Айламазьян А.М. Метод наблюдения и беседы в психологии.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 42413

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Часто в «семейном театре* контакт с ребенком, внимание к его жизни заменяются обеспечением особых материальных условий. Родители приобретают много игрушек, специальное оборудование для занятий детей. Воспитание как бы передоверяется детскому саду, школе или другим общественным организациям. Детям дается «модное* воспитание, они посещают всевозможные кружки, занимаются языками, музыкой.
В театрализованном образе жизни семьи часто возникает особое отношение к ребенку, связанное со стремлением скрыть его недостатки и несовершенства, прикрыть трудности демон-
387
страциеи мнимых достоинств и достижений. Все это приводит к ослаблению самоконтроля, потере внутренней дисциплины. Отсутствие подлинной близости с родителями формирует эгоистическую направленность личности.
«Семья — третий лишний»
Еще одним примером дисгармоничных отношений может служить семья, к психологической сущности которой подходит название «третий лишний*. Она возникает в тех случаях, когда личностные особенности супругов и стиль их взаимодействия составляют особую значимость, а родительство бессознательно воспринимается как помеха супружескому счастью. Так бывает при психологической незрелости одного или обоих родителей, при неподготовленности их личностного развития к выполнению родительских функций. Так возникает стиль отношений с ребенком по типу скрытого непринятия* В практике семейного консультирования нередко встречаются подобные семьи, имеющие даже несколько детей, но, несмотря на это, эмоционально преувеличенно значимыми остаются супружеские отношения. Часто в контактах с ребенком родители склонны внушать детям чувство неполноценности, без конца фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах. Не так уж редки случаи соперничества между еще молодой матерью и подрастающей дочерью, бессознательная борьба за любовь и привязанность отца. Воспитание детей в подобных ситуациях приводит к формированию неуверенности в себе, безынициативности, фиксации на слабостях, детям свойственны мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости и подчиняемости родителям. Возникшая зависимость тяготит взрослых, провоцируется тем самым усиление скрытого отвержения, В таких семьях у детей часто возникают опасения за жизнь и здоровье родителей, они с трудом переносят даже временное разлучение с ними, с трудом адаптируются в детских коллективах.
Семья с «кумиром»
Это довольно распространенный тип дисгармоничных семей. Отношения между членами семьи приводят к созданию «семейного кумира» тогда, когда воспитание ребенка — единственное, что скрепляет супружеские отношения, когда за™
388
бота о ребенке превращается в единственно силу, способную удержать родителей друг с другом. Оба родителя с преувеличенным вниманием относятся к своему чаду, перенося свои нереализованные чувства на ребенка. Во имя ребенка творятся чудеса самоотречения и жертвенности, во имя ребенка затушевываются все проблемы взрослых людей. Ребенок оказывается центром семьи, становится объектом повышенного внимания и опеки, завышенных ожиданий родителей. Многие его поступки воспринимаются без должной критики, малейшие прихоти немедленно удовлетворяются, преувеличиваются реальные и мнимые достоинства. Желание уберечь ребенка от жизненных трудностей приводит к ограничению самостоятельности, чему в значительной степени способствует бессознательная тенденция замедлить взросление ребенка, поскольку уменьшение опеки угрожает разрыву семейной группы. Здесь преувеличивается самое незначительное недомогание и болезнь ребенка* он воспитывается в условиях изнеженности, заласканности, всеобщего восхищения и умиления. Последнее усиливается потребностью получить «вознаграждение» за излишние усилия по уходу и заботе о ребенке. При таком воспитании дети становятся несамостоятельными, утрачивается активность, ослабляются побуждения. Вместе с этим возрастает потребность в позитивных оценках, детям недостает любви; столкновения с внешним миром, общение со сверстниками, где ребенок не получает желаемых высоких оценок, становятся источником все новых и новых переживаний. Требование признания любой ценой порождает демонстратив-ность поведения* Критичное осознание собственных личностных качеств заменяется негативными оценками других, ощущениями несправедливости и жестокости окружающих.
«Семья-маскарад»
Несогласованность жизненных целей и планов супругов порождает тип семьи, которой можно дать название «маскарад». Строя свою жизнь вокруг по-разному понимаемых ценностей, «служа разным богам», родители ставят ребенка в ситуацию различных требований и несогласованных оценок. Воспитание приобретает черты непоследовательности, и мир для ребенка предстает разными, подчас противоречивыми сторонами. Мелькание «масок* повышает чувство тревожности. Несогласованность действий родителей, например повышен-
389
ная требовательность отца при гиперопске и всепрощении матери вызывает растерянность ребенка и расщепление его самооценки. Завышенные притязания, сочетаясь с недостаточной способностью к волевым усилиям, порождают внутренний конфликт и застойные очаги нервного перевозбуждения. Описанные типы семейных дисгармоний доказывают сложность внутрисемейной жизни и глубокую взаимосвязь всех сторон семейного взаимодействия- Поэтому, если родители обращаются к психологам по поводу состояний ребенка, это вовсе не означает, что «слабым звеном» семейной группы является именно ребенок. Часто проблемы ребенка просто более заметны. Помочь детям в таких случаях можно, воздействуя на всю семейную группу, перестраивая неверно сложившиеся стереотипы семейных отношений.
Семья в психологическом рентгене
Отношения всех членов семьи, и взрослых и детей, строятся по типу своеобразного круга, подчиняются законам взаимопричинности. Характер взаимодействия, стиль общения взрослых и детей, а также формирующиеся не только у детей, но и у взрослых личностные особенности образуют замкнутый, в некоторых аспектах воспроизводящийся комплексный цикл. Поэтому неверно рассматривать поведение родителей по отношению к детям отдельно от сложной системы всех, в том числе супружеских, отношений в семье.
Однако, несмотря на очевидность связи между супружескими отношениями и особенностями воспитания ребенка, многие родители, обращаясь в семейную консультацию по поводу поведения детей, удивляются, если психолог затрагивает проблемы супружеских отношений. И вовсе не случайно, что родителям вначале легко обсуждать трудности общения с детьми, И только после длительного контакта с психологом появляется возможность свободнее говорить об отношениях в семье в целом, о затруднениях в сфере супружеских отношений. Это объясняется многими причинами. Здесь и привычная свобода, с которой мы говорим о детях даже тогда, когда что-то в отношениях с ними складывается не так, как хотелось бы, и привычная скованность в обсуждении проблем взрослой семейной жизни...
Трудность анализа супружеских отношений связана еще и с тем, что супруги не всегда могут самостоятельно осознать
390



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Психосоматические расстройства глазами пациента
  • Комплекс; Complex; Komplex
  • Хронический стресс — болезнь молодых
  • Образ; Image; Bild
  • Персона; persona — лат. актерская маска
  • Метод сосредоточения
  • Филонович С. Р. Состояния личности и коммуникации
  • Понимание психосоматических нарушений применительно к целям телесно-ориентированной психокоррекции
  • Патнем Ф.В. Диагностика и лечение расстройства множественной личности
  • Гадание по дате рождения
  • Бехтерев В.М. Психологическое определение личности.
  • Главный Редактор. Неусидчивость
  • Кернберг Отто - Тяжелые личностные расстройства
  • Притча «Чем больше, тем лучше»
  • Какие последствия приворота мужчины?
  • Психические расстройства и адекватные психологические стратегии
  • Происхождение понятия «аутизм».
  • К чему снятся осы
  • Адлер Альфред. Техника лечения
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Душевный образ; Soul-image; Geistbild
  • Состояние гипноидное; hypnoid state
  • Алексей Фонарев. Как бороться с депрессией?
  • К чему снятся вши?
  • Гроф C. и К. (ред.) ДУХОВНЫЙ КРИЗИС: КОГДА ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СТАНОВИТСЯ КРИЗИСОМ
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Притча «Вступление в суфийский круг»
  • Как спорт помогает снять стресс
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Бдительность; vigilance
  • Излечится от болезней и быть здоровым
  • Вытеснение, или репрессия; Repression; Repression
  • Фантазия; Fantasy; Phantasie
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Блаватская Е.П. Является ли самоубийство преступлением?
  • Семейные проблемы — причины их возникновения
  • Торможение; inhibition
  • Фантазия (1); fantasy and phantasy
  • Энергетический приворот через вольт
  • Эго; Ego; Ich
  • Адаптация; Adaptation; Anpassung
  • Луиза Хей. Как измениться в лучшую сторону
  • Как быстро определить приворот ли это?
  • Эротический; erotic
  • Последствия приворота для заказчика и жертвы
  • Виды отворотов и их симптомы
  • Приворот на быстрый возврат любимого
  • Как выстоять в самые тяжелые моменты жизни.
  • Притча «Али, сын отца искателя»
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь