Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61494

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ди и сделал глубокий вдох.
«Я хотел бы, чтоб все вы сделали то же самое. Сделайте глубокий вдох. Такая поза успокаивает — и, кстати, когда ваши руки прижаты к груди, вы не можете никого ударить», — шутливым тоном добавил Марк.
«Но вы можете бросать испепеляющие взгляды!» — с хитрой усмешкой заметил Далай-Лама.
К этому моменту все присутствующие уже «поиграли в черепашку», и Марк сказал: «В обучении мы применяем принцип вознаграждения, вручая детям красочный оттиск черепашки каждый раз, когда они в сложных ситуациях проделывают эту процедуру и успокаиваются. Кроме того, такая поза является для учителя сигналом того, что ребенок успокаивает сам себя. Но еще более важными мне представляются наблюдения русских психологов Выготского и Луриа, которые установили, какую важную роль в учебном процессе играет планирование двигательных реакций. Мы считаем, что обучение детей начинается с усвоения ими физических навыков, и только потом, благодаря усилиям разума, приобретает концептуальный характер. Мы стремимся к тому, чтобы
дети научились связывать желание успокоиться с этим моторным действием. И к тому же, находясь в такой позе, трудно совершить какое-либо агрессивное физическое действие.
Наша работа началась в 1981 году, когда мы стали обучать глухих детей на языке глухонемых. Поскольку у глухих детей речевые возможности часто ограничены, мы учили их изображать черепашку вот таким образом, — сказал Марк и снова показал руками знак черепашки, спрятавшейся в панцирь. — Но со временем мы решили, что поза со скрещенными на груди руками лучше — глубокий вдох успокаивает.
Детям часто бывает сложно успокоиться; для них это почти так же трудно, как подавить в себе сильное желание. В таких случаях им необходима поддержка со стороны взрослых. Мы советуем учителям в такой ситуации взять ребенка за руку и сказать: „Я вижу, ты очень расстроен. Давай будем успокаиваться вместе. Я буду делать это вместе с тобой. Давай вместе сделаем глубокий вдох. Ну как, теперь тебе легче?" Такая модель напоминает отношения матери и ребенка, где мать занимается построением структуры взаимодействия. Учителям нужно практиковать эту модель до тех пор, пока дети не овладеют этим важным навыком.
Одновременно с обучением игре в черепашку мы развиваем в детях навык самоубеждения — способность уговаривать самого себя как способ контролировать свое поведение. Иногда мы называем это вербальным самоконтролем. Ребенок должен уговорить самого себя, заменив словами физические действия или эмоциональные реакции».
Марк отметил, что ключевым моментом этой программы является развитие способности к самоконтролю как необходимое условие ответственного поведения. Одних моральных принципов недостаточно — нужны еще на
выки, позволяющие следовать этим принципам. «Мы считаем, что пока дети не научатся успокаивать себя в состоянии сильного волнения, никакие наши наставления, касающиеся нравственного развития и управления своими чувствами, не дадут результатов. Это наша самая главная, самая важная цель. Она чрезвычайно трудна; чтобы ее добиться, требуются неустанные тренировки. Я сам, взрослый человек, все еще продолжаю над ней работать. .
Так называемую „технику черепашки" мы используем только с детьми младшего возраста — для детей постарше она слишком примитивна: они стесняются вести себя как маленькие и не испытывают такой сильной потребности в этом приеме. Но у малышей в возрасте от трех до семи лет возникает гораздо больше проблем, связанных с эмоциональной неустойчивостью».
Покажите, что вы чувствуете
Затем Марк показал слайды с изображением человеческих лиц, на которых были запечатлены разные эмоции. «Мы учим детей разбираться в эмоциях. Начиная с самых простых чувств в начальной школе, мы постепенно переходим к более сложным. Процесс начинается с цветового кодирования. Мы говорим о желтых, или удобных, чувствах. Мы никогда не называем их хорошими или плохими; все чувства являются нормальными. Мы используем слово „удобные", поскольку это слово для детей младшего возраста является самым понятным. Затем мы переходим к обсуждению чувств синих оттенков, которые являются неудобными. Мы разделяем чувства на удобные и неудобные в зависимости от того, какие внутренние ощущения они вызывают у детей (хотя порой сделать это будет достаточно сложно). Например, одновременно с такими чувствами, как „испуг" или
„страх" мы обычно рассматриваем противоположное — в данном случае „безопасность".
Уроки проводятся по мультимодальной методике: учительница показывает изображения человеческих лиц и тел, рассказывает о том, как она сама переживала эти эмоции, когда была маленькой, рассказывает поучительные истории и просит детей рассказать, когда они испытывали эти чувства. В конце каждого урока она раздает каждому ребенку по маленькой карточке, на которой изображено „лицо с выражением"; ребенок надевает эту карточку на специальное кольцо и держит эти лица на своей парте. Один комплект лиц учительница держит на своем столе, а если нам удается добраться до директорского кабинета, то такой же комплект вручаем и директору.
Поначалу на кольце у ребенка оказывается всего несколько таких „лиц с выражением", но постепенно их становится все больше и больше. Эти лица используются в течение дня для развития у детей способности к выражению и распознаванию своих внутренних состояний. Мы учили детей „изображать черепашку", потому что такой прием они могут использовать в любое время, особенно в ситуациях сильного эмоционального накала; с этой же целью мы используем эти „лица с выражением" в реальных ситуациях. Например, в определенные моменты — скажем, в начале дня или после перерыва на обед, когда дети приходят в класс в сильном возбуждении, — учительница может сказать: „Я хочу, чтобы каждый просмотрел набор своих лиц и показал то, которое выражает ваше самочувствие в этот момент".
За несколько лет дети успевают изучить множество чувств. Мы начинаем с базовых, таких как радость, печаль, страх и безопасность, а затем переходим к более сложным, таким как разочарование или гордость, и наконец, к еще более сложным, таким как замешательство
и унижение. К тому времени, когда детям исполняется одиннадцать, мы уже обсуждаем с ними довольно сложные внутренние состояния, которые испытывает человек, получивший отказ или прощение.
Кстати, на первых уроках мы вводим понятие „закрытости" (его символизирует пустая белая карточка), чтобы дети осознали, что им необязательно показывать, что они чувствуют. Они могут чувствовать себя очень удобно или очень неудобно, но не обязаны этого показывать. Интересно, что этому нас научил один глухой ребенок. В первые годы реализации программы мы пробовали раздавать карточки с „лицами без выражения", то есть не выражающими никаких эмоций, чтобы посмотреть, что дети будут с ними делать. Один ребенок написал на таком лице „никого не касается". В тот день он не хотел никому показывать, как он себя чувствует.
Наши первые опыты реализации программы PATHS позволили сделать два важных вывода. Во-первых, мы поняли, что недооценивали способности детей, а во-вторых, оказалось, что они способны сами указать нам, какие эмоции следует включить в программу. Еще один подобный случай произошел с глухим девятилетним ребенком. Однажды он сказал учительнице: „Мне нужно новое лицо. Мне нужно, чтобы оно выражало..." Она спросила: „Какое чувство оно должно выражать?" И он ответил на языке глухонемых: „Подлость вместе с радостью". Она спросила: „Как может быть подлость вместе с радостью?" Он ответил: „Это когда я подставлю кому- то подножку, и он упадет, а я буду смеяться". Мы потратили целый год на поиск точного названия для этого чувства и остановились на слове „злорадство". У этого слова очень глубокий смысл.
Обучение детей чувствам не только помогает им понимать, что происходит внутри их или внутри другого человека, но и показывает им, как обсуждение своих ощу
щений часто может решить проблему. Позвольте привести пример с только что упомянутым „злорадством".
Поддразнивание представляет для детей очень серьезную проблему: многие дети просто не способны правильно реагировать на поддразнивание. Взрослые часто советуют им не обращать внимания на тех, кто их дразнит, и тогда они от них отстанут. Дети часто думают, что именно так и поступают, однако они оставляют дразнящим достаточно зацепок, чтобы те могли продолжать, поскольку цель поддразнивания в том, чтобы спровоцировать реакцию.
Поэтому когда мы знакомим детей с понят



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Пятигорский Александр. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Светлана Пожарская. Франсиско Франко и его время
  • Щербатской Ф.И. КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЙСКОЙ НИРВАНЫ
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием. Из опыта работы.
  • Чепурина Светлана Викторовна. ОРНАМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ФОРМА ДЕТСКОГО РИСУНКА
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Объект; object
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Образ; Image; Bild
  • Тождество восприятия — тождество мысли; perceptual identity — thought identity
  • Погодин И.А. Психологические механизмы формирования феноменологического поля
  • Франсиско Сервер Рисунок для начинающих
  • Имаго; Imago
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Рикунова Лариса Петровна. Лето — с пользой для развития детей с нарушением зрения
  • Понкратьева Юлия Андреевна. Для родителей средней группы «Возраст почемучек».
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Четыре стадии развития компании.
  • Бимбат С.Д. Психоанализ и религия: о границах исследования религиозного опыта пациентов в психотерапевтической практике
  • Закономерности психических систем
  • Притча «Один Бог и один»
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4-5 классы.
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Р. Лихи. Оcознанность как духовная практика и способ восприятия мира
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Комисова Тамара Сергеевна. Этапы развития фонематического восприятия.
  • Шарипова Эльмира Расимовна. Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия «Олимпийские виды спорта»
  • Нейроэстетика: как произведения искусства влияют на мозг
  • Испытание реальности; reality-testing
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Вопрос ламе»
  • О. Н. Салеева, Т. А. Шибаршина. Формирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёров
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Мишина Надежда Васильевна. Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Психология восприятия цвета
  • Ощущение; Sensation; Empfindung
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Савина Людмила Владимировна. Шпаргалку по обучению детей творческому рассказыванию
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь