Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61503

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

простыми словами. Мы расставляем в классной комнате таблички с надписями „Чувства плохими не бывают. Хорошими или плохими могут быть поступки". Детям важно понять, что каждый человек время от времени может испытывать зависть, жадность, разочарование — все что угодно, — и это совершенно нормально. Но чувства и поступки — это не одно и то же, и поэтому мы говорим, что поступки могут быть хорошими или плохими.
Как можно научить этому на уроке? Возьмем, например, зависть — эмоцию, которая очень важна для детей. Мы можем попросить детей показать, как может выглядеть завистливый человек. Во время урока мы можем устроить дискуссию о том, что такое зависть, и показать детям картинки с выражениями лиц, которые могут появиться у завидующего человека. Мы можем рассказать историю о ребенке, который страдал от зависти, но потом сумел от нее избавиться. Мы можем предложить детям по очереди рассказать о случаях, когда они испытывали зависть, или нарисовать ее, написать о ней. Мы обязательно поговорим о поведении — о том, какие поступки совершает завистливый человек. Чувство зависти очень трудно контролировать, когда оно уже появилось, но мы всегда можем решить, как нам себя вести.
Кроме того, важно отделить чувства от поступков. Какие поступки являются хорошими, а какие плохими?
Чтобы определить это, большинству детей требуется много времени. Когда детей, испытывающих гнев, за что-то наказывают, то они связывают переживаемые эмоции с поступками, за которые их наказали. Кроме того, они убеждены в том, что переживание определенных эмоций — это плохо. Очень важно помочь детям понять, что чувства — это всего лишь часть каждого человека. Они появляются сами по себе, и нам нужно с ними жить. В чувствах нет ничего плохого — они совершенно естественны.
Важно также убедить детей в том, что человек не может думать, пока не успокоится. Это, если угодно, своего рода мантра для наших учеников. Маттье уже говорил о том, что эмоции заставляют разум видеть мир в определенном свете (это же подтверждает рассказ Пола о телефонном разговоре с женой). Мы говорим детям, что сначала они должны успокоиться, чтобы правильно оценить происходящее, а затем посмотреть, что с этим можно сделать. Мы повторяем это снова и снова. Одновременно мы обучаем детей умению успокаиваться в ситуациях, когда они переживают эти чувства».
Далай-Лама попросил уточнения: «Когда вы говорите детям, что им сначала нужно успокоиться, чтобы правильно оценить эмоции и посмотреть, что можно с ними сделать, разве тем самым вы не учите их влиять на эти эмоции?»
«Вообще-то, — ответил Марк, — мы просто говорим им о необходимости контролировать их появление. Мы не хотим, чтобы они избавлялись от эмоций. Мы хотим, чтобы они успокоились и сказали себе: „Я чувствую злобу. Как мне с ней поступить? Почему я разозлился?" Мы учим их контролировать процесс появления эмоций — акцентируем внимание не на том, что с эмоцией не нужно ничего делать, а на том, что сначала необходимо успокоиться и задействовать свой интеллект».
Пол Экман пояснил, что эта процедура снижает интенсивность эмоций.
Главная ценность нашей программы в том, чтобы научить детей не считать никакие эмоции плохими — и не допускать поступков, к которым они могут привести. В этом ее главное отличие от буддийской концепции, согласно которой некоторые эмоции считаются плохими сами по себе. Далай-Лама взял длительную паузу на обдумывание, прежде чем сделал Марку знак, что готов слушать дальше.
«В реализации этой программы мы всегда помним золотое правило, — продолжил Марк. — Мы говорим детям: „Относитесь к другим так, как хотите, чтобы они относились к вам". Так мы научим их становиться на место других».
Далай-Лама поинтересовался, нет ли здесь противоречия: «С одной стороны, вы говорите детям, что в эмоциях нет ничего плохого, но стоит ребенку проявить какую-то эмоцию, например гнев, как вы требуете: „Успокойся!" Разве не лучше было бы сказать: „Я вижу, ты очень зол. Я тоже иногда злюсь, но, может, лучше не злиться так сильно?" — помочь ребенку ослабить гнев».
Марк ответил: «Это именно то, чем мы занимаемся. Я не вижу тут никакого противоречия. Когда я перейду к рассказу о практических методиках нашего обучения, думаю, вам всем станет понятно, что как раз так мы и поступаем».
Игра в черепашку
Переходя к практическим аспектам программы PATHS, Марк начал с истории для детей от трех до семи лет, которую рассказывают воспитатели, одновременно показывая картинки. «Это сказка об одной маленькой черепашке. Маленькая черепашка любила играть сама с
собой, но еще больше ей нравилось играть с друзьями. Ей нравилось смотреть телевизор и играть на улице, но не очень нравилось ходить в школу».
Поначалу Далай-Лама не совсем понял, о чем идет речь, и очень удивился, когда понял, что это сказочка для детей, а не строгий научный отчет. Сообразив, в чем дело, он постучал себя пальцем по голове и, явно заинтересованный, одобрительно кивал и улыбался при каждом новом повороте событий.
«Ей не нравилось сидеть в классе и долго слушать учителя, — рассказывал Марк. — Это было для нее очень тяжело. Часто маленькая черепашка сердилась на своих друзей. Ее друзья могли отобрать у нее карандаш, толкнуть в спину, и когда такое случалось, маленькая черепашка очень сильно злилась. Она часто давала сдачи и ругалась на других детей плохими словами. Через ка- кое-то время другие дети сказали, что больше не хотят с ней играть».
После этих слов, сказал Марк, детям показывают картинку, на которой черепашка осталась на игровой площадке совсем одна. «И маленькая черепашка очень расстроилась, — продолжил Марк свой рассказ. — Она злилась, не понимала, в чем дело, и ей было очень грустно, потому что она не знала, как решить эту проблему. Но в один прекрасный день она встретила очень мудрую старую черепаху, которой было триста лет и которая жила на окраине города. Черепашка спросила у старой мудрой черепахи: „Что мне делать? Учиться в школе мне трудно. Я не умею себя вести. Я стараюсь, но у меня ничего не получается". Старая мудрая черепаха ответила маленькой черепашке: „У тебя всегда есть самое лучшее решение всех твоих проблем — это твой панцирь. Когда ты очень расстроена или очень злишься и не можешь себя контролировать, ты можешь спрятаться в панцирь"».
Марк, которому часто приходится работать с глухими детьми, показал, как это выглядит на языке глухих: накрыл ладонью кулак другой руки с выставленным вперед большим пальцем, напоминающим черепашью голову.
«„Когда ты спрячешься внутрь панциря, ты успокоишься. Когда я прячусь в панцирь, — сказала старая мудрая черепаха, — я делаю три вещи. Я заставляют себя остановиться; я делаю глубокий вдох, а если нужно — несколько вдохов; а затем я рассказываю себе, в чем заключается моя проблема". Старая мудрая черепаха и маленькая черепашка потренировались делать это вместе. Потом маленькая черепашка сказала, что хочет попробовать сделать это сама, когда вернется в свой класс.
На следующий день, когда она решала задачу, которую ей задала учительница, кто-то из ребят начал к ней приставать. Черепашка почувствовала, как у нее внутри нарастает злоба; ее ладони стали горячими, а сердце забилось сильно-сильно. Она вспомнила, что сказала ей старая мудрая черепаха, и втянула руки, ноги и голову в панцирь, где было тихо и никто не мог ее побеспокоить. Там она начала думать о том, как ей поступить. Она сделала глубокий вдох, а когда высунула голову из панциря, то увидела, что учительница улыбнулась ей.
Теперь черепашка поступает так все время. Иногда этот способ помогает, иногда нет, но постепенно она учится контролировать себя с помощью своего панциря. Она снова подружилась с ребятами, и теперь ей нравится ходить в школу, потому что теперь она знает, как держать себя в руках.
После этого рассказа мы предлагаем детям поиграть в такую игру. В один день ребенок может быть старой мудрой черепахой, на другой день — маленькой черепашкой, а на третий — учительницей. Дети обыгрывают эту ситуацию с разных точек зрения.
В этой истории есть несколько ключевых моментов, которые Ваше Святейшество, конечно, заметил. Во-пер- вых, черепашка учится осознавать свои чувства прежде, чем начнет совершать деструктивные поступки. Второй очень важный момент — черепашка учится отвечать за себя. Способность контролировать себя вызывает чувство удовлетворения. Это часть процесса роста и взросления.
Мы используем эту историю для формирования навыка, — продолжил Марк. — Мы учим этих маленьких детей „изображать черепашку". Мы делаем это разными способами, в зависимости от ситуации, но в любом случае мы уделяем внимание своему телу. Нам удается научить большинство детей делать так», — Марк скрестил руки на гру



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Пятигорский Александр. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Светлана Пожарская. Франсиско Франко и его время
  • Щербатской Ф.И. КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЙСКОЙ НИРВАНЫ
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием. Из опыта работы.
  • Чепурина Светлана Викторовна. ОРНАМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ФОРМА ДЕТСКОГО РИСУНКА
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Объект; object
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Образ; Image; Bild
  • Тождество восприятия — тождество мысли; perceptual identity — thought identity
  • Погодин И.А. Психологические механизмы формирования феноменологического поля
  • Франсиско Сервер Рисунок для начинающих
  • Имаго; Imago
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Рикунова Лариса Петровна. Лето — с пользой для развития детей с нарушением зрения
  • Понкратьева Юлия Андреевна. Для родителей средней группы «Возраст почемучек».
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Четыре стадии развития компании.
  • Бимбат С.Д. Психоанализ и религия: о границах исследования религиозного опыта пациентов в психотерапевтической практике
  • Закономерности психических систем
  • Притча «Один Бог и один»
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4-5 классы.
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Р. Лихи. Оcознанность как духовная практика и способ восприятия мира
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Комисова Тамара Сергеевна. Этапы развития фонематического восприятия.
  • Шарипова Эльмира Расимовна. Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия «Олимпийские виды спорта»
  • Нейроэстетика: как произведения искусства влияют на мозг
  • Испытание реальности; reality-testing
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Вопрос ламе»
  • О. Н. Салеева, Т. А. Шибаршина. Формирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёров
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Мишина Надежда Васильевна. Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Психология восприятия цвета
  • Ощущение; Sensation; Empfindung
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Савина Людмила Владимировна. Шпаргалку по обучению детей творческому рассказыванию
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь