|
Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61488
Автор: Гоулдман Дэниел
Название: Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Мы развешиваем эти „светофоры" повсюду: в классах, на спортплощадках, в столовой, в кабинете директора. В некоторых школах мы расставляем в разных углах спортплощадок красные конусы — похожие на те, что выставляют на дорогах ремонтники, — и дети привыкают к тому, что когда они расстроены, можно подойти к красному конусу, встать рядом с ним, и тогда никто не будет к ним приставать.
В дальнем углу классной комнаты мы иногда ставим так называемый „стол мира" или „стул мира". Раньше такие места часто назывались „штрафными скамейками". Детей усаживали туда, чтобы они остыли, но сами дети считали это наказанием. Поэтому мы рисуем на стуле красный круг и говорим, что они могут занять его, когда их переполняют эмоции, чтобы успокоиться и подумать о том, что они могут предпринять». «И такие зоны мира есть в каждой классной комнате?» — спросил я, вспомнив, что Далай-Лама использовал именно эту фразу, когда предлагал сделать Тибет именно такой, свободной от оружия зоной. «Вообще-то такие зоны есть не в каждом классе, — ответил Марк, — но мы пытались это делать и получали неплохие результаты. Во многих американских школах мы реализуем программу, предназначенную для разрешения конфликтов, в ходе которой детей старшего возраста обучают вмешиваться в конфликты малышей. Одиннадцатилетних детей учат, как нужно заходить на игровую площадку и вмешиваться, когда они видят, что у малышей возникла проблема. В наших школах, где внед рена программа PATHS, мы рекомендуем таким детям носить майки с нарисованным на них сигналом светофора — это придает им дополнительный авторитет. Мы размещаем эти знаки повсюду, и поэтому когда в конфликт малышей вмешивается ребенок старшего возраста, он говорит: „Давайте подойдем к красному сигналу, потому что у нас проблема. Мы сначала успокоимся", а затем примерно следующее: „Давайте подойдем к желтому. Сначала будешь говорить ты, а ты слушать, а потом наоборот". Мы провели тщательные экспериментальные исследования учебного плана PATHS, и результаты произвольных контрольных испытаний позволяют нам утверждать, что дети, которые прошли обучение по этой программе, могут выражать свои чувства словами и понимать чувства других детей»*. Научные инстинкты Далай-Ламы снова дали о себе знать, и он задал вопрос о методах, которые используются для оценки эффективности программы: «Значит, в одной школе может оказаться несколько классов, которые не пройдут этот курс, и несколько классов, которые его пройдут?» «Нет, — объяснил Марк, — обычно мы выбираем для проведения своих исследований школу, которая соглашается на этот эксперимент, и обычную школу. В противном случае можно нарушить чистоту эксперимента, так как если педагоги получат доступ к программе, то, естественно, захотят распространить ее по всей школе». Однако Марк заверил нас, что обе школы располагаются в похожих районах, а выбор школ, в которых реали * Гринберг М.Т., Куше К.А., Кук Э.Т., Квамма Дж.П. Развитие социальной компетентности у детей школьного возраста: результаты применения учебного плана PATHS (М.Т. Greenberg, С.А. Kusche, Е.Т. Cook, and J.P. Quamma, «Promoting Emotional Competence in School-Aged Children: The Effects of the PATHS Curriculum». Development and Psychopathology 7 (1995): 117-36). зуется программа, осуществляется по принципу случайной выборки. Затем он перешел к способам оценки результатов обучения детей: «Мы задаем им вопросы типа: „Как ты узнаешь, что ты зол или огорчен?" Те, кто прошел обучение, дают более точные ответы на эти вопросы, то есть они лучше распознают и описывают свои чувства. Такие дети почти сразу же избавляются от депрессии и уныния. Собственно говоря, эти симптомы относительно легко снимаются. Когда дети осознают, какую пользу приносит рассказ о своих чувствах и обсуждение их с окружающими, именно тогда они избавляются от депрессии. Мы также заметили, что со временем дети становятся менее агрессивными. Эти изменения нельзя назвать радикальными, но мы регулярно наблюдали их в ходе многих исследований. Это можно сравнить с болезнью сердца: мы знаем о существовании различных факторов, вызывающих болезни сердца: режим питания, генетическая предрасположенность, физические нагрузки. И мы знаем, что если уменьшить воздействие этих факторов на организм, то постепенно это приведет к сокращению количества сердечных заболеваний в стране. Наша работа также помогает устранить факторы риска: неспособность успокоиться, принять чужую точку зрения, спокойно обдумать проблему. В результате снижается количество агрессивных поступков и действий, вызванных агрессивными эмоциями». Требуются мудрые старики Затем Марк обратил внимание на то, что детям очень полезно наблюдать за проявлением подобных эмоциональных навыков у взрослых. «Очень важно, чтобы учителя, работающие по этой программе, научились пока зывать пример использования этих навыков и превратили это умение в привычку. Многим это дается с огромным трудом: такое обучение требует больших усилий, и к тому же тут многое зависит от индивидуальных качеств учителя. Но если мы регулярно раз в неделю направляем им в помощь одного из наших сотрудников, обучение становится более эффективным. Даже когда я сомневаюсь, что смогу научить учителей показывать пример того, как нужно успокаиваться, разговаривать с самим собой и обучать детей, во многих случаях оказывается, что учителя могут это делать. Это соответствует упомянутой Оуэном концепции Аристотеля, согласно которой добродетели гармонизируются в процессе общения с мудрыми старейшинами. Поведение взрослых имеет ключевое значение. Мы убедились, что когда учителя не показывают пример того, чему учат, дети не используют прививаемые им навыки. Разумеется, мы не можем недооценивать и роль родителей. Джон Готтман и другие исследователи представили убедительные доказательства того, что многие родители тоже занимаются эмоциональным наставничеством*. Когда ребенок злится или расстраивается, такие родители не отворачиваются от него. Они его не наказывают. Они помогают ему понять, что его чувства не причинят ему вреда, что с ними можно нормально жить, ими можно управлять и что чувства — это совершенно естественное явление. И дети таких родителей демонстрируют такие же позитивные способности — лучше себя ведут и могут лучше контролировать физиологическое возбуждение. * Готтман Дж.М., Кац Л.Ф., Хувен К. Мета-эмоции: эмоциональное общение между членами семьи (J.M. Gottman, L.F. Katz, and С. Hooven, Meta- Emotion: How Families Communicate Emotionally. Hillsdale, N.J.: Lawrence Erlbaum, 1997). Сегодня утром я рассказывал о том, как родители помогают младенцам управлять их эмоциями. Точно таким же образом, но на другом уровне развития родители и учителя помогают десятилетним детям. Пол, возможно, скажет, что родители помогают и двадцатилетним детям, поскольку общение с мудрыми стариками важно в любом возрасте. Мы все ищем себе учителей. Но мы не должны думать, что зона воздействия ограничивается детством. Мы не знаем точно, как обстоят дела у взрослых, но верим в то, что пластичность распространяется на подростковый возраст и последующие годы. Известно, что другие программы обучения взрослых социальным и эмоциональным навыкам снижают риск наркомании и курения, а также устраняют агрессию. Мы знаем, что тщательная оценка подобных программ доказала их эффективность даже в подростковом периоде. Несмотря на то что взрослые играют важную роль в жизни детей, самый сильный накал эмоций имеет место в отношениях со сверстниками. Мы знаем, что самым надежным предсказателем психического здоровья людей во взрослом возрасте является то, что о них говорят другие дети в школьные годы*. Дети замечают в других детях то, что взрослые часто пропускают. Поэтому очень важно, чтобы обучение такого рода было универсальным и не ограничивалось контекстом психотерапии, когда взрослый обучает ребенка. Родитель тоже не может проводить такое обучение в одиночку, поскольку для ребенка очень важен социальный контекст. Нам необходимо создавать в школах такую атмосферу, * Кой Дж., Терри Р., Ленокс К., Лочман Дж., Хайман К. Неприязнь и агрессия по отношению к сверстникам в детском возрасте как надежные прогнозные индикаторы моделей расстройств во взрослом возрасте (J. Coie, R. Terry, К. Lenox, J. Lochman, and С. Hyman, «Childhood Peer Rejection and Aggression as Stable Predictios of Patterns of Adolescent Disorder». Development and Psychopathology 10 (1998): 587-98). которая убедит детей в том, что навыки нал Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|