Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 190539

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Все эти игры представляют большой психологический интерес потому, что в них развиваются чрезвычайно важные черты личности ребенка. Прежде всего, это — умение ребенка подчиняться правилу, даже в тех случаях, когда непосредственное побуждение толкает его к совсем иному действию. Вспомним приведенный выше пример с игрой в «вокзал»: Варе, выполняющей роль «кассира», тоже хочется «купить» печенье и съесть его; однако в тот момент, когда она уже подошла к буфету и желанное печенье вот-вот очутится в ее руках, экспериментатор подходит к кассе со словами: «Мне до Сиверской билет, а кассир-то ушел». Варя бежит, не успев еще получить печенье, обратно. Ведь раньше всего нужно выполнить «правила действия», непосредственно связанные с ее игровой ролью: ничего не поделаешь — печенье подождет. Овладеть правилом — это значит овладеть своим поведением, научиться управлять им, научиться подчинять его определенной задаче. Правда, здесь задача выступает еще непосредственно в связи с игровой ролью, она еще не осознана как принцип игры. Поэтому психологическое значение собственно задачи обнаруживается позже, в играх, которые мы назвали играми с фиксированным правилом и задачей.
Почему психологически важны игры с задачами? Их психологическое значение заключается в том, что в них впервые возникает еще один очень важный для процесса формирования личности ребенка момент — это момент самооценки. Он возникает в еще очень простой форме, в форме оценки своей ловкости, своих умений, успехов — сравнительно с другими. В этой игре — ребенок всегда первый, он бегает быстрее других, лучше умеет спрятаться, а в другой игре первым бывает Сережа или Ваня, они лучше, чем он, умеют выполнить требования игры; из этого сравнения и вытекает самостоятельная сознательная оценка ребенком своих конкретных возможностей, умений. Это совсем не то, что оценка, получаемая им от окружающих; здесь впервые ребенок начинает сам оценивать свои действия.
Наконец, весьма существенный для развития психики ребенка момент вносят указанные выше игры с двойной задачей. Они вводят моральный момент в деятельность ребенка: например, в игре «в пятнашки с колдуном» непосредственное побуждение, создаваемое игровой ситуацией,— во что бы то ни стало избежать «пятнашки»,— преодолевается моральным мотивом помочь товарищу. И здесь опять-таки важно то, что этот моральный момент выступает в деятельности самого ребенка, т. е. активно и практически для него, а не в форме отвлеченной, выслушиваемой им моральной сентенции.


5

Чтобы заключить наш обзор развития игры в дошкольном детстве, необходимо остановиться еще на одном виде игр, которые можно было бы назвать играми «рубежными». Они действительно стоят на рубеже классической дошкольной игры. Они представляют собой как бы переходные формы игры — переходные либо к неигровой деятельности, которую они прямо подготавливают, либо к играм, характерным для школьного периода психического развития ребенка. Это— игры в широком смысле дидактические и игры-драматизации, с одной стороны, игры спортивные и игры-фантазирование — с другой.
Подлинно дидактические игры (именно игры, а не дошкольные занятия) представляют собой нечто иное, как ряд подготовительных операций, включенных в игровую задачу. Они, следовательно, становятся впервые возможными лишь тогда, когда возникают игры с задачами вообще. Это — игры, которые подготавливают развитие познавательных операций, требуемых в дальнейшем учебной деятельностью ребенка; они, однако, не в состоянии перейти непосредственно в эту деятельность. Учение возникает вовсе не из этих игр и вообще не непосредственно из игры; возникновение этого типа деятельности определяется всем предшествующим психическим развитием ребенка. Дидактические игры в сущности не лежат на главной линии, по которой идет развитие психики ребенка. Они имеют большое значение, но значение все же побочное, значение хотя и очень важного, но все же дополнительного, а не основного условия психического развития в дошкольном детстве. Их значение может быть выяснено лишь в связи с рассмотрением специального вопроса — вопроса о развитии интеллектуальных операций дошкольника. Равным образом мы не будем сейчас специально останавливаться и на спортивных играх, которые в развернутой своей форме принадлежат уже периоду школьного детства.
Гораздо большее значение в свете нашей проблемы представляет собой развитие игры-драматизации и игры-фантазирования, игры-грезы. Это игры, обозначающие собой распад игровой деятельности в ее дошкольных формах. Оставаясь игрой, они, однако, все более лишаются присущей ей мотивации. Процесс деятельности в этих формах игры психологически является для ребенка одновременно и результатом, продуктом: ребенок относится к нему, как к продукту. Соответственно к этому времени мотив этих игр все более сдвигается на их результат.
Развитая игра-драматизация — это уже своеобразная «предэстетическая» деятельность. Ее главными признаками являются, во-первых, то, что в отличие от ролевых игр и ранних драматизации, она не отражает обобщенно действий изображаемого персонажа, но воспроизводит типичное для него. С другой стороны, это и не непосредственное подражание, не непосредственное имитирование; наоборот, мы имеем здесь дело с произвольным творческим построением, руководимым тем или иным исходным представлением ребенка. Вторым главным признаком истинной игры-драматизации является то, что существенным для ребенка становится не только то, что он изображает тот персонаж, роль которого он на себя берет, но то, как он это делает, насколько совершенна передача объективного содержания, выраженного в данной роли. Игра-драматизация является, таким образом, одной из возможных форм перехода к продуктивной, а именно — к эстетической деятельности, с характерным для нее мотивом воздействия на других людей.
Подобную же переходную форму представляет собой и игра-фантазирование. Примером такой игры может служить прекрасное описание игры детей со старой коляской у Л. Н. Толстого. Дети забираются в старую, брошенную коляску. Они усаживаются в ней и «путешествуют» в своем воображении. В такой игре нет действий, нет правил, нет задачи. Только внешняя ситуация — заброшенная коляска — еще свидетельствует о происхождении этой деятельности, о ее рождении в настоящей игре. Но это уже не игра, это — греза, мечта. Создаваемый в ней образ фантазии самоценен для ребенка, он вызывает у него волнующие и сладкие эмоции, во имя этих переживаний он строится. Мотив игры сместился на ее продукт; игра умерла, родилась греза.

***

Анализом этих последних, рубежных форм игровой деятельности в ту пору, когда она является ведущей для психологического развития ребенка, можно было бы окончить очерк ее развития. Остается, однако, еще один существенный вопрос. Мы описали целый ряд отдельных видов и форм дошкольных игр. Представляют ли они собой подлинные ступени развития детской игры?
Вопрос этот возникает потому, что одни и те же игры можно наблюдать в разном возрасте.
Так, например, игру в «челюскинцев» мы одинаково можем наблюдать на совершенно различных ступенях развития. Как, однако, различен ее смысл для ребенка! Для малышей в этой игре открывается прежде всего само действие — плавание на ледоколе. Ступенькой выше на первый план выступают внешние социальные отношения и социальная иерархия («кто главней?») участников полярной эпопеи, правила поведения капитана, машиниста, радиста и т. д. Наконец, в центр становятся внутренние социальные отношения — моральные, высшие эмоциональные моменты. Совершенно то же и в других играх детей: дети играют в сходные игры в любом возрасте, но они играют в них по-разному.
Итак, чтобы подойти к анализу конкретной игровой деятельности ребенка, нужно встать на путь не формального перечня тех игр, в которые он играет, но проникнуть в их действительную психологию, в смысл игры для ребенка. Только тогда развитие игры выступит для нас в своем истинном внутреннем содержании.





Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности и применение игры в работе воспитателя.
  • Главный Редактор. Роль общения со взрослым в развитии ребенка
  • Лысых Ольга Михайловна. Формирование познавательных процессов ребенка с РАС через сенсорные представления.
  • Реброва Светлана Николаевна. Психическое развитие ребёнка в игре
  • Хилова Светлана Валерьевна. Создание условий в развивающей предметно-пространственной среде для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Полина Евдокимова. Влияние театрализованной и музыкальной деятельности на психологическое развитие ребенка
  • Татьяна Гунина. Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития
  • Захарова Наталья Григорьевна. Консультация для родителей «Совместные игры с ребенком».
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • анна жумабаева. Преемственность между дошкольным и начальным обучением: проблемы, пути, решения.
  • Шумакова Галина Анатольевна. Развитие памяти у детей дошкольного возраста
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Юминова Кристина Валерьевна. ИНТЕРАКТИВНАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Архипова Виктория Викторовна. Игра — ведущая деятельность в развитии личности ребенка.
  • Гуськова Екатерина Николаевна. Дидактическая игра по развитию сенсорных способностей детей раннего возраста «Веселые шарики»
  • Елена Гордовская. Презентация 'Основные виды деятельности'
  • Шляпина С.С., Болдина Е.А.. Развиваемся, играя!
  • Насырова Аминат Имагисиевна. Сенсорное воспитание — основа умственного развития ребенка
  • Феликс Божонка. Раннее развитие ребенка
  • Блинова Светлана Анатольевна. «Сказка как средство развития словесного творчества»
  • Голубева Нина. Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста.
  • Земскова Людмила Анатольевна. Индивидуальный план профессионального роста педагога ДОО на период (2019 — 2020)
  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Закирова Розалия Ильсуровна. Роль игры в развитии ребенка
  • Бордюгова Наталья Львовна. «Роль игры и игрушки в воспитании детей дошкольного возраста: исторический подход»
  • Широконюк Наталья Владиславовна. Роль театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника
  • Баллон Анри. Психическое развитие ребенка.
  • Решедько Татьяна Николаевна. Организация детской проектной деятельности в ДОУ.
  • Алла Ушкова. Значение игр с использованием элементов ТРИЗ для развития математических способностей дошкольников
  • Борисова Татьяна Николаевна. Сенсорное воспитание детей младшего возраста с использованием развивающих игр
  • Рязанцева Надежда Рубиновна. Статья «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе конструирования»
  • Четыре стадии развития компании.
  • Бабкова Светлана Сергеевна. Методические рекомендации для воспитателей по развитию эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.
  • Жданова Марина Владимировна. Развитие тактильных ощущений как средство развития речи дошкольника
  • Любовь Кошелкина. Сенсорно-моторное полотно в коррекционной группе
  • Кулакова Елизавета Юрьевна. Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.
  • Апичина Елена Викторовна. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
  • Мякутина Лидия Викторовна. Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Полукарова Марина Викторовна. Развитие художественного творчества в театрально – игровой деятельности детей дошкольников.
  • Методы развития самостоятельности у детей
  • Петухова Анна Анатольевна. Особенности развития детей дошкольного возраста
  • Гусарова Марина Сергеевна. Особенности игры современных дошкольников
  • Татьяна Юшина. Социализация и развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности в адаптационных группах
  • Толмачева Людмила Алексеевна. Вопросы методики развития мелкой моторики рук и графических навыков у дошкольников
  • Спиридонова Наталья. Развивающие игрушки своими руками.
  • Куприянова Наталья. Познавательно – исследовательская деятельность в ДОУ
  • Леонтьев А.Н. Индивид и личность.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь