Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.

Категория: Возрастная психология, Психотерапия и консультирование, Социальная работа | Просмотров: 106695

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Например, Николаю В., 14 лет 3 мес., было предложено вспомнить несчастливый день из своей жизни. Подросток вспоминал: «Когда мне было лет шесть, родители на даче громко спорили между собой, потом отец схватил кастрюлю и откинул ее в сторону, крышка от кастрюли полетела на меня, и я испугался и заплакал... Мама стала ругать отца, а он убежал из дома и его долго не было... Мы с мамой пошли его искать в лес... мама плакала, а я думал, что папу съели волки и тоже плакал... мне было страшно тогда ...потом папа пришел домой... он был очень пьяный... бабушка его ругала, била по лицу... мама так плакала».
Подросток рассказал эту историю в присутствии родителей, чем очень удивил их. Отец стал утверждать, что не помнит такого случая в своей жизни. Семье было предложено обыграть эту ситуацию. Родители охотно согласились. Во время игры отец вспомнил о случившемся. После игры состоялось коллективное обсуждение. Члены группы высказывали свое мнение и предлагали альтернативные решения для выхода из сложившейся ситуации.
Как уже отмечалось выше, стимуляция оптимальных взаимоотношений между подростками и их родителями успешно достигается не только в семейных группах, но и в детско-родительских группах, состоящих из нескольких семей. Опыт нашей работы показал, что для некоторых семей участие в родительских группах гармонизирует не только родительские, но и супружеские отношения.
Работа с родительской группой строится в соответствии с общими принципами групповой работы. Групповая психокоррекция создает специфические условия для раскрытия внутриличностной и внутрисемейной проблематики с помощью моделирования и анализа актуального группового межличностного взаимодействия.
Многочисленный опыт работы психокоррекционных и психотерапевтических групп, обобщенный русскими и зарубежными психологами, показал, что групповая форма работы создает оптимальные условия для конструктивной переработки личностных проблем, формирует эмоциональное переживание проблем и конфликтов на более высоком уровне, создает условия для формирования новых, более адекватных форм эмоционального реагирования и поведения в целом, вырабатывает новые социальные навыки, особенно в сфере межличностного общения.
Процесс групповой коррекции в рамках коммуникативного блока включает в себя две основные фазы.
385
На первой, установочной фазе перед психологом стоит задача формирования группы как целое, формирование у членов группы положительного настроя на занятие. Основными психотехническими приемами на данной фазе являются спонтанные игры, направленные на развитие положительного эмоционального фона. Каждая семья (состоящая из двух или трех человек) выбирает лидера или капитана команды. Участники психокоррекционных занятий должны выполнить ряд упражнений на ловкость, смекалку, решить 3-4 задачи. Развлекательная форма занятий на установочной фазе способствует сближению членов группы, создает положительную эмоциональную установку на занятие. Неопределенность целей занятий на данном этапе и свобода самовыражения в спонтанных играх может вызвать некоторую тревогу у родителей. Поэтому рекомендуется проведение не больше двух-трех занятий установочной фазы.
Основной целью подготовительной фазы семейной групповой психокоррекции является структурирование группы, формирование активности и самостоятельности ее членов. Это достигается с помощью специальных сюжетно-ролевых игр и игр-драматиза-.ций, направленных на снятие эмоционального напряжения. Используют такие ролевые игры, как «Мостик через пропасть», «Автобус в час пик», «Очередь» и пр.
Игра «Мостик через пропасть»
Основная цель: снятие эмоционального напряжения и более тесное знакомство членов группы друг с другом.
Оборудование: скамейка высотой 20 см, длиной 2 метра.
Инструкция: «Вы — группа туристов, и вам надо преодолеть это препятствие, пройти по этому мостику, который висит над пропастью. От ваших слаженных действий зависит успех восхождения. Сосредоточьтесь и пошли».
Эти игры являются своеобразными имитационными моделями проблемных ситуаций межличностного общения. В процессе занятий психолог анализирует, как члены группы вживаются в роль, как помогают друг другу, кто из них берет на себя функции лидера.
На этом этапе рекомендуется также использование приемов невербального взаимодействия с помощью таких игр, как «узнавание
386
на ощупь другого человека», «поводырь», когда члены группы с завязанными глазами двигаются по комнате с помощью ведущего.
На реконструктивной блоке групповой семейной психокоррекции решаются следующие задачи: коррекция неадекватных эмоциональных реакций; обучение самостоятельному нахождению нужных форм эмоционального реагирования. Это достигается с помощью психодраматических разыгрываний конфликтов одной из семей. Родители и подросток меняются ролями. После «просмотра» психодрамы члены группы совместно обсуждают проблему. На первоначальных этапах эти проблемы предлагаются психологом: например, сын украл у матери деньги и сделал ей подарок, дочь требует от родителей отделения, размена квартиры и пр. На последующих этапах разыгрываются жизненные проблемы конкретных семей, участвующих в психокоррекции с последующим обсуждением.
В процессе групповой психокоррекции необходимо проанализировать ее воздействие на участников на трех уровнях: эмоциональном, когнитивном и поведенческом. В таблице представлены оценочные радикалы коммуникативного блока психокоррекции.
Динамика психокоррекционного процесса коммуникативного блока
Компонент личности Психологический механизм Радикалы
Эмоциональный Эмоциональное реагирование Свободное выражение эмоций. Эмоциональное отношение к своим проблемам. Принятие эмоциональной поддержки. Изменение способов эмоционального реагирования на проблему
Когнитивный Расширение сферы осознания своих проблем Осознание мотивов воспитания. Осознание причин конфликта и своей роли в конфликте самим подростком. Понимание и принятие родителями личностных особенностей подростка.
387
Компонент личности Психологический механизм Радикалы
Поведенческий Формирование новых приемов и способов поведения Преодоление неадекватных форм поведения: эффективность, агрессивность, ригидность и др. Закрепление новых форм поведения и защитных механизмов.
Перечисленные выше блоки психокоррекции взаимосвязаны и представляют собой единый психокоррекционный комплекс. Сам психокоррекционный процесс складывается из трех этапов: уста-новочно-диагностический, собственно коррекционный и закрепляющий. В зависимости от особенностей межличностных отношений в семье и структуры личности подростка по-разному распределяются ведущие роли участников психокоррекционного процесса. Неадекватное поведение подростка, являясь следствием сформировавшейся личностной дисгармонии, проявляется в различных вариантах, начиная от антидисциплинарных и патохарактерологи-ческих реакций до девиантного и делинквентного поведения. Все это требует тщательного, аргументированного подбора психокоррекци-онных методов. Могут быть использованы методы исиходинамиче-ского, поведенческого, когнитивного и других направлений психокоррекции. Многочисленные работы отечественных авторов по данной проблеме и опыт нашей работы убедительно показал, что различные теоретические положения, лежащие в основе психокор-рекционных методов и приемов, направленных на гармонизацию детско-родительских отношений, не противоречат друг другу при их практическом применении. При разработке психокоррекционных технологий необходимо ориентироваться не на конкретное теоретическое направление, а на клинико-психологические и личностно-уровневые характеристики подростка и его родителей. Использование многообразных психокоррекционных приемов позволяет индивидуализировать их применение в отношении конкретного участника психокоррекции в зависимости от его возраста, личностных особенностей, клинико-патопсихологической формы нарушения поведения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В книге представлены основные направления и способы психологической коррекции детей и подростков с проблемами в развитии.
Основная цель психологической помощи детям с проблемами в развитии — это гармонизация их личностного и интеллектуального потенциала, исправление имеющихся нарушений в психическом развитии, профилактика возможных отклонений в развитии, обусловленных как внутренней спецификой психического дизон-тогенеза (тяжесть и структура дефекта), так и внешним влиянием (средовые факторы).
С учетом многообразия вариантов нарушений познавательной деятельности и личности у детей с проблемами в развитии нами были разработаны основные принципы психологической коррекции и психокоррекционные технологии. В основу их положен анализ сложной структуры дефекта, его значимости в общей структуре психического развития ребенка.
Мы рассматриваем психологическую коррекцию в двух планах: в широком — как систему психологических педагогических воздействий, направленных на устранение имеющихся у детей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств в связи с заболеванием, в узком — как один из способов психологического воздействия, направленный на оптимизацию развития психических процессов и функций и гармонизацию личности.
Для эффективной психологической коррекции детей с проблемами в развитии важно учитывать сложные системно-структурные и онтогенетические модели их психического дизонтогенеза.
Именно это и позволяет разработать дифференцированные методы психокоррекционных воздействий с ориентацией на степень тяжести и специфическую структуру дефекта.
389



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Треничева Оксана Александровна. Педагогическая статья 'Особенности зрительной слуховой памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи в старшей группе'
  • Чернова Алла Андреевна. Развитие зрительной памяти и воображения детей с задержкой психического развития.
  • Дмитрина Ирина Александровна. Развитие и коррекция памяти детей
  • Залуцкая Евгения Викторовна. Консультация для родителей «Игры и упражнения по развитию слуховой памяти у детей дошкольного возраста»
  • Тематический план занятий программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся
  • Самые эффективные методы запоминания: «Дворец памяти» или «Чертоги разума»
  • Развитие зрительной и смысловой памяти, мышления. ЗАНЯТИЕ 17
  • Развитие переключения внимания, зрительной памяти, воображения. ЗАНЯТИЕ 15
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Понятие о зрительной памяти, его основные характеристики.
  • Наталья Коноплина. Человеческая память. Причины ухудшения памяти
  • Развитие зрительной и смысловой памяти. ЗАНЯТИЕ 11
  • Казанцева Юлия Викторовна. Семинар-практикум для родителей «Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста»
  • Тематический план деятельности детей в группе
  • Развитие оперативной памяти, логического мышления. ЗАНЯТИЕ 10
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Игнатьева Анна Валерьевна. Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста
  • Щипакина Анна Александровна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
  • Воронова Елена Васильевна. Особенности развития памяти детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений
  • Кападайя Махеш - Улучшение памяти
  • Шумакова Галина Анатольевна. Игры для развития памяти у дошкольников
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология активации памяти при обработке информации интернет-ресурсов
  • Нифонтова Лариса Витальевна. «Использование мемотехники в развитии речи детей»
  • Ямгутдинова Елена Анатольевна. Конспект занятия «Игры на развитие зрительной памяти, произвольного внимания с детьми 3-4 лет»
  • Развитие наблюдательности, концентрации внимания, зрительной памяти, логического мышления, умения владеть собственным телом
  • Развитие зрительной памяти, логического мышления. ЗАНЯТИЕ 09
  • Антипина Алёна Иннокентьевна. Мастер-класс «Развитие памяти у дошкольников с задержкой психического развития посредством игр и упражнений»
  • Галат Оксана Анатольевна. Занятие психолога «Волшебная шкатулка памяти и внимания»
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Теоретические аспекты исследования зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Романова Елена Евгеньевна. Роль мнемотаблиц в системе формирования словесно-логической памяти у дошкольников 6-7 лет с ОНР
  • Развитие концентрации, устойчивости и объёма внимания. ЗАНЯТИЕ 8
  • Развитие концентрации, распределения внимания, зрительной памяти. ЗАНЯТИЕ 16
  • Распределения внимания, наблюдательности, зрительной памяти. ЗАНЯТИЕ 4
  • Литвинов П.П. 3500 немецких слов. Техника запоминания
  • Авшарян Герасим. Супер–память. Проверенный тренинг для школьника.
  • Кевин Хорсли. Как запоминать числа. Тренировка памяти
  • Китаева Елена Николаевна. Формирование основ финансовой грамотности у детей с ОВЗ.
  • Зиновьева Наталья Геннадьевна. Театрализованная деятельность как средство развития произвольной памяти у детей 6 года жизни
  • Секрет хорошей памяти в уровне вовлеченности
  • Корниенко Марина Валерьевна. Использование мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста
  • Шумакова Галина Анатольевна. Развитие памяти у детей дошкольного возраста
  • Бьюзен Тони. Как безошибочно запомнить до 10 тысяч наименований. Усовершенствуйте свою память.
  • Кольвейвина Анастасия Владимировна. Использование здоровьеформирующих технологий на занятиях и в повседневной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения
  • Умения снимать напряжение, умения соотносить свои замыслы с замыслами других детей
  • Развитие устойчивости внимания и смысловой памяти. ЗАНЯТИЕ 5
  • Науменко Людмила Васильевна. Пособие «Выложи по образцу»
  • Развитие концентрации, объёма и распределения внимания. ЗАНЯТИЕ 2
  • М. Айзенк, М. Андерсон. Тренируйте свою память. Мнемонические приемы для улучшения памяти
  • Интернет крадет нашу память. Влияние веб-поиска на транзактивную память и запоминание информации
  • Кевин Хорсли. Как запоминать имена. Тренировка памяти
  • Дещинская Нина Николаевна. Рекомендации для родителей на тему «Развитие у дошкольников внимания и памяти, как предпосылка успешного обучения в школе»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь