Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52340

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Критичность (греч. kritike — искусство разбирать, судить). 1. Одно из свойств нормальной психической деятельности, способность осознавать свои ошибки, умение оценивать свои мысли, взвешивать доводы за и против выдвигающихся гипотез и подвергать эти гипотезы всесторонней проверке [Рубинштейн С.Л., 1958; Теплов Б.М., 1946]. По Б.В. Зейгарник [1986], К. состоит в умении обдуманно действовать, проверять и исправлять свои действия в соответствии с условиями реальности. Некритичность мышления в ситуации патопсихологического эксперимента характеризуется утратой контроля над интеллектуальными процессами (См. Блейхера—Худика методика исследования критичности мышления). 2. Критичность (вернее, некритичностъ) в отношении своих болезненных переживаний — бреда, галлюцинаций. Такая некритичность наблюдается и при грубых органических поражениях лобных отделов головного мозга. Некритичность проявляется и в отсутствии рассудительного отношения к своему состоянию у психически больных, анозогнозии.
Кричтон-Брауна симптом [Crichton-Browne J.]. Легкий тремор наружных углов рта и глаз. Признак наблюдается в начальной стадии прогрессивного паралича.
Кронфельда интерпароксизмальный синдром [Кронфельд А.С., 1938]. Совокупность психических расстройств, наблюдающихся у больных эпилепсией в межприпадочных состояниях. Включает в себя явления эпилептической деградации характера и деменции. Имеет более важное нозологически-специфическое значение, чем пароксизмальные, транзиторные симптомы.
Кроцидизм (греч. krokydismos — ощипывание шерсти). Симптом двигательного автоматизма: движения пальцев рук напоминают манипулирование мелкими предметами. Наблюдается при паркинсонизме.
Син.: «счет монет».
Крузона синдром [Crouzon L.E.O., 1912]. Форма олигофрении, характеризующаяся сочетанием умственной отсталости различной степени выраженности с пороками развития костей (дизостеозом). В патогенезе заболевания существенную роль играют нарушения кровообращения головы, возникающие на ранних этапах эмбрионального развития. Характерны деформация черепа, гипертелоризм, экзофтальм, дисплазии лица.
Гидроцефалия. Офтальмологически — косоглазие, снижение остроты зрения, застой и атрофия дисков зрительных нервов. Психически — умственное недоразвитие, явления органического психосиндрома. Наследственное заболевание (аутосомно-доминантный или аутосомно-рецессивный тип наследования).
Син.: черепно-лицевой дизостеоз, дискефалия, наследственная черепно-лицевая дисплазия.
Круомания (греч. kruo — биться, mania — стремление, влечение). Импульсивное стремление наносить себе удары по голове, чаще всего биться головой о стену. Наблюдается при олигофрении, кататонической шизофрении, тяжелых депрессивных состояниях.
Ксантопсия (греч. xanthos — желтый, opsis — зрение). Нарушение цветового зрения: все предметы представляются окрашенными в желтый цвет. Наблюдается при некоторых интоксикациях (пикриновая кислота, амилнитрит, сантонин), желтухе, сотрясении мозга, как эпизодическое явление — при эпилепсии.
Ксенолалия (греч. xenos — чужой, lalia — речь). Нарушение речи с изменением структуры ее звуков, в связи с чем она становится похожей на иноязычную. Наблюдается при экстрапирамидной патологии, при сенсорной афазии.
Ктиномания (греч. ktino — убивать, mania — безумие, страсть). Непреодолимое влечение к мучительству животных, убийству. Наблюдается при олигофрении, некоторых формах психопатии.
Кубомания (греч. kubos — позвонок, в смысле — игральная кость, кубик для игры в кости, mania — безумие, страсть, влечение). Непреодолимое влечение к азартным играм. Наблюдается у психопатических личностей.
Куимова—Керера феномен [Куимов Д.Т., Kehrer А., 1937]. Неврологические симптомы, наблюдающиеся при хроническом алкоголизме: резкая болезненность при надавливании на ветви тройничного нерва в точках выхода из полости черепа и на глазные яблоки, повышение при этом давления ликвора. Проявляется особенностями поведения больного, стремящегося избавиться от причиняемой ему боли: обследуемый уклоняется от рук врача, отталкивает его руку. Характерны отрицательные эмоциональные реакции больного.
Кулленкампфа—Тарнова синдром [Kullenkampf С., Tarnov G., 1956]. Осложнение при лечении нейролептиками, особенно трифтазином и производными бутирофенона (галоперидол). Один из вариантов пароксизмального экстрапирамидного синдрома. Характерно приступообразное напряжение мышц лица, глотки, насильственное высовывание языка, затруднение глотания, дыхания и речи, насильственный поворот головы в сторону или запрокидывание ее назад. Обычно наблюдается в начале курса лечения нейролептиками и не совпадает с явлениями паркинсонизма.
Син.: оральный синдром
Культтерапия. Разновидность социореабилитационной терапии, основой которой является психотерапевтическое влияние развлекательно-познавательных мероприятий с тщательно продуманной программой. При этом необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности больного, его интересы, уровень психического развития, характер психопатологической симптоматики [Красик Е.Д., Петров М.И., Потапов А.И., 1983]. Группы больных образуют по признакам сходства в поведении и активности.
Куннилингус (лат. cunnus — женские наружные половые органы, lingo — лижу). Вид перверсии, при которой половое возбуждение у женщины вызывается раздражением ее наружных половых органов языком и губами партнера (партнерши). Наблюдается при гетеросексуальных отношениях и женском гомосексуализме.
Син.: кумбитмака, куннилинкцио, куннилинктус.
Куссмауля симптом [Kussmaul A., 1876]. Спотыкание на слогах, заключающееся в пропускании или удвоении слогов в речи. Особенно легко выявляется при повторении трудных слов и скороговорок. Типичный признак прогрессивного паралича.
Кутанина синдром многописательства [Кутанин М.П., 1964]. Неудержимое стремление писать письма, содержащие однообразные жалобы, претензии, заявления, отражающие болезненную позицию больного. Иногда по письмам можно установить наличие бредовых идей величия, преследования, переоценку своей личности. Характерны многоречивость, претенциозность, витиеватость стиля.
Является разновидность графомании и наблюдается при паранойяльных состояниях. Отличается по характеру от чрезмерной письменной продукции больных шизофренией, отражающей явления разорванности мышления, стереотипии, иногда вербигерации.
Кучеры синдром [Kucera О., 1970]. «Легкая детская энцелофалопатия». Понятие, аналогичное Пейна синдрому незначительного хронического поражения головного мозга.
Куэ метод психотерапии [Coue E.]. Совокупность психотерапевтических приемов «сознательного (преднамеренного) самовнушения». Вначале пациент убеждается в силе собственного самовнушения, затем использует индивидуально подобранные формулы самовнушения. Наиболее эффективно самовнушение в момент пробуждения или засыпания, при этом физиологически его можно представить как самогипноз. Метод используется как самостоятельно, так и в комплексе с другими психотерапевтическими методами. Самовнушение является основой и Шульца метода аутогенной тренировки.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Видеоигры помогают от болезни Альцгеймера
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Мужчинам многозадачность дается труднее, чем женщинам
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Влияние на веру в бога нейромодуляции орбитофронтальной коры
  • Хасанова Флюра Зарифовна Разина Ирина Анатольевна. Пальцы помогают говорить
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Молосаев Дмитрий Николаевич. Повышение общей физической подготовки пловцов с детским церебральным параличом.
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Ячменева Елена Валерьевна. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста.
  • Деньги и добрые слова действуют на мозг одинаково
  • Панкова Анна Петровна. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно отсталыми детьми
  • Ученые нашли источник сознания в мозге человека
  • Корсакова Н., Московичюте Л. Клиническая нейропсихология.
  • Набиуллина Айгуль. Биоэнергопластика как метод в коррекции речевых нарушений.
  • Солмс М. Сознательное Ид
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии
  • Ангионевроз
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Сарачкевич Галина Викторовна. Перспективное планирование 'Мелкая моторика в развитии речи детей раннего возраста'
  • Изучение иностранных языков делает нас умнее
  • Пориомания; Дромомания
  • Эффект плацебо действует на биохимическом уровне
  • Фисун Е.В. Использование методов краткосрочной стратегической терапии при работе с подростком, перенесшим онкологическое заболевание. Описание клинического случая
  • Лурия А. Р. - Письмо и речь. Нейролингвистические исследования
  • Березовский А.Э., Крайнова Н.Н., Бондарь Н.С. Самосознание психически больных.
  • Бубнова Е. А., Губина Н. В.. Использование авторских пособий для развития межполушарного взаимодействия у детей с ЗПР
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Е. Ю. Царегородцева, С. О. Васильева. Партнерское взаимодействие психолога, логопеда и родителей в ГБДОУ для детей с речевой патологией
  • Где в мозге находится центр сознания и бодрствования?
  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Логопедия -Презентация « Особенности зрительного и слухового восприятия при речевых нарушениях»
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Редактор. В какую сторону крутится балерина?
  • Рыжих Татьяна Викторовна Кучеренко Марина Александровна Кутейникова Екатерина Александровна. Мастер-класс для педагогов и родителей «Совершенствование межполушарных связей у детей с ОВЗ»
  • Борис Елена Николаевна. Особенности внимания у детей с общим недоразвитием речи.
  • Становкина Наталья Анатольевна. Развивающее занятие для младшего и старшего дошкольного возраста «ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ОБЫЧНОЙ ПРИЩЕПКИ»
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Султанова Лилия Вадимовна, Хомякова Алёна Викторовна. Кинезиологические сказки в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Мастер-класс по взаимодействию родителей и детей. Тема: Изготовление поделки-сувенира «Весёлый гном»
  • Мишкарева Оксана Анатольевна. Доклад на тему: «Технология применения ИЗО терапии в работе детьми с нарушением речи»
  • Диденко Борис Андреевич. Цивилизация каннибаллов.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь