|
Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Брушлинский А.В. Психологическая наука в России XX столетия проблемы теории и истории.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 54718
Автор: Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Брушлинский А.В.
Название: Психологическая наука в России XX столетия проблемы теории и истории. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке дования всех проявлений его жизнедеятельности. Именно этой стратегии отвечала разработка Бехтеревым новых отраслей рефлексологии: генетической рефлексологии, рефлексологии труда, коллективной рефлексологии и т. д.
Принципиально важное значение имело то, что Бехтерев не ограничивался анализом только индивидуального поведения человека. Признавая взаимосвязь поведения человека с поведением других людей, он поставил вопрос об объективном изучении этой взаимосвязи. Таким образом, Бехтерев явился одним из основателей нового направления психологического исследования — социальной (или общественной) психологии, рассматриваемой им как отрасль рефлексологии человека в соответствии с теми же принципами, которые были выдвинуты и разработаны применительно к исследованию проблем объективной психологии и рефлексологии индивида. Отсюда название нового направления — коллективная рефлексология. Впервые к социально-психологической проблематике Бехтерев обращается в своей речи на годичном торжественном собрании в Военно-медицинской Академии в 1897 г. Конкретной темой его выступления явились вопросы психического влияния,-внушения и его роли в обществе. Определяя свое отношение к данной проблеме и подчеркивая ее актуальность. Бехтерев отмечал: «Мне представляется не только современным, но и небезынтересным остановиться на этом предмете, полном глубокого значения как в повседневной жизни отдельных лиц, так и в социальной жизни народов» [9, с. 11]. Следует отметить, что период конца XIX в. характеризовался острым интересом к социально-психологической проблематике, развивающимся на фоне и под воздействием бурно проявлящихся социальных процессов, растущих классовых антагонизмов и связанной с этим актуализацией внимания к вопросам общественного развития и его психологическим факторам. Взаимоотношения личности и общества, пути и методы общественной детерминации поведения человека, проблемы свободы воли — все эти вопросы находят отражение на страницах художественных произведений, публицистической и научной литературы рубежа столетий. Причем в процессе их решения происходит острая поляризация мнений и подходов представителей разных направлений научной и общественно-политической мысли. В конечном счете, независимо от различия в понимании тех или иных частных вопросов, выделяются две основные тенденции: попытка поставить во главу угла пси- 383 хологический фактор как важнейший и определяющий всю динамику и структуру общественных отношений и противоположное этому стремление рассмотреть явления общественной и индивидуальной психологии как детерминированные обществом. Акцентирование внимания на субъективных, психологических факторах развития общественных и социально-психологических явлений в русской науке представлено трудами лидера народнической идеологии Михайловского; социологов Н.И.Ка-реева, Е.В.Роберти; экономиста П.Б.Струве; философов Бердяева, С.Н.Булгакова; психологов М.М.Троицкого, А.И.Введенского, Л.Е.Владиславлева, М.А.Рейснера и др. С позиций экономического детерминизма проблемы развития общества и всех его подструктур (включая явления общественной психологии) рассмотрены в трудах лидера русских марксистов Плеханова и его последователей [73, 74]. В контексте истории отечественной социологической и социально-психологической мысли социально-психологическим взглядам Бехтерева принадлежит особое место. В них — истоки естественнонаучной традиции в исследовании и объяснении общественых (в том числе социально-психологических) явлений, их целостного, системного описания, предполагающего рассмотрение их в широком природном и социальном контексте. Развернутое обоснование этих идей содержится в «Коллективной рефлексологии» Бехтерева, в которой выделяются 23 универсальных закона, действующих, по мнению ученого, в неорганическом мире, в природе и в сфере социальных отношений: закон сохранения энергии, законы тяготения, отталкивания, инерции, энтропии, непрерывного движения и изменчивости, и т. д. На основе физических законов Бехтерев пытался дать объяснение таким сложным социальным процессам, как развитие и преемственность культурных традиций, образование социальных общностей, динамика общественных взглядов и настроений и т. д. Дальнейшее развитие социально-психологической теории (в частности, специального ее направления — социальной перцепции) подветрдило правильность сделанного Бехтеревым вывода о зависимости социального восприятия от индивидуального опыта, личностных особенностей воспринимающего субъекта. Вместе с тем была доказана необходимость и возможность использования в социально-психологическом исследовании наряду с объективными показателями также и субъективных оце- 384 нок состоянии, переживании и отношении людей по поводу разных сторон их совместной деятельности и общения. Бехтерев первым в отечественной психологии дал определение предмета, задач и методов социальной (или «общественной», как он ее называет) психологии, сделал попытку разработать ее теоретические основы. Он указывает, что сферу общественно-психологического исследования составляет изучение разных социальных групп и социальной стороны личности: «Предметом общественной психологии является изучение психологической деятельности собраний и сборищ, составляемых из массы лиц, проявляющих свою нервно-психическую деятельность как целое, благодаря общению их друг с другом. Безразлично, будет ли это случайная толпа или общественный митинг, или правительственное собрание — везде проявляются общее настроение, соборное умственное творчество и коллективные действия многих лиц, связанных друг с другом теми или иными условиями». Заслугой Бехтерева как одного из основоположников отечественной социальной психологии является разработка учения о коллективе. Коллектив рассматривается им как нечто целое, как «собирательная личность», имеющая свою индивидуальность, зависящую от особенностей составляющих ее лиц. Бехтерев ставит задачу выделения общих законов, лежащих в основе деятельности коллектива. «Проявления собирательной личности... подчиняются такой же закономерности, какая открывается при строго объективном рефлексологическом изучении проявлений отдельной личности. Притом самые формы этой закономерности оказываются общими как для отдельной личности, так и для собирательной личности...». Указанная исходная методологическая посылка приводит Бехтерева к выводу о необходимости, исследуя общественную жизнь, прослеживать те же рефлексы «в форме общественных движений» и то же их развитие, которое имеет место в деятельности отдельной личности. Вместе с тем здесь проявляется недооценка Бехтеревым своеобразия в закономерностях поведения личности и социальной группы. Психическая жизнь человека не ограничивается уровнем рефлекторной деятельности, она более сложна, включает сознательную регуляцию поведения и деятельности. В еще большей мере это относится к явлениям социально-психологически-м,представляющим собой качественно иной, более высокий уровень организации, законы которого не сводимы к законам, 385 регулирующим индивидуальное бытие человека, тем более — к рефлекторным механизмам психической деятельности. Как показывают социально-психологические исследования, включение человека в коллектив или социальную группу приводит к возникновению ряда новых факторов, к актуализации специфических, социально-психологических механизмов взаимодействия, не имевших места на уровне индивидуальной психической деятельности (индивидуальной лишь относительно, ибо деятельность человека всегда социально опосредована). К этому же выводу приходит фактически и сам Бехтерев, анализируя полученные им в конкретном социально-психологическом исследовании данные, характеризующие особенности соотносительной деятельности людей в группе. Понятие «коллектив» определяется Бехтеревым предельно широко: как любая социальная группа или общность вообще. Им дана характеристика разных социальных групп, предложена их классификация. Основой этой классификации выступает уровень организованности группы, направление ее активности, степень общности интересов составляющих ее членов. Учитывая указанные показатели, Бехтерев подразделяет коллективы (или группы) на организованые и неорганизованные, различающиеся по уровню сплоченности. В определении коллективов, сформулированном Бехтеревым, в качестве главного, доминирующего признака выделяется объединение людей вокруг общей цели для осуществления совместной деятельности. «Очевидно, что только общность интересов и задачи является тем стимулом, который побуждает коллектив к единству действий и придает самый смысл существованию коллектива». Общность цели рождает, в свою очередь, общность организации и общность деятельности. Бехтерев подчеркивает интегрирующую функцию цели, рассматривая ее таким образом, по сути, в качестве системообразующего признака коллектива. «Всякий нарождающийся самостоятельный коллектив начинает свою жизнь с самоопределения, ... он устанавливает и выясняет свои собственные задачи и цели, отмежевывая их от задач и целей других коллективов. Только после этого устанавливаются определенные отношения такого коллектива к другим». В противоположность взглядам Тарда, Лебона, Михайловского и других Бехтерев подчеркивает необходимость дифференцирования понятий «организованная общность» и «толпа», учета 386 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|