Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.

Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52619

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Современное состояние в развитии ИТ предо став ляет ряд областей для приложения профессиональных интересов психологов. Недетерминированный характер технологий предполагает возрастание роли организационной психологии. Вместо того, чтобы заниматься исключительно проблемой адаптации машин к пользователям, психологи могли бы продуктивно участвовать в решении задач по:
- более широкому раскрытию потенциала новых технологий в выборе направлений преобразования деятельности организаций (Bladder & Brown, 1986);
- разработке технологически к подходов к разработке систем, основанных на критериях, ставящих в центр человека и его потребности (Briefs et aL, 1983);
- разработке стратегий профессионального вмешательства, позволивших бы преодолеть консерватизм в организации труда и перешагнуть через "минималистские" подходы к ИТ (Keen, 1985).
Переоценка положения дел "на сегодня"
За последние годы поразительно выросли достижения в области новых технологий. Современное состояние ИТ, обобщенное в предыдущем разделе, по сравнению с ситуацией, имевшей место всего лишь несколько лет назад, характеризуется существенным сдвигом. Было бы неверно, однако, воспринимать изложенный материал как окончательное подведение итогов. Умы аналитиков занимает ряд других вопросов, кроме перечисленных в конце предыдущего раздела. Каждый из них своим путем приходит к выводу о том, что при внедрении новых технологий мы сталкиваемся с явными ограничениями и препятствиями. Рассмотрим следующие моменты:
(1) За прошедшее десятилетие мы стали свидетелями огромных изменений в развитии ИТ, Например, в области канцелярской и административной деятельности фокус внимания переместился с централизованных систем обработки информации на применение пер со-
346
нальных компьютеров, развитие систем коммуникаций и, в самое последнее время, на использование экспертньхх систем. Хотя за этот период обрели хождение разные жуткие истории о системах, разработанных для достижения неверно поставленных целей, реальная проблема состоят в обеспечении непрерывной разработки и поддержки уже существующих технологий. Большинство покупателей систем ИТ озабочено в первую очередь тем, чтобы приобретаемая система бьша установлена и запущена в работу как можно скорее и продолжала работать без дополнительных усилий- В то же время следует отметить, что необходимоста тщательной настройки и адаптации системы к изменяющимся потребностям пользователей уделялся минимум внимания, в результате система всего за несколько лет оказывалась безнадежно устаревшей (Keen, 1986),
(2) Успешность выполнения трудовых операций при работе за терминалом зависит от комбинации физических характеристик рабочей станция и стиля ввода-вывода информации, присущего программе, выполняемой на данном оборудовании. Работа за видеотерминалом носит достаточно абстрактный характер, оторвана от конкретного контекста, подвергается жестко детерминированным требованиям стандартизованного ввода команд и может в большей степени опираться на использование баз данных и экспертных систем, нежели на индивидуальные возможности человеческой памяти и навыки решения задач. Поскольку оператор видеотерминала имеет дело только с символическими репрезентациями реальности на экране, конкретные актуальные цели, возникающие в процессе решения задач, становятся трудноидентифицируемьши (Pava, 1983;Sygow, 1986).
(3) В прошлом главным основанием для организационной централизации было достижение определенного уровня стандартизации деятельности, обеспечиваемого меньшим количеством персонала и рутинизацией его деятельности. С другой стороны, обоснованием децентрализации была достигаемая с ее помощью высокая гибкость реагирования, связанная с тем, что решения принимались оперативно теми работниками, которые были способны действовать быстро. Определенные конфигурации систем, построенных на новых технологиях, открывают новые возможности в рассматриваемой области. Благодаря возможности быстрого и распределенного в пространстве сбора и распространения информации ИТ могут вести к усилению централизованного управления и контроля и одновременно обеспечивать гибкое и оперативное реагирование на периферии (Child, 1984),
Если принять во внимание недегерминированноетъ ИТ становится ясно, что не существует априорной причины, из-за которой новые технологии непременно должны приводить к росту централизации, Однако как только какая-нибудь влиятельная группа в руководстве организации начинает понимать возможности, предоставляемые ей определенными конфигурациями системы, сопротивление проведе-
347
нто в жизнь соответствующих технологических решений может оказаться бессмысленным. Примерами отраслей, уже прошедших по пути внедрения ИТ достаточно далеко, являются банковское дело и крупные системы сбыта товаров.
(4) В последнее время многами исследователями подчеркивается необходимость привлечения конечных пользователей к процессу разработки и внедрения новых систем. В поддержку данного подхода приводатся различные доводы (Bladder & Brown, 1986). Одаим из наиболее привлекательных аргументов является то, что включение пользователей приведет к ускорению прогресса в разработке систем. Однако опыт, имеющийся на сегодаяшний день, показывает, что этот результат редко достигается на практике, кроме случаев, когда в дело вступают интересы достаточно влиятельных групп.
Обоснование данного положения приводатся в исследовании процессов внедрения ИТ в Западной Германии (Mambray et al., 1986). Детальный анализ конкретных разработок свидетельствует о том, что привлечение пользователей к разработке систем обычно осуществляется только при решении некоторых частных вопросов, что декларации о намерениях, провозглашаемые руководителями программ, воспринимаются конечными пользователями неадекватно, что разработчики склонны рисовать свои программы исключительно в радужных тонах и что конечные пользователи не обладают достаточной подготовкой для выработки независимых мнений по ключевым моментам дизайна системы. Исследователи приходят к выводу, что, хотя привлечение конечных пользователей и может использоваться для формирования всеобъемлющего взгляда на функциональное наполнение систем, в ситуации неравенства возможностей, когда конечные пользователи не являются компьютерно грамотными и склонны верить заверениям экспертов-разработчиков в том, что те заботятся прежде всего об интересах пользователей, достижения данного подхода, скорее всего, будут ограниченными.
(5) Использование общественно-научных теорий в разработке новых технологий оказывается не таким простым дедом, как может показаться на первый взгляд, Rosenbrock (1985) описывает попытку разработки системы гибкого промышленного производства, в которой делался упор на том, чтобы операторы не были лишь "придатками машин". Участвуя в осуществлении проекта, он надеялся исследовать возможности выработки методологии, альтернативной тейлоризму, в частности, сформулировать социотехнические принципы, которые инженеры применяли бы при проектировании систем гибкого промышленного производства. В результате, несмотря на определенные успехи в написании программного обеспечения для управления токарным станком, проект в целом оказался далеко не таким успешным, как ожидалось.
348
Анализируя не оправдавшие себя ожидания, Rosenbrock отмечает трудности в приложении общественно-научных концепций, с которыми столкнулись инженеры уже на ранних, критических для проекта в целом стадиях процесса создания системы. Полученный урок состоит в осознании того, что не следует ожидать легкого успеха в трансляции гуманитарных теорий в готовые к употреблению списки рекомендаций. Ориентиры, предоставляемые этими теориями, могут быть полезны только при достижении более глубокого понимания гуманитарного контекста в сочетании с серьезным вниманием по отношению к деталям социальной динамики конкретного производства.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Кокина Ю.П., Шлендера П.Э. Экономика труда. Под редакцией
  • Беспутина Марина Сергеевна. Проект 'Трудовое воспитание'
  • Носкова О.Г. Психология труда
  • Жулина Е.Г. Экономика труда
  • Гаги В.А. Экономика и социология труда: социально-трудовые отношения. Под редакцией
  • Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала
  • Остапенко Ю.М. Экономика труда
  • Македошин А.А., Молодькова Э.Б., Перешивкин С.А., Попазова О.А. Организация труда персонала
  • Тест MMPI. Измерение результата.
  • Файнбург Г.З., Овсянкин А.Д., Потемкин В.И. Охрана труда
  • Нина Мохнарылова. Роль труда в развитии воспитания детей дошкольного возраста
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Вашко И.М. Охрана труда: ответы на экзаменационные вопросы
  • Боронова Г.Х., Прусова Н.В. Психология труда. Конспект лекций
  • Бухалков М.И. Управление персоналом
  • Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала
  • Фролов А.В., Бакаева Т.Н. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда
  • Девисилов В.А. Охрана труда
  • Стандартизация методики многостороннего исследования личности. Результаты стандартизации
  • Трунин С.Н. Экономика труда
  • Генкин Б.М. Экономика и социология труда
  • Куличкова Татьяна Николаевна. Конспект НОД «Мир труда и профессий»
  • Фролова А.В. Практикум по безопасности жизнедеятельности. Под редакцией
  • Мерзлякова Юлия Алексеевна. Труд – основа воспитания
  • Ольга Литвинович. КРУГЛЫЙ СТОЛ: «Влияние труда взрослых на развитие детей»
  • Прусова Н.В., Боронова Г.Х. Психология труда. Шпаргалки
  • Толочек В.А. Современная психология труда
  • Кичкирева Татьяна Анатольевна. НООД для детей подготовительной группы «Мир труда и профессий»
  • Осинина Татьяна Сергеевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по хозяйственно-бытовому труду в средней группе «Как мы учили Федору трудиться».
  • Чикер B.A. - Психологическая диагностика организации и персонала
  • Арустамов Э.А. Охрана труда. Справочник. Составлял
  • Кибанова А.Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Под редfrwbtq
  • Тест MMPI. Оценочные шкалы теста.
  • Стовпец Елена Анатольевна. Методическая статья - Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда людей различных профессий в старшем дошкольном возрасте
  • Жулина Е.Г., Иванова Н.А. Экономика и социология труда. Шпаргалка
  • Маллаева Гури Керимовна. НОД в средней группе по трудовому воспитанию «Поможем кукле Насте»
  • Бобкова О.В. Охрана труда и техника безопасности. Обеспечение прав работника
  • Ядов В.А. - Стратегия социологического исследования
  • Ярмухаметова Альбина Ленаровна. Организация трудовой деятельности дошкольников и родителей с использованием инновационных форм и методов работы
  • Рассказова Наталья Сергеевна. Конспект по организации совместной трудовой образовательной деятельности «Мы Федоре не враги» в подготовительной группе
  • Курарару Людмила Анатольевна. Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Кем быть?
  • Михнюк Т.Ф. Охрана труда
  • Одегов Ю.Г. и др. Мотивация персонала. Практические задания
  • Бариленко В.И. Анализ хозяйственной деятельности. Под редакцией
  • Михель Гофман. Религия труда (М. Гофман)
  • Методика многостороннего исследования личности. Модификация и рестандартизация.
  • Стандартизация методики многостороннего исследования личности
  • Остапенко Ю.М. Экономика и социология труда в вопросах и ответах
  • Соковнина М.С., Соболева Е.С. Профилактика эмоционального выгорания педагогов и психологов через формирование адекватной оценки результативности профессиональной деятельности
  • Соломатина А.Н. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли. Под редакцией



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь