Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61491

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ием „злорадство", то советуем им говорить тому, кто их дразнит, такую фразу: „Ты просто очень злой". Таким образом они выражают свое мнение о чувстве другого, вместо того чтобы реагировать на его поведение. Это способ так называемого „метаконтроля" над ситуацией. Как-то я зашел в один класс и увидел, как один ребенок дразнил другого. Тот, кого дразнили, сказал своему обидчику: „Тебе что, злость покоя не дает? Кто же тебя так сильно сегодня обидел?" Такая реакция очень сильно отличается от реакции человека, задетого за живое. Дразнивший сразу же отстал от ребенка».
«Прокладка путей»
«Поддразнивание — это хороший пример очень сложного феномена. Во-первых, когда детей дразнят, они иногда переживают сильную обиду и унижение, иногда просто приходят в замешательство, а иногда чувствуют, что такое поддразнивание делает их частью определенной группы. Все это очень трудно объяснить, но обычно когда мы обсуждаем эту тему с детьми в классе, то они оценивают поддразнивание как негативное поведение. По мере взросления дети сталкиваются с другой разно
видностью этого поведения — распусканием слухов. К десяти годам дети объединяются в группировки и с удовольствием распускают слухи и сплетни, причиняя другим еще большие страдания. Детям очень трудно сдержать свои эмоции, когда кто-то рассказывает о них небылицы. Поэтому, работая с детьми этого возраста, мы тратим много времени на обсуждение проблемы слухов и сплетен».
«Из вашего рассказа о поддразнивании детей, — заметил Далай-Лама, — напрашивается вывод о том, что дети, у которых недостаточно развита способность задействовать интеллект, достаточно плохо понимают контекст ситуации. Хотя, на мой взгляд, чтобы понять смысл поддразнивания, не нужно иметь огромные когнитивные способности. Часто поддразнивание — это просто игра; его мы можем наблюдать и у животных. Собаки часто покусывают друг друга, когда играют. Похоже, они понимают, что никакого злорадства в этом нет».
Марк ответил: «В этой ситуации для человека особенно важно уметь успокоиться, когда его дразнят, и понять, хочет ли дразнящий просто поиграть или в самом деле пытается его обидеть. Агрессивные и обидчивые дети реагируют на поддразнивание мгновенно, почти автоматически. Мы не знаем, какие процессы происходят в это время в мозге; вполне возможно, что там существуют нервные схемы, которые особенно чувствительны к такому виду раздражения.
Учителя, так же как и родители, порой сталкиваются с неразрешимыми проблемами. Приведу пример. Двое детей прибегают с игровой площадки, и один говорит: „Он забрал мой мячик". — „Нет-нет, это он забрал мой мячик, я первым его взял". — „Это был мой мячик". Проблема в том, что учитель не видел, кто взял мяч первым. Может быть и так, что породившее проблему событие произошло двумя днями раньше. Редко можно сразу же
определить, кто стал инициатором конфликта; вы можете догадываться, но не знаете точно. В результате учителя часто не хотят разбираться в подобных конфликтах и говорят: „А ну-ка, оба, сейчас же сядьте и сидите рядом со мной. Вы оба наказаны".
Мы объясняем учителям, что в ситуациях, когда дети прибегают к ним в таком эмоциональном возбуждении, чаще всего они первым делом начинают нагнетать эмоциональное возмущение. Мы советуем учителям в такой ситуации говорить: „По-моему, вы так разволновались, что даже я начинаю волноваться вместе с вами. Нам всем нужно успокоиться". Можно также попросить детей принести свои наборы лиц с выражениями и выбрать из них то, которое соответствует их состоянию. Таким образом, теоретически, можно активизировать левую лобную долю — Ричи сказал, что именно эта область помогает подавлять беспокоящие эмоции.
Используя этот речевой центр в рассуждающей части мозга, можно запустить процесс понимания и, в конечном итоге, управления эмоцией. Разумеется, такой прием иногда срабатывает, а иногда нет», — закончил Марк.
«Совершенно верно, — согласился Далай-Лама. — С буддийской точки зрения в этой ситуации вы пытаетесь увести внимание от сильной эмоции по обходному пути, чтобы можно было сначала вернуть разум в нейтральное состояние».
Марк кивнул и добавил: «С точки зрения психологии развития обучение детей вербальной идентификации эмоций в период с трех до девяти лет может проложить в их мозге эти обходные пути. Мы мало знаем о проводящих путях между миндалевидным телом и лобной долей, или между гиппокампом и лобной долей, и к тому же в мозге кроме них есть множество промежуточных структур, у которых свои проводящие пути и о которых мы знаем еще меньше. Но мы полагаем, что превращение этих
16 Зак. 581
способностей в привычки на этом критическом этапе развития имеет очень большое значение. Если те же самые навыки придется осваивать позже, то это потребует переучивания. А переучивание всегда проходит труднее, чем первичное обучение».
После этого Марк еще раз сформулировал основное логическое обоснование необходимости обучать детей эмоциям: такое обучение помогает им приобретать эффективные эмоциональные навыки в тот период, когда ключевые нервные схемы мозга только формируют проводящие пути, и сделать это гораздо легче, чем пытаться затем изменить режим работы этих проводящих путей у взрослого человека. Грамм профилактики, как всегда, стоит килограмма лечения — или долгих лет психотерапии, лекарственного лечения или, коли на то пошло, то даже тюремного заключения.
Зоны мира в классной комнате
«В дополнение к этому, — сказал Марк, — у нас есть широкий контекст, в котором мы развиваем у детей навыки решения проблем и разрешения конфликтов. Занимаясь этим, мы, опять же, используем визуальные пособия и истории. Например, мы используем плакат „светофор", принцип действия которого дети схватывают на лету».
Марк продемонстрировал такой плакат: каждый свет символизировал определенный этап в процессе самоконтроля:
Красный свет: Сделай долгий, глубокий вдох. Расскажи о проблеме и о том, что ты чувствуешь.
Желтый свет: Что я могу сделать? Поможет ли это мне?
Зеленый свет: Выбери самую лучшую из своих идей. Насколько полезной она оказалась?
Этот плакат, разработанный Роджером Вейссбергом и его коллегами из Йельского университета, я видел в
каждом классе государственных школ в Нью-Хэйвене — я приехал туда в начале 1990-х, чтобы написать статью о новаторской программе обучения эмоциональной грамотности. С тех пор Нью-Хэйвенская программа, так же как национальная программа PATHS, получила широкое распространение, и сегодня педагоги всего мира приезжают в Нью-Хэйвен, чтобы научиться создавать собственные программы «социального развития».
Марк объяснил значение стоп-сигнала: «Когда вы ощущаете важную эмоцию, этот сигнал напоминает вам о том, что первым делом нужно остановиться и успокоиться. Конечно, красный свет — это то же самое, чему старая мудрая черепаха учила маленькую черепашку: необходимо сделать долгий, глубокий вдох и рассказать себе или другому человеку о вашей проблеме и вашем отношении к ней.
Затем мы начинаем обучать детей действиям, которых требует желтый свет: мы предлагаем им попробовать множество разных решений, разыгрывая ситуации в лицах. Это очень важно для создания правильного контекста. Мы хотим, чтобы учитель создал в классе семейную, дружескую атмосферу — ребенок должен почувствовать себя как дома. Семья — безопасное место, и, следовательно, решения, которые мы выбираем, не должны причинять вреда другим. Вам не нужно становиться лучшим другом каждого ученика в классе, но вы должны научиться ладить с людьми. Часто умение ладить с людьми заключается в понимании того, что в течение дня вы находитесь в коллективе, где никто не хочет причинять вреда другим.
Следуя нашей философии, мы не тратим много времени на то, чтобы позволить детям придумывать агрессивные, негативные решения — они непродуктивны. Мы говорим: „Если вы стремитесь к тому, чтобы ладить с другими и не причинять им вреда, то что вы станете де
лать сейчас, если кто-то начнет вас дразнить? А если кто- то начнет распускать за вашей спиной слухи? Как вы поступите, если кто-то толкнет вас и вы сильно рассердитесь на этого человека?" Затем мы предлагаем им опробовать свои решения и в конце эксперимента спросить себя, насколько продуктивными они оказались.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Пятигорский Александр. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Светлана Пожарская. Франсиско Франко и его время
  • Щербатской Ф.И. КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЙСКОЙ НИРВАНЫ
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием. Из опыта работы.
  • Чепурина Светлана Викторовна. ОРНАМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ФОРМА ДЕТСКОГО РИСУНКА
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Объект; object
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Образ; Image; Bild
  • Тождество восприятия — тождество мысли; perceptual identity — thought identity
  • Погодин И.А. Психологические механизмы формирования феноменологического поля
  • Франсиско Сервер Рисунок для начинающих
  • Имаго; Imago
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Рикунова Лариса Петровна. Лето — с пользой для развития детей с нарушением зрения
  • Понкратьева Юлия Андреевна. Для родителей средней группы «Возраст почемучек».
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Четыре стадии развития компании.
  • Бимбат С.Д. Психоанализ и религия: о границах исследования религиозного опыта пациентов в психотерапевтической практике
  • Закономерности психических систем
  • Притча «Один Бог и один»
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4-5 классы.
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Р. Лихи. Оcознанность как духовная практика и способ восприятия мира
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Комисова Тамара Сергеевна. Этапы развития фонематического восприятия.
  • Шарипова Эльмира Расимовна. Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия «Олимпийские виды спорта»
  • Нейроэстетика: как произведения искусства влияют на мозг
  • Испытание реальности; reality-testing
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Вопрос ламе»
  • О. Н. Салеева, Т. А. Шибаршина. Формирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёров
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Мишина Надежда Васильевна. Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Психология восприятия цвета
  • Ощущение; Sensation; Empfindung
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Савина Людмила Владимировна. Шпаргалку по обучению детей творческому рассказыванию
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь