|
Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.Категория: Возрастная психология, Психотерапия и консультирование, Социальная работа | Просмотров: 106579
Автор: Мамайчук И. И.
Название: Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Учет онтогенетических моделей предполагает два основных направления в психокоррекции:
первое — возврат к ранним онтогенетическим этапам развития познавательных процессов и личности, активизация этих процессов в качестве ранее не использованных резервов. Например, для формирования зрительно-пространственных функций у детей с психическим недоразвитием, задержанным развитием и церебральным параличом мы учим их предметно-практическим манипуляциям, формируем у них ориентировочную и мо-тивационную основы действия. Для развития коммуникативных навыков и эмоционально-волевой устойчивости используются различные подвижные игры и расслабляющие техники, направленные на более ранний уровень эмоционального реагирования ребенка (психотехники «родительский массаж», «холдинг-терапии» и пр.); второе — ориентация на уровень ближайшего развития ребенка. Это предполагает стимуляцию взросления личности детей с проблемами в развитии и включает в себя формирование их самооценки, самоуважения, адекватного отношения к своему дефекту. Важную роль в эффективности психологической коррекции играет семья ребенка с проблемами в развитии. Это требует обязательного включения в психокоррекционный комплекс семейной психокоррекции, направленной на гармонизацию семейных отношений и формирование адекватных стилей семейного воспитания. Сложность, многообразие и специфика аномального развития ребенка требует системного подхода к разработке психокоррекционных технологий. Психокоррекционные технологии мы рассматриваем как совокупность знаний о способах и средствах проведения психокоррекционного процесса. Главные направления психологической коррекции детей с проблемами в развитии определяются ведущими симптомокомплекса-ми, лежащими в основе дефекта ребенка. Для детей с выраженной церебрально-органической недостаточностью (умственная отсталость, детские церебральные параличи, задержка церебрально-органического генеза, и пр.) — это коррекция интеллектуальных, гностических и эмоционально-волевых функций. Для больных с легкой степенью церебрально-органической недостаточности (соматогенные формы задержки психического развития, церебрасте- 390 нические нарушения вследствие травм и инфекций) — это коррекция нейродинамических характеристик познавательных процессов и личностного развития. Для детей с поврежденным развитием — дифференцированная коррекция познавательных процессов и личности в зависимости от тяжести последствий повреждения мозга (астения, церебрастения, церебропатия). Особое внимание уделялось нами психологической коррекции личностного развития и нарушений поведения. Основной целью психокоррекции личностного развития изучаемых групп детей является гармонизация их личностной структуры, семейных взаимоотношений и актуальных психотравмирующих проблем (реакция на дефект, госпитализацию, оперативное вмешательство и пр.). В процессе поведенческой психокоррекции мы выделяли главные «системообразующие факторы» нарушений поведения у детей и основные уровни эмоциональной регуляции поведения. На основе этого были разработаны специальные психорегулирующие тренировки. Важным методологическим принципом системы психокоррекции личностного развития является принцип онтогенетической ориентации. С учетом данного принципа мы разработали специальные игровые методы, направленные на коррекцию негативных поведенческих реакций у детей. Различные теоретические подходы к проблеме психологической коррекции, разработанные в зарубежной и отечественной психологии, способствуют развитию разнообразных психокоррекционных технологий. Следует подчеркнуть, что при разработке психокоррекционных технологий для детей и подростков с проблемами в развитии рекомендуется ориентироваться не на отдельное теоретическое направление, а использовать разнообразные способы психологических воздействий, базирующихся на многочисленных теоретических направлениях. Разработка отдельных психокоррекционных технологий зависит от конкретных психокоррекционных задач, которые определяются степенью выраженности проблем у ребенка и его родителей. ЛИТЕРАТУРА Абрамович-Лехтман Р. Я. Психологическая помощь детям с церебральными параличами // Лечебная помощь детям с церебральными параличами: Труды НИИ им. Г. И. Турнера. Л., 1962. Абрамович-Лехтман Р. Я. Об особенностях нервно-психического развития детей // Тезисы докладов научно-практической конференции по вопросам учебно-воспитательной работы в школах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Л., 1965. Абромоеич-Лехтман Р. Я. Развитие предметных действий на первом году жизни. Канд. дисс, 1945. Айрапетяпц В. А. Сравнительное изучение функциональной межполушарной асимметрии у детей на разных этапах онтогенеза // Взаимоотношение полушарий мозга. Тбилиси, 1982. Алексеев А. В. Психомышечная тренировка // Руководство по психотерапии. Ташкент, 1985. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 1964. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975. Ануфриева А. Ф., Костромича С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 1997. БадалянЛ. О. Актуальные проблемы эволюционной неврологии и развитие мозга ребенка // Методологические аспекты наук о мозге. М., 1983. Бейи Э. С. Величина отдаленного объекта в восприятии умственно отсталых и глухих школьников // Вопросы психологии глухонемых и умственно отсталых школьников. М., 1940. Бендлер Р., Гриндер Дж., Сатир В. Семейная терапия. СПб., 1993. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Пер. с англ. СПб., 1992. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1991. Бернштейн Н. А. О построении движений. М, 1947. Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб., 1908. Брейтман М.Я.О клинической картине детского головного паралича. СПб., 1902. Брёзе Б. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во вспомогательных школах. М, 1981. Бурменская Г. В., Карабапова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1990. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989. Буянов U. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. 1988. Вайзман Н. П. Психомоторика детей-олигофренов. М., 1976. Варга А. Я. Структура и типы родительских отношений. Автореф. Канд. дис. 1987. 392 Веккер Л. М., Бровар А. В., Владимирова Н. М., Михайлова И. А. О соотношении структурных и статистических характеристик образов восприятия разной степени константности // Вопросы психологии. 1971, № 1. Ветер Л. А. О способах зрительного восприятия формы предметов в раннем дошкольном возрасте // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. М., 1965. Ветер Л. А. Восприятие и обучение. М., 1969. Вересотская К. И. Узнавание изображений предметов в зависимости от изменения положения их в пространстве // Вопросы психологии глухонемых и умственно отсталых детей. М., 1940. Власова Т. А., ПевзнерМ. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1967. Воронова Р. А. Опыт изучения различений пространственных отношений у детей, имеющих поражение опорно-двигательного аппарата // Известия АПН РСФСР. 1956. Вып. 86. Вроно М. Ш., Башина В. М. Синдром Каннера и детская шизофрения // Невропатология и психиатрия. Т. 75.1975, № 9. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956. Выготский Л. С. Поли. собр. соч.: в 6 т. М., Педагогика, 1983-1984. Гальперин П. Я. Кобыльиицкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. МГУ., 1974. Ганнушкин П. Б. Избранные труды по психиатрии / Под. ред. О. В. Кебрикова. Ростов-на-Дону, 1998. Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. Л., 1977. Гарбузов В. И. Нервные дети: советы врача. М., 1990. Глезерман Т. Б. Мозговые дисфункции у детей. М., 1983. Грабов А. Н. Очерки по олигофренопедагогике. М., 1961. Гройсман А. Л. Коллективная психотерапия. М., 1992. Гуревич М. О. Психопатология детского возраста. М.: Госмедиздат, 1932. Гуревич М. О. Психиатрия. М., 1949. Данилова Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. Л., 1977. Данилова Л. А. Особенности нарушений ряда форм познавательной деятельности и пути их преодоления у детей с врожденным церебральным параличом: Автореф. дис. Л., 1969. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987. Драпкин Б. 3. Лечебная педагогика при некоторых психических заболеваниях у детей // Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. М., 1979. Драпкин Б. 3. Терапия радостью // VII Всесоюзный съезд невропатологов. М., 1981. С. 251-255. Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М., 1973. Жаренкова Г. И. Действия детей с задержкой психического развития но образцу и словесной инструкции // Дефектология. 1972. № 4. Завьялов В. Ю. Музыкальная релаксационная терапия: Практическое руководство. Новосибирск, 1995. ЗанковЛ. В, Психология умственно отсталого ребенка. М., 1939. Запорожец А. В., Неверович Я. 3. К вопросу о генезисе функций и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. 1974. № 6. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1986. 393 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|