Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 60441

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Эти нейробиологические данные подчеркивают значение предлобной области для развития здоровых эмоций у детей. Лобные доли у людей, как уже сказал Ричи,
* Исследовательская группа профилактики проблем поведения; статья «Развивающая и клиническая модель предотвращения расстройств поведения: программа FAST Track» (Conduct Problems Prevention Research Group, «А Developmental and Clinical Model for the Prevention of Conduct Disorders: The FAST Track Program». Development and Psychopathology 4 (1992): 509-27).
** Андерсон С.У., Бечара А., Дамасио X., Транел Д., Дамасио А.Р. Нарушения в социальном и моральном поведении, связанные с повреждением предлобной коры человека в раннем возрасте (S.W. Anderson, A. Bechara, H. Damasio, D. Tranel, and A.R. Damasio, «Impairment of Social and Moral Behavior Related to Early Damage in Human Prefrontal Cortex». Nature Neuroscience 2 (1999): 1032-7).
эволюционировали и стали намного больше, чем даже у других приматов. Поскольку эта область мозга развивалась в процессе эволюции самой последней, то у нее, по всей видимости, меньше всего возможностей дублирования другими областями.
Однако предлобная область обладает большой пластичностью и способна формировать нервные схемы в результате длительного опыта и обучения, особенно во время анатомического роста. Из всех органов тела мозг достигает анатомической зрелости самым последним; прогрессирующее ментальное и социальное развитие ребенка отражает непрерывный рост мозга. Предлобные области человеческого мозга достигают полной зрелости в последнюю очередь, продолжая анатомический рост до середины третьего десятка лет жизни, что делает ранние годы жизни своего рода «окном возможности», помогающим молодым людям усвоить самые полезные уроки.
«С другой стороны, дети, у которых к моменту поступления в школу, то есть к пяти или шести годам, развиваются хорошие навыки планирования и осознавания эмоций, подвергаются гораздо меньшему риску возникновения агрессией и тревожных расстройств. Нам известно, что к моменту поступления детей в школу у них уже полностью сформированы проводящие мозговые пути, которые им предстоит использовать в зрелом возрасте, хотя модели их поведения еще не успели полностью стабилизироваться.
Это отчасти связано с концепцией селективного восприятия, о которой мы уже говорили. Дети, склонные к агрессивному или вызывающему поведению, всегда ведут себя настороженно: они постоянно ищут тех, кто, как им кажется, собирается причинить им боль, потому что им не раз причиняли боль в прошлом. Такие дети мгновенно выходят из себя. Классическая ситуация в шко
ле — построение группы. В течение дня детям приходится строиться много раз, например, перед походом в столовую и после возвращения с перемены. Во время таких построений случается всякое.
Наблюдая за этими мелкими, повседневными событиями, можно сделать очень важные выводы. В колонне ребенка может толкнуть другой ребенок, и вместо того чтобы попытаться оценить ситуацию, агрессивный ребенок часто проявляет негативные эмоции, что может привести к драке. Как раз такие мгновенные эмоциональные реакции интересовали нас в этих ситуациях. Дети, склонные к агрессии, ведут себя подобно затравленным зверушкам: они готовы увидеть злой умысел по отношению к себе даже в тех случаях, когда никто не желает им ничего плохого или задевает по чистой случайности*.
Как вчера уже сказал Маттье, школа — это, возможно, единственное учебное заведение, где есть возможность на протяжении многих лет проводить универсальное обучение с целью укрепления эмоционального здоровья. В течение последних двадцати лет или около того я и мои коллеги в Америке и во всем мире занимаемся изучением возможностей эффективного вмешательства в школьный процесс в целях укрепления эмоционального здоровья.
Я рад сообщить, что теперь мы располагаем научными доказательствами того, что занятия по учебному плану PATHS в объеме от двух до пяти часов в неделю помогают сформировать у детей социальные и эмоциональные навыки и одновременно улучшить некоторые из
* Додж К.А. Модель обработки социальной информации и социальной компетентности у детей (К.А. Dodge, «А Social Information Processing Model of Social Competence in Children») // Когнитивный подход к социальному и поведенческому развитию детей: Сборник / Под ред. М. Перлмуттера и др. (М. Perlmutter, ed., Cognitive Perspectives on Children's Social and Behavioral Development. Minnesota Symposia on Child Psychology, vol. 18, Hillsdale, N.J.: Lawrence Erlbaum, 1986).
мыслительных навыков*. Мы не должны развивать социальные и эмоциональные навыки в отрыве от навыков мышления. В буддийском понимании интеллект включает оба типа навыков; в Америке мы часто их разделяем, рассматривая социальное развитие детей отдельно от когнитивного».
Человек не может думать, пока не успокоится
«Оставшуюся часть своей презентации, — сказал Марк, — я хотел бы посвятить практическим аспектам. Наша работа по программе PATHS в течение девятнадцати лет может служить примером того, как нужно работать в условиях светской и довольно консервативной структуры народного образования. В основном мы работали в государственных школах Америки, хотя наши методики использовались также в Англии, Нидерландах, Канаде, Бельгии, Австралии и Уэльсе — в разных уголках мира. До Франции мы пока не добрались, хотя программа уже переведена на французский», — добавил он, вызвав дружный смех над тем, что стало нашей дежурной остротой.
«Я считаю наши разработки достаточно примитивными. Я предлагаю использовать их не как целостную модель, а всего лишь как отправную точку. Кроме того, следует отметить, что мы добились успеха во многом благодаря исследованиям многих специалистов в области превентивной психологии, среди которых Морис Эли- ас, Роджер Вейссберг и Мирна Шур.
Мы знаем, что эффективные учебные планы должны отвечать по меньшей мере следующим пяти требовани
* Гринберг M.T., Куше K.A. Стимулирование альтернативных стратегий мышления: программа PATHS (M.T. Greenberg and С.А. Kusche, Promoting Alternative Thinking Strategies: PATHS), копия для сборника «Профилактика насилия», том 10 (Boulder: Institute of Behaviorial Sciences. University of Colorado, 1998).
ям. Во-первых, они должны помогать детям успокаиваться. Это означает, что нам нужно сократить период восстановления после эмоционального возбуждения, о котором Пол говорил во вторник. Во-вторых, они должны учить детей распознаванию эмоциональных состояний у других.
Третье требование — чисто западное: открытое обсуждение чувств как способ решения проблем межличностного общения. Четвертое связано с развитием очень важного навыка — умения планировать и думать наперед, чтобы избежать сложных ситуаций. И последнее — это оценка того, как наше поведение воздействует на других, что отчасти связано с эмпатией и межличностной заботой.
Чтобы проиллюстрировать сказанное, я познакомлю вас с некоторыми принципами, которые мы считаем наиважнейшими и с которыми мы знакомим учителей и детей. Затем я расскажу о конкретных методиках, используемых для развития каждого из этих навыков.
У нас есть свод правил для детей и учителей; вы можете назвать это системой взглядов на природу эмоций. Мы прививаем детям понимание того, что чувства являются важными сигналами, несущими в себе информацию. Это может быть информация о себе — о том, в чем человек нуждается или чего желает, или о потребностях других.
Мы объясняем детям, что эту информацию нельзя игнорировать — ее нужно анализировать. Распознавание эмоций требует, чтобы мы поняли, какие чувства в нас вызывает та или иная ситуация, как нам выразить эти чувства словами и как заметить эти чувства в других. Мне кажется, у такого подхода есть что-то общее с идеей использования интеллекта при анализе нашего состояния: человек должен использовать рассудок не для подавления эмоций, а для того, чтобы оценить их и затем принять решение, как с ними поступить.
Мы не просто сообщаем ученикам, что эмоции очень важны, — мы предоставляем им эффективные инструменты для практического применения, о которых я расскажу немного позже. Это очень важно, потому что многие дети боятся своих чувств — часто они не могут отделить чувства от поведения. Кстати, с такой задачей могут справиться далеко не все взрослые. Поэтому крайне важно, чтобы мы помогли детям понять, что их чувства и их поступки — это не одно и то же.
Мы объясняем эту идею очень



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Пол Экман. Распознавание мимики детьми
  • Аудиоландшафт наших чувств. Значение эмоциональных возгласов
  • Эмоция; emotion
  • Дж. Хессон. Позитивное мышление и развитие эмоционального интеллекта
  • Пол Экман, Уоллес Фризен. Исследование выражения эмоций на лице. - Пол Экман
  • Разрядка; discharge
  • Визуальные образы усиливают эмоции при афантазии
  • Редактор. Дети и эмоции.
  • Как эмоции растекаются в мозге
  • Пол Экман. Поведение под влиянием эмоций - Пол Экман
  • Лободенко Наталья Леонидовна. 6 этапов обучения эмоциональной грамотности
  • Эмоция; Emotion; Emotion
  • Бенджамин Роу. Необходимые навыки магии
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Аффект; affect
  • Каким женщинам больше доверяют мужчины
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Е.И. Головаха, Н.В. Панина. Психология эмоций. Управление эмоциями. - Из цикла "Психология успеха"
  • Мимика как индикатор эмоций
  • Притча «Вопрос ламе»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Как спорт помогает снять стресс
  • Ильин Е.П. Эмоции и чувства
  • Уманец Дарья Сергеевна. Информационное занятие с элементами практикума «Эмоциональная компетентность»
  • Притча «Один из пяти»
  • С. Шабанов, А. Алешина. Управление эмоциями других и манипуляции
  • Иган Дж. Слушание и понимание вербальных сообщений: практические рекомендации
  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Невербальная коммуникация и язык жестов
  • Цобехия Анна Юрьевна. Развитие эмоций у детей дошкольного возраста
  • Прист С. Теории сознания.
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Соматизация
  • К чему снится целоваться?
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной
  • Анна Березовская. Эмоции — путь к завоеванию мужчины
  • Игорь Исаев. Как управлять эмоциями - И. Исаев
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Ирина Залесская. Навязчивое негативное мышление и как с ним бороться. - Психология для всех
  • Яна Франк. Что такое мотивация и где ее берут?
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Психолингвистика: как язык определяет наше внимание
  • К чему снится ссора?
  • К чему снятся трупы?
  • Анна Гаврилюк. Нужна ли честность в нашей жизни?
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Гадание по дате рождения
  • Сторителлинг как эволюционное преимущество или Почему мы рассказываем истории?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь