Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61488

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Мы развешиваем эти „светофоры" повсюду: в классах, на спортплощадках, в столовой, в кабинете директора. В некоторых школах мы расставляем в разных углах спортплощадок красные конусы — похожие на те, что выставляют на дорогах ремонтники, — и дети привыкают к тому, что когда они расстроены, можно подойти к красному конусу, встать рядом с ним, и тогда никто не будет к ним приставать.
В дальнем углу классной комнаты мы иногда ставим так называемый „стол мира" или „стул мира". Раньше такие места часто назывались „штрафными скамейками". Детей усаживали туда, чтобы они остыли, но сами дети считали это наказанием. Поэтому мы рисуем на стуле красный круг и говорим, что они могут занять его, когда их переполняют эмоции, чтобы успокоиться и подумать о том, что они могут предпринять».
«И такие зоны мира есть в каждой классной комнате?» — спросил я, вспомнив, что Далай-Лама использовал именно эту фразу, когда предлагал сделать Тибет именно такой, свободной от оружия зоной.
«Вообще-то такие зоны есть не в каждом классе, — ответил Марк, — но мы пытались это делать и получали неплохие результаты. Во многих американских школах мы реализуем программу, предназначенную для разрешения конфликтов, в ходе которой детей старшего возраста обучают вмешиваться в конфликты малышей. Одиннадцатилетних детей учат, как нужно заходить на игровую площадку и вмешиваться, когда они видят, что у малышей возникла проблема. В наших школах, где внед
рена программа PATHS, мы рекомендуем таким детям носить майки с нарисованным на них сигналом светофора — это придает им дополнительный авторитет. Мы размещаем эти знаки повсюду, и поэтому когда в конфликт малышей вмешивается ребенок старшего возраста, он говорит: „Давайте подойдем к красному сигналу, потому что у нас проблема. Мы сначала успокоимся", а затем примерно следующее: „Давайте подойдем к желтому. Сначала будешь говорить ты, а ты слушать, а потом наоборот".
Мы провели тщательные экспериментальные исследования учебного плана PATHS, и результаты произвольных контрольных испытаний позволяют нам утверждать, что дети, которые прошли обучение по этой программе, могут выражать свои чувства словами и понимать чувства других детей»*.
Научные инстинкты Далай-Ламы снова дали о себе знать, и он задал вопрос о методах, которые используются для оценки эффективности программы: «Значит, в одной школе может оказаться несколько классов, которые не пройдут этот курс, и несколько классов, которые его пройдут?»
«Нет, — объяснил Марк, — обычно мы выбираем для проведения своих исследований школу, которая соглашается на этот эксперимент, и обычную школу. В противном случае можно нарушить чистоту эксперимента, так как если педагоги получат доступ к программе, то, естественно, захотят распространить ее по всей школе». Однако Марк заверил нас, что обе школы располагаются в похожих районах, а выбор школ, в которых реали
* Гринберг М.Т., Куше К.А., Кук Э.Т., Квамма Дж.П. Развитие социальной компетентности у детей школьного возраста: результаты применения учебного плана PATHS (М.Т. Greenberg, С.А. Kusche, Е.Т. Cook, and J.P. Quamma, «Promoting Emotional Competence in School-Aged Children: The Effects of the PATHS Curriculum». Development and Psychopathology 7 (1995): 117-36).
зуется программа, осуществляется по принципу случайной выборки.
Затем он перешел к способам оценки результатов обучения детей: «Мы задаем им вопросы типа: „Как ты узнаешь, что ты зол или огорчен?" Те, кто прошел обучение, дают более точные ответы на эти вопросы, то есть они лучше распознают и описывают свои чувства. Такие дети почти сразу же избавляются от депрессии и уныния. Собственно говоря, эти симптомы относительно легко снимаются. Когда дети осознают, какую пользу приносит рассказ о своих чувствах и обсуждение их с окружающими, именно тогда они избавляются от депрессии. Мы также заметили, что со временем дети становятся менее агрессивными. Эти изменения нельзя назвать радикальными, но мы регулярно наблюдали их в ходе многих исследований.
Это можно сравнить с болезнью сердца: мы знаем о существовании различных факторов, вызывающих болезни сердца: режим питания, генетическая предрасположенность, физические нагрузки. И мы знаем, что если уменьшить воздействие этих факторов на организм, то постепенно это приведет к сокращению количества сердечных заболеваний в стране. Наша работа также помогает устранить факторы риска: неспособность успокоиться, принять чужую точку зрения, спокойно обдумать проблему. В результате снижается количество агрессивных поступков и действий, вызванных агрессивными эмоциями».
Требуются мудрые старики
Затем Марк обратил внимание на то, что детям очень полезно наблюдать за проявлением подобных эмоциональных навыков у взрослых. «Очень важно, чтобы учителя, работающие по этой программе, научились пока
зывать пример использования этих навыков и превратили это умение в привычку. Многим это дается с огромным трудом: такое обучение требует больших усилий, и к тому же тут многое зависит от индивидуальных качеств учителя.
Но если мы регулярно раз в неделю направляем им в помощь одного из наших сотрудников, обучение становится более эффективным.
Даже когда я сомневаюсь, что смогу научить учителей показывать пример того, как нужно успокаиваться, разговаривать с самим собой и обучать детей, во многих случаях оказывается, что учителя могут это делать. Это соответствует упомянутой Оуэном концепции Аристотеля, согласно которой добродетели гармонизируются в процессе общения с мудрыми старейшинами. Поведение взрослых имеет ключевое значение. Мы убедились, что когда учителя не показывают пример того, чему учат, дети не используют прививаемые им навыки.
Разумеется, мы не можем недооценивать и роль родителей. Джон Готтман и другие исследователи представили убедительные доказательства того, что многие родители тоже занимаются эмоциональным наставничеством*. Когда ребенок злится или расстраивается, такие родители не отворачиваются от него. Они его не наказывают. Они помогают ему понять, что его чувства не причинят ему вреда, что с ними можно нормально жить, ими можно управлять и что чувства — это совершенно естественное явление. И дети таких родителей демонстрируют такие же позитивные способности — лучше себя ведут и могут лучше контролировать физиологическое возбуждение.
* Готтман Дж.М., Кац Л.Ф., Хувен К. Мета-эмоции: эмоциональное общение между членами семьи (J.M. Gottman, L.F. Katz, and С. Hooven, Meta- Emotion: How Families Communicate Emotionally. Hillsdale, N.J.: Lawrence Erlbaum, 1997).
Сегодня утром я рассказывал о том, как родители помогают младенцам управлять их эмоциями. Точно таким же образом, но на другом уровне развития родители и учителя помогают десятилетним детям. Пол, возможно, скажет, что родители помогают и двадцатилетним детям, поскольку общение с мудрыми стариками важно в любом возрасте. Мы все ищем себе учителей.
Но мы не должны думать, что зона воздействия ограничивается детством. Мы не знаем точно, как обстоят дела у взрослых, но верим в то, что пластичность распространяется на подростковый возраст и последующие годы. Известно, что другие программы обучения взрослых социальным и эмоциональным навыкам снижают риск наркомании и курения, а также устраняют агрессию. Мы знаем, что тщательная оценка подобных программ доказала их эффективность даже в подростковом периоде.
Несмотря на то что взрослые играют важную роль в жизни детей, самый сильный накал эмоций имеет место в отношениях со сверстниками. Мы знаем, что самым надежным предсказателем психического здоровья людей во взрослом возрасте является то, что о них говорят другие дети в школьные годы*. Дети замечают в других детях то, что взрослые часто пропускают.
Поэтому очень важно, чтобы обучение такого рода было универсальным и не ограничивалось контекстом психотерапии, когда взрослый обучает ребенка. Родитель тоже не может проводить такое обучение в одиночку, поскольку для ребенка очень важен социальный контекст. Нам необходимо создавать в школах такую атмосферу,
* Кой Дж., Терри Р., Ленокс К., Лочман Дж., Хайман К. Неприязнь и агрессия по отношению к сверстникам в детском возрасте как надежные прогнозные индикаторы моделей расстройств во взрослом возрасте (J. Coie, R. Terry, К. Lenox, J. Lochman, and С. Hyman, «Childhood Peer Rejection and Aggression as Stable Predictios of Patterns of Adolescent Disorder». Development and Psychopathology 10 (1998): 587-98).
которая убедит детей в том, что навыки нал



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Пятигорский Александр. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Светлана Пожарская. Франсиско Франко и его время
  • Щербатской Ф.И. КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЙСКОЙ НИРВАНЫ
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием. Из опыта работы.
  • Чепурина Светлана Викторовна. ОРНАМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ФОРМА ДЕТСКОГО РИСУНКА
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Объект; object
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Образ; Image; Bild
  • Тождество восприятия — тождество мысли; perceptual identity — thought identity
  • Погодин И.А. Психологические механизмы формирования феноменологического поля
  • Франсиско Сервер Рисунок для начинающих
  • Имаго; Imago
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Рикунова Лариса Петровна. Лето — с пользой для развития детей с нарушением зрения
  • Понкратьева Юлия Андреевна. Для родителей средней группы «Возраст почемучек».
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Четыре стадии развития компании.
  • Бимбат С.Д. Психоанализ и религия: о границах исследования религиозного опыта пациентов в психотерапевтической практике
  • Закономерности психических систем
  • Притча «Один Бог и один»
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4-5 классы.
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Р. Лихи. Оcознанность как духовная практика и способ восприятия мира
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Комисова Тамара Сергеевна. Этапы развития фонематического восприятия.
  • Шарипова Эльмира Расимовна. Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия «Олимпийские виды спорта»
  • Нейроэстетика: как произведения искусства влияют на мозг
  • Испытание реальности; reality-testing
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Вопрос ламе»
  • О. Н. Салеева, Т. А. Шибаршина. Формирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёров
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Мишина Надежда Васильевна. Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Психология восприятия цвета
  • Ощущение; Sensation; Empfindung
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Савина Людмила Владимировна. Шпаргалку по обучению детей творческому рассказыванию
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь