Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 60675

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Мы развешиваем эти „светофоры" повсюду: в классах, на спортплощадках, в столовой, в кабинете директора. В некоторых школах мы расставляем в разных углах спортплощадок красные конусы — похожие на те, что выставляют на дорогах ремонтники, — и дети привыкают к тому, что когда они расстроены, можно подойти к красному конусу, встать рядом с ним, и тогда никто не будет к ним приставать.
В дальнем углу классной комнаты мы иногда ставим так называемый „стол мира" или „стул мира". Раньше такие места часто назывались „штрафными скамейками". Детей усаживали туда, чтобы они остыли, но сами дети считали это наказанием. Поэтому мы рисуем на стуле красный круг и говорим, что они могут занять его, когда их переполняют эмоции, чтобы успокоиться и подумать о том, что они могут предпринять».
«И такие зоны мира есть в каждой классной комнате?» — спросил я, вспомнив, что Далай-Лама использовал именно эту фразу, когда предлагал сделать Тибет именно такой, свободной от оружия зоной.
«Вообще-то такие зоны есть не в каждом классе, — ответил Марк, — но мы пытались это делать и получали неплохие результаты. Во многих американских школах мы реализуем программу, предназначенную для разрешения конфликтов, в ходе которой детей старшего возраста обучают вмешиваться в конфликты малышей. Одиннадцатилетних детей учат, как нужно заходить на игровую площадку и вмешиваться, когда они видят, что у малышей возникла проблема. В наших школах, где внед
рена программа PATHS, мы рекомендуем таким детям носить майки с нарисованным на них сигналом светофора — это придает им дополнительный авторитет. Мы размещаем эти знаки повсюду, и поэтому когда в конфликт малышей вмешивается ребенок старшего возраста, он говорит: „Давайте подойдем к красному сигналу, потому что у нас проблема. Мы сначала успокоимся", а затем примерно следующее: „Давайте подойдем к желтому. Сначала будешь говорить ты, а ты слушать, а потом наоборот".
Мы провели тщательные экспериментальные исследования учебного плана PATHS, и результаты произвольных контрольных испытаний позволяют нам утверждать, что дети, которые прошли обучение по этой программе, могут выражать свои чувства словами и понимать чувства других детей»*.
Научные инстинкты Далай-Ламы снова дали о себе знать, и он задал вопрос о методах, которые используются для оценки эффективности программы: «Значит, в одной школе может оказаться несколько классов, которые не пройдут этот курс, и несколько классов, которые его пройдут?»
«Нет, — объяснил Марк, — обычно мы выбираем для проведения своих исследований школу, которая соглашается на этот эксперимент, и обычную школу. В противном случае можно нарушить чистоту эксперимента, так как если педагоги получат доступ к программе, то, естественно, захотят распространить ее по всей школе». Однако Марк заверил нас, что обе школы располагаются в похожих районах, а выбор школ, в которых реали
* Гринберг М.Т., Куше К.А., Кук Э.Т., Квамма Дж.П. Развитие социальной компетентности у детей школьного возраста: результаты применения учебного плана PATHS (М.Т. Greenberg, С.А. Kusche, Е.Т. Cook, and J.P. Quamma, «Promoting Emotional Competence in School-Aged Children: The Effects of the PATHS Curriculum». Development and Psychopathology 7 (1995): 117-36).
зуется программа, осуществляется по принципу случайной выборки.
Затем он перешел к способам оценки результатов обучения детей: «Мы задаем им вопросы типа: „Как ты узнаешь, что ты зол или огорчен?" Те, кто прошел обучение, дают более точные ответы на эти вопросы, то есть они лучше распознают и описывают свои чувства. Такие дети почти сразу же избавляются от депрессии и уныния. Собственно говоря, эти симптомы относительно легко снимаются. Когда дети осознают, какую пользу приносит рассказ о своих чувствах и обсуждение их с окружающими, именно тогда они избавляются от депрессии. Мы также заметили, что со временем дети становятся менее агрессивными. Эти изменения нельзя назвать радикальными, но мы регулярно наблюдали их в ходе многих исследований.
Это можно сравнить с болезнью сердца: мы знаем о существовании различных факторов, вызывающих болезни сердца: режим питания, генетическая предрасположенность, физические нагрузки. И мы знаем, что если уменьшить воздействие этих факторов на организм, то постепенно это приведет к сокращению количества сердечных заболеваний в стране. Наша работа также помогает устранить факторы риска: неспособность успокоиться, принять чужую точку зрения, спокойно обдумать проблему. В результате снижается количество агрессивных поступков и действий, вызванных агрессивными эмоциями».
Требуются мудрые старики
Затем Марк обратил внимание на то, что детям очень полезно наблюдать за проявлением подобных эмоциональных навыков у взрослых. «Очень важно, чтобы учителя, работающие по этой программе, научились пока
зывать пример использования этих навыков и превратили это умение в привычку. Многим это дается с огромным трудом: такое обучение требует больших усилий, и к тому же тут многое зависит от индивидуальных качеств учителя.
Но если мы регулярно раз в неделю направляем им в помощь одного из наших сотрудников, обучение становится более эффективным.
Даже когда я сомневаюсь, что смогу научить учителей показывать пример того, как нужно успокаиваться, разговаривать с самим собой и обучать детей, во многих случаях оказывается, что учителя могут это делать. Это соответствует упомянутой Оуэном концепции Аристотеля, согласно которой добродетели гармонизируются в процессе общения с мудрыми старейшинами. Поведение взрослых имеет ключевое значение. Мы убедились, что когда учителя не показывают пример того, чему учат, дети не используют прививаемые им навыки.
Разумеется, мы не можем недооценивать и роль родителей. Джон Готтман и другие исследователи представили убедительные доказательства того, что многие родители тоже занимаются эмоциональным наставничеством*. Когда ребенок злится или расстраивается, такие родители не отворачиваются от него. Они его не наказывают. Они помогают ему понять, что его чувства не причинят ему вреда, что с ними можно нормально жить, ими можно управлять и что чувства — это совершенно естественное явление. И дети таких родителей демонстрируют такие же позитивные способности — лучше себя ведут и могут лучше контролировать физиологическое возбуждение.
* Готтман Дж.М., Кац Л.Ф., Хувен К. Мета-эмоции: эмоциональное общение между членами семьи (J.M. Gottman, L.F. Katz, and С. Hooven, Meta- Emotion: How Families Communicate Emotionally. Hillsdale, N.J.: Lawrence Erlbaum, 1997).
Сегодня утром я рассказывал о том, как родители помогают младенцам управлять их эмоциями. Точно таким же образом, но на другом уровне развития родители и учителя помогают десятилетним детям. Пол, возможно, скажет, что родители помогают и двадцатилетним детям, поскольку общение с мудрыми стариками важно в любом возрасте. Мы все ищем себе учителей.
Но мы не должны думать, что зона воздействия ограничивается детством. Мы не знаем точно, как обстоят дела у взрослых, но верим в то, что пластичность распространяется на подростковый возраст и последующие годы. Известно, что другие программы обучения взрослых социальным и эмоциональным навыкам снижают риск наркомании и курения, а также устраняют агрессию. Мы знаем, что тщательная оценка подобных программ доказала их эффективность даже в подростковом периоде.
Несмотря на то что взрослые играют важную роль в жизни детей, самый сильный накал эмоций имеет место в отношениях со сверстниками. Мы знаем, что самым надежным предсказателем психического здоровья людей во взрослом возрасте является то, что о них говорят другие дети в школьные годы*. Дети замечают в других детях то, что взрослые часто пропускают.
Поэтому очень важно, чтобы обучение такого рода было универсальным и не ограничивалось контекстом психотерапии, когда взрослый обучает ребенка. Родитель тоже не может проводить такое обучение в одиночку, поскольку для ребенка очень важен социальный контекст. Нам необходимо создавать в школах такую атмосферу,
* Кой Дж., Терри Р., Ленокс К., Лочман Дж., Хайман К. Неприязнь и агрессия по отношению к сверстникам в детском возрасте как надежные прогнозные индикаторы моделей расстройств во взрослом возрасте (J. Coie, R. Terry, К. Lenox, J. Lochman, and С. Hyman, «Childhood Peer Rejection and Aggression as Stable Predictios of Patterns of Adolescent Disorder». Development and Psychopathology 10 (1998): 587-98).
которая убедит детей в том, что навыки нал



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Труфанов С. ГРАММАТИКА РАЗУМА ИЛИ СИСТЕМА ГЕГЕЛЯ В ДОСТУПНОМ ИЗЛОЖЕНИИ
  • Эдвин M. Ямаучи. Дохристианский гностицизм, Новый Завет и Наг Хаммади в современных дебатах
  • Паттерсон С. Гештальт-терапия: Перлз
  • Паттерсон Сесил, Уоткинс Эдвард. Транзактный анализ: Берн
  • Лосский В. ОЧЕРК МИСТИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ ВОСТОЧНОЙ ЦЕРКВИ
  • Старовойтов В.В. Жизнь и творчество Эриха Фромма
  • Генрих Дюмулен История дзэн-буддизма
  • Чуприкова Н.И., Равич-Щербо И.В. Фундаментальные проблемы общей психологии.
  • Области человеческого бессознательного - Данные исследований ЛСД
  • Зиновьева Наталья Геннадьевна. Театрализованная деятельность как средство развития произвольной памяти у детей 6 года жизни
  • Байярд Роберт Т., Байярд Джин. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей.
  • Моросанова В.И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения"
  • Поль Седир
  • Джон Уильям Броуди-Иннес
  • Этейлла
  • Уильям Уинни Уэсткотт
  • Волынец Николай Иванович. Эссе — Волынец Николай Иванович
  • Мильнер Б.З. Теория организации
  • Эдмунд Гуссерль и его Картезианские размышления – Неизвестен
  • Ирина Никишина. Пальчиковые игры для детей от 1 года до 7 лет
  • Бек А. Когнитивная терапия пограничного расстройства личности
  • Жерар Анкосс (Папюс)
  • Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы.
  • Тест Роршаха (проективный тест чернильных пятен)
  • Эндрю Чамбли
  • Авдеенко Кирилл. Эссе — Авдеенко Кирилл
  • Алан Уотс. КНИГА О ТАБУ НА ЗНАНИЕ О ТОМ, КТО ТЫ
  • Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии).
  • Редактор. Здоровье мамы и малыша. Часть 2
  • Редактор. Зарабатываем на рукодельном сайте?
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Пятигорский Александр. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Адольф Франк. Каббала или Религиозная философия евреев
  • Адлер Дж. Одиночество и пограничная психопатология: отсылка к детскому развитию
  • Мюллер Макс. ШЕСТЬ СИСТЕМ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Обухова Л. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ
  • Гарет Найт
  • Лон Майло Дюкетт
  • Буряковский А.Л. и др. История религии. Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете
  • Психология сверхбогатых: чем богачи отличаются от всех остальных
  • Главный Редактор. Роль общения со взрослым в развитии ребенка
  • Варга А.Я. Теория семейных систем Мюррея Боуэна
  • Альберт Карл Теодор Ройсс
  • Фрэнсис Барретт
  • Хелен Фишер. Романтическая любовь: Хелен Фишер изучает мозг влюбленных
  • Абчук В.А. Экономико-математические методы
  • Хоффмайстер М. Вклад Микаэла Балинта в теорию и метод психоанализа
  • После 45 лет счастливая жизнь только начинается
  • Чаттерджи С. и Датта Д. ВВЕДЕНИЕ В ИНДИЙСКУЮ ФИЛОСОФИЮ
  • Пиаже Жан - Психология интеллекта



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь