Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52337

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Кречмера синдром церебровазальной слабости [Kretschmer Е., 1932]. Проявление местной недостаточности сосудов головного мозга, неспособности их к быстрому реагированию на резко возникающее повышение требований к их функции. Характерен феномен избирательной чувствительности к наклонам тела, жаре, снижение устойчивости к алкоголю. В психической сфере отмечаются недержание аффектов, общее снижение уровня психического функционирования, явления депрессии, повышенная раздражительность. Наблюдается при раннем церебральном атеросклерозе, при травматической энцефалопатии.
Кречмера синтетическая психотерапия [Kretschmer E., 1958, 1963]. Комплекс психотерапевтических методов, включающий: 1) воздействие, не связанное с разъяснением и анализом (суггестивная терапия и тренировочные методики); 2) методы, обращенные к мышлению и сознанию пациента, — разъяснение, познание перспектив, ценностей, смысла жизни; 3) творчество и связанные с искусством положительные переживания, духовное развитие. Культура включается в психотерапию как лечебное средство. Метод развивает психотерапевтическую концепцию E. Kretschmer [1934], делавшего упор на необходимости в процессе лечения привлекать факторы, влияющие на обретение больным собственной ценности, обусловленную этим силу, требуемую для осмысления жизненных задач.
Криз (греч. krisis — внезапная перемена в течении болезни). Остро возникающее относительно непродолжительное состояние, характеризующееся появлением новых или резким утяжелением уже имевшихся симптомов.
К. аффективный — бурное психомоторное возбуждение после длительного застойного напряжения аффекта.
К. ваготонический — характеризуется резкой брадикардией, одышкой, тошнотой, бледностью, обильным потоотделением, слабостью, болями в сердце. Часты психогенные, особенно кардиофобические, реакции.
К. вегетативный — наступает при поражениях вегетативной нервной системы и характеризуется различными (ваготоническими, симпатико-тоническими и вагосимпатико-тоническими) симптомокомплексами.
К. возрастной — преходящие психические нарушения, возникающие в переходных возрастных периодах. Так, для детских возрастных кризов характерны явления реакции протеста в возрасте 3-4 лет и в препубертатном периоде, трудности адаптации в первые школьные годы (синдром школьной дезадаптации).
К. гипертонический — наступает при гипертонической болезни или симптоматической артериальной гипертонии, характеризуется высоким подъемом АД. Длится от нескольких часов до нескольких дней.
К. гипоталамический — разновидность К. вегетативного, обусловлен поражением гипоталамуса.
К. глазодвигательный — тонический спазм глазодвигательных мышц, вызывающий сочетанное отклонение глаз. Наблюдается при энцефалитах, болезни Паркинсона, паркинсонизме вследствие лечения нейролептиками. Следует отличать от эпилептических глазодвигательных припадков [Gastaut H., 1975].
К. истериформный (Delay G., 1957} — разновидность эксцитомоторного синдрома Мари—Леви, наблюдаемая в рамках экстрапирамидных расстройств при лечении нейролептиками. Рассматривается как проявление «экспериментального невроза» в связи с органическим поражением головного мозга, при этом придается значение и наличию публики, якобы предрасполагающей к истериформным реакциям. Включает в себя тризм, явления постуральной дуги, повышенную внушаемость, демонстративность, инфантильные реакции, подражательные действия, сужение поля сознания. Ср.: истероид органический.
К. психолептический (греч. psyche — душа, leptikos — способный взять, воспринять) [Janet P.] — приступообразно возникающие у психопатических личностей дисфорические состояния, характеризующиеся изменением мировосприятия, навязчивыми мыслями и нередко сопровождающиеся субъективными переживаниями страха («умственный упадок»).
К. пубертатный — возникает в возрасте наступления половой зрелости, в 13-15 лет, и характеризуется психической неуравновешенностью, аффективной лабильностью, гипотимическими проявлениями, повышенной конфликтностью в связи с пробуждающейся сексуальностью, несогласием со взрослыми (родителями, педагогами) и т.д. В этом периоде часты психогенные реакции и так называемые эндореактивные дистимии [Личко А.Е., 1979], к которым относят и нервную (психическую) анорексию.
К. церебральный — характеризуется острыми нарушениями каких-либо функций головного мозга.
К. церебральный сосудистый — характеризуется острыми преходящими нарушениями мозгового кровообращения.
К. эксцитомоторный (лат. excitare — возбуждать, motor — приводящий в движение) — пароксизмальное возникновение ряда двигательных расстройств (тремора, хореоатетоидных движений, истероформных гиперкинезов) в сочетании с эмоциональным оживлением и вегетативными нарушениями. Разновидность эксцитомоторного синдрома Мари—Леви. Понятие, близкое к истериформным кризам Делея, наблюдается как осложнение терапии нейролептиками.
К. эмоциональный Монахова—Мурга [v. Monakov С., Mourgne R., 1930] — наблюдается иногда в начальной стадии различных органических заболеваний центральной нервной системы и характеризуется испытываемым больными тягостным чувством, мыслями об угрозе какого-то несчастья или близкой смерти. При этом отмечаются дрожание всего тела, озноб, ускоренное дыхание, профузный пот и другие вегетативные проявления. Не смешивать с К. аффективным (ср.).
Крик эпилептический — непроизвольный крик, обусловленный прохождением воздуха через верхние дыхательные пути в начале тонической фазы тонико-клонического эпилептического припадка. Длится несколько секунд. Ему может предшествовать звучная икота, икающий крик.
Криминология (лат. crimen — преступление, греч. logos — слово, понятие, учение). Наука о преступности, ее причинах, личности преступника и жертвы, профилактике преступлений.
Криминофобия (лат. crimen — преступление, греч. phobos — страх) [Frankl V.E.]. Навязчивый страх совершить преступление.
Криптогенный (греч. kryptos — скрытый, тайный, genos — род, происхождение). Неизвестного происхождения. Употребляется в том же смысле, что и «генуинный», «идиопатический», эссенциальный: например, криптогенная эпилепсия.
Криптография (крипто + греч. grapho — пишу). Создание психически больными нового символического письменного кода. Отражение в письменной речи криптолалии. Наблюдается при шизофрении.
Криптолалия (крипто+ греч. lalia — речь). Создание больными новой, нелепой «речи», сплошь состоящей из неологизмов и не могущей служить средством коммуникации между людьми. Наблюдается при шизофрении.
Син.: неоглоссия (греч. neos — новый, glossa — язык).
Криптомнезия (крипто + греч. mnesis — воспоминание). Симптом расстройства памяти, при котором как бы стирается грань между имевшим место в действительности, реальными событиями и событиями, о которых больной слышал от окружающих, читал или увиденными во сне. При этом возможны ассоциированные воспоминания (увиденное во сне, услышанное от других, прочитанное воспринимается как пережитое самим больным) либо отчужденные воспоминания (события реальной действительности воспринимаются как услышанное, прочитанное, увиденное во сне). Нередко К. является причиной поступков больных, трактуемых как плагиат. К. близка к иллюзиям памяти, двойным ощущениям.
Кристаллизация бреда. См. Бреда кристаллизация.
Кристаллофобия (греч. krystallos — лед, горный хрусталь, phobos — страх). Навязчивый страх, боязнь прикосновения к стеклянным предметам.
Крисчена—Хенда— Шюллера болезнь [Christian H.A., 1919; Hand M. 1893; Schuller A., 1915]. Наследственное заболевание (тип передачи аутосомно-рецессивный). В основе — нарушение холестеринового обмена и инфильтрация лимфоидными и плазматическими клетками плоских костей, твердой мозговой оболочки, сосудов, кожи. Основные симптомы — поражение плоских костей, экзофтальм, несахарный диабет, отставание в физическом и умственном развитии. Развивается в детском возрасте.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Видеоигры помогают от болезни Альцгеймера
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Мужчинам многозадачность дается труднее, чем женщинам
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Влияние на веру в бога нейромодуляции орбитофронтальной коры
  • Хасанова Флюра Зарифовна Разина Ирина Анатольевна. Пальцы помогают говорить
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Молосаев Дмитрий Николаевич. Повышение общей физической подготовки пловцов с детским церебральным параличом.
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Ячменева Елена Валерьевна. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста.
  • Деньги и добрые слова действуют на мозг одинаково
  • Панкова Анна Петровна. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно отсталыми детьми
  • Ученые нашли источник сознания в мозге человека
  • Корсакова Н., Московичюте Л. Клиническая нейропсихология.
  • Набиуллина Айгуль. Биоэнергопластика как метод в коррекции речевых нарушений.
  • Солмс М. Сознательное Ид
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии
  • Ангионевроз
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Сарачкевич Галина Викторовна. Перспективное планирование 'Мелкая моторика в развитии речи детей раннего возраста'
  • Изучение иностранных языков делает нас умнее
  • Пориомания; Дромомания
  • Эффект плацебо действует на биохимическом уровне
  • Фисун Е.В. Использование методов краткосрочной стратегической терапии при работе с подростком, перенесшим онкологическое заболевание. Описание клинического случая
  • Лурия А. Р. - Письмо и речь. Нейролингвистические исследования
  • Березовский А.Э., Крайнова Н.Н., Бондарь Н.С. Самосознание психически больных.
  • Бубнова Е. А., Губина Н. В.. Использование авторских пособий для развития межполушарного взаимодействия у детей с ЗПР
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Е. Ю. Царегородцева, С. О. Васильева. Партнерское взаимодействие психолога, логопеда и родителей в ГБДОУ для детей с речевой патологией
  • Где в мозге находится центр сознания и бодрствования?
  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Логопедия -Презентация « Особенности зрительного и слухового восприятия при речевых нарушениях»
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Редактор. В какую сторону крутится балерина?
  • Рыжих Татьяна Викторовна Кучеренко Марина Александровна Кутейникова Екатерина Александровна. Мастер-класс для педагогов и родителей «Совершенствование межполушарных связей у детей с ОВЗ»
  • Борис Елена Николаевна. Особенности внимания у детей с общим недоразвитием речи.
  • Становкина Наталья Анатольевна. Развивающее занятие для младшего и старшего дошкольного возраста «ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ОБЫЧНОЙ ПРИЩЕПКИ»
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Султанова Лилия Вадимовна, Хомякова Алёна Викторовна. Кинезиологические сказки в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Мастер-класс по взаимодействию родителей и детей. Тема: Изготовление поделки-сувенира «Весёлый гном»
  • Мишкарева Оксана Анатольевна. Доклад на тему: «Технология применения ИЗО терапии в работе детьми с нарушением речи»
  • Диденко Борис Андреевич. Цивилизация каннибаллов.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь