человека появляется чувство отделенности своего «Я» от остального мира — об этом писал еще Фрейд. Это чувство может переходить и в чувство отчужденности, которое сопровождается страхом, тревогой, чувством стыда или вины. То есть, осознание человеком своей отделенности, одиночества без воссоединения с людьми посредством любви является источником стыда, чувства вины и тревоги. Наиглубочайшей потребностью человека является преодоление своего одиночества, уход от видения своей отделенности. Ситуация отделенности существовала во все времена, это «наичеловечнейшая» ситуация. Многие культовые обряды Фромм рассматривает как средство слияния человека с группой, что на некоторое время редуцирует его страх. Сексуальный акт также на некоторое время решает эту проблему, но если он не сопровождается чувством любви, то после него чувство вины может даже усиливаться. В целом, считает Фромм, люди в действительности гораздо больше хотят принадлежать к группе, нежели принуждаются к этому. В то же время человек должен и всегда имеет возможность осознавать свою индивидуальность, неповторимость; равенство — необходимое условие развития индивидуальности. С эмансипацией женщин, отмечает Фромм, уничтожается разница в полах, а с ней уходит и эротическая любовь, основанная на этой разнице. Способность к любви, понимаемой как альтруистический акт, предполагает определенную зрелость личности человека: он должен преодолеть зависимость, всемогущество нарциссизма, потребность «получать», поверить в свои человеческие силы. Чем больше не хватает ему зрелости, тем сильнее пугает его необходимость посвятить себя другому, которой требует любовь. Любовь — это «забота, чувство ответственности, уважение и познание».



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тутушкиной М.К. Практическая психология. Под редакцией
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Чуприкова Н.И., Равич-Щербо И.В. Фундаментальные проблемы общей психологии.
  • Исаева Ольга Сергеевна. Курс 'Методологические основы психологии'
  • Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Марцинковская Т.Д. История психологии
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы.
  • Чистяков А.В. (Владимирский) МАТЕРИАЛЫ ПО КОHСТРУКТИВHОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Маклаков А.Г. Общая психология. Ответы на экзаменационные билеты
  • Годфруа. Что такое психология Ч.2
  • Практикум по практической психологии.
  • Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология
  • Регуш Л.А, Орловой А.В. Педагогическая психология. Под редакцией
  • Дружинина В.Н., Ушакова Д.В. Когнитивная психология. Под редакцией
  • Дубровиной И.В. Практическая психология образования. Под редакцией
  • Джемс. Психология.
  • Щедровицкий Г.П. ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ читанные в Ростовском университете (фрагменты)
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии
  • Исаева Ольга Сергеевна. Учебное пособие «Дифференциальная психология»
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Владимир Стукас. Психологическая типология, которая работает
  • Лавриненко В.Н. - Психология и этика делового общения
  • Сосновского Б.А. Психология. Под редакцией
  • Клюевой Н.В. Педагогическая психология. Под редакцией
  • Андреева Г.М. Методы социальной психологии.
  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности
  • Носкова О.Г. Психология труда
  • Исаева Ольга Сергеевна. Связь психологии с другими научными дисциплинами
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Абдурахманов Р.А. - Военная психология
  • Спасенников В.В. Экономическая психология
  • Абрамова Г.С. Практическая психология
  • Еникеев М.И. Юридическая психология. Краткий учебный курс
  • Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. Вузов.
  • Лукьянченко Н.В. Психологическое просвещение в практической психологии (на примере научно-популярной лекции «Психология оптимизма»)
  • Петровский А.В. Общая психология
  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Марцинковская Т.Д. Психология
  • Капустина С.А. Основные методы сбора данных в психологии. Под редакцией
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Боронова Г.Х., Прусова Н.В. Психология труда. Конспект лекций



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь