Бачериков Н. Е., Михайлова К. В., Гавенко В. Л., Рак С. Л., Самардакова Г. А., Згонников П. Т., Бачериков А. Н., Воронков Г. Л. Клиническая психиатрия.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 72814

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

При тяжелых черепно-мозговых травмах после длительной комы развивается корсаковский синдром, чаще при поражении задних отделов правого полушария большого мозга и диэнцефалыюй области (М. В. Се-менова-Тяньшанская, 1978; Т. А. Доброхотова, О. И. Сперанская, 1981; В. М. Банщиков и соавт., 1981). В ряде случаев ему предшествуют острые психозы. По мере восстановления сознания и упорядочения поведения у больных обнаруживают расстройства запоминания, ретро- и антероградную амнезию, амнестическую дезориентировку в месте, времени и окружающих лицах. Отмечаются благодушно-эйфоричный фон настроения, отсутствие критики своего состояния. В псевдореминисценциях фигурируют события бытового характера и события, связанные с профессиональной деятельностью. Конфабуляции выражены слабее, чем при корсаковском психозе. Часто амнестические явления на протяжении 1—1,5 мес сглаживаются, критика восстанавливается. У некоторых больных в этот период наблюдаются колебания настроения, отрывочные идеи отношения. В некоторых случаях на фоне благодушно-эйфорического настроения преобладают яркие конфабуляции при невыраженных явлениях фиксационной и антероградной амнезии.
Аффективные психотические состояния в острый период выражаются депрессивными или маниакальными состояниями с дисфорическими эпизодами. Для депрессивных состояний характерны тревога, нестойкие бредовые идеи отношений, ипохондрические жалобы, вегетативно-сосудистые пароксизмы, а для маниакальных — эйфория, переоценка собственной личности, анозогнозия и двигательная гиперактивность. У некоторых больных эйфория сочетается с ослаблением побуждений, мотор-
228

ной вялостью. У таких «эйфорично-аспонтанных больных» во время расспросов обнаруживают обильные конфабуляции, беззаботность в сочетании с сексуальной расторможенностью. Больные могут высказывать бредовые идеи величия, которые в одних случаях упорны и однообразны, в других — изменчивы.
Бредовые транзиторные психозы в острый период травматической болезни возникают, как правило, на фоне легкой оглушенности непосредственно после травмы.
При черепно-мозговых ранениях в острый период на первый план выступают локальные неврологические симптомы, эпилептиформные припадки, в психическом состоянии — астеноабулический синдром, иногда о малым количеством жалоб, несмотря на тяжелое состояние. Психозы проявляются чаще в форме сумеречных состояний сознания, корсаков-ского синдрома, мориоподобного состояния. Осложнениями нередко являются менингит, энцефалит, абсцесс мозга.
ПСИХИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ ПОЗДНЕГО И ОТДАЛЕННОГО ПЕРИОДОВ
После начального и острого периодов травматической болезни при благоприятном ее исходе наступает период выздоровления. Четвертая стадия развития травматической болезни—период отдаленных последствий. Частота, стойкость и выраженность психических нарушений зависят от пола, возраста, соматического состояния больных, тяжести травмы (В. Д. Богатый и соавт., 1978; В. Е. Смирнов, 1979; Я. К. Авербах, 1981), недостаточности лечения на предыдущих этапах (Е. В. Свирина, Р. С. Шпизель, 1973; А. И. Нягу, 1982). В отдаленный период психические нарушения нередко ведут к снижению или утрате трудоспособности— инвалидность наступает в 12—40% случаев (Л. Н. Панова и соавт., 1979; Ю. Д. Арбатская, 1981).
Психические нарушения в отдаленный период травматической болезни наблюдаются не только после тяжелых, но и после легких черепно-мозговых травм. Поэтому обоснованно предупреждение, что к легким травмам не должно быть «легкого отношения». У больных отмечается сочетание вегетативно-сосудистых и ликвородинамических расстройств, эмоциональных нарушений в виде аффективной возбудимости, дисфорических и истерических реакций (В. П. Белов и соавт., 1985; Е. М. Бурцев, А. С. Бобров, 1986). Недостаточная выраженность очаговой неврологической симптоматики длительное время служила поводом для отнесения этих состояний к психогенным, близко стоящим к истерии («травматический невроз»). С. С. Корсаков (1890) одним из первых указал на неправомерность включения их в круг истерии, игнорирования значения органического травматического фактора в возникновении психических нарушений.
Трудность разграничения органического и функционального факторов сказывается на систематизации непсихотических травматических
229

расстройств в отдаленный период. Понятие «травматическая энцефалопатия» не лишено недостатков, так как указывает, главным образом, на наличие структурно-органических изменений. Понятия «посткоммо-ционный синдром» и «постконтузионный синдром» в МКБ 9-го пересмотра включают различные непсихотические состояния, функциональные и органические. В отдаленный период, наряду с непсихотическими нарушениями, наблюдаются пароксизмальные расстройства, острые и затяжные травматические психозы, эндоформные психозы, травматическое слабоумие.
НЕПСИХОТИЧЕСКИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА
Непсихотические функциональные и функционально-органические нарушения в отдаленный период черепно-мозговой травмы представлены астеническим, неврозо- и психопатоподобным синдромами.
Астенический синдром, являясь «сквозным» при травматической болезни, в отдаленный период встречается у 30 % больных (В. М. Шумаков и соавт., 1981) и характеризуется преобладанием раздражительности, повышенной возбудимостью больных, истощаемостью аффекта.
Астенический синдром в отдаленный период часто сочетается с субдепрессивными, тревожными и ипохондрическими реакциями, сопровождается выраженными вегетативно-сосудистыми нарушениями: покрас-нением кожи, лабильностью пульса, потливостью. Аффективные вспышки обычно заканчиваются слезами, раскаянием, чувством разбитости, тоскливым настроением с идеями самообвинения. Повышенная истощаемость, нетерпеливость отмечаются при выполнении точных работ, требующих напряжения внимания и сосредоточенности. В процессе работы у больных увеличивается количество ошибок, работа представляется невыполнимой, и они с раздражением отказываются от ее продолжения. Часто имеются явления гиперестезии к звуковым и световым раздражителям.
Из-за повышенной отвлекаемости внимания усвоение нового материала затруднено. Отмечаются нарушения сна—затруднение засыпания, кошмарные устрашающие сновидения, отражающие события, связанные с травмой. Постоянны жалобы на головную боль, сердцебиение, особенно при резких колебаниях атмосферного давления. Часто наблюдаются вестибулярные расстройства: головокружение, тошнота при просмотре кинофильмов, чтении, езде в транспорте. Больные плохо переносят жаркое время года, пребывание в душных помещениях. Астенические симптомы колеблются в своей интенсивности и качественном многообразии в зависимости от внешних влияний. Большое значение приобретает личностная переработка болезненного состояния.
При электроэнцефалографических исследованиях обнаруживают изменения, свидетельствующие о слабости корковых структур и повышенной возбудимости подкорковых образований, в первую очередь ствола мозга.

Психопатоподобпый синдром в отдаленный период черепно-мозговой травмы проявляется эксплозивностыо, злобным, брутальным аффектом со склонностью к агрессивным действиям. Настроение неустойчивое, нередко отмечается дистимия, возникающая по незначительным поводам или без прямой связи с ними. Поведение больных может приобретать черты театральности, демонстративности, в некоторых случаях на высоте аффекта появляются функциональные судорожные припадки (истерический вариант психопатоподобного синдрома). Больные конфликтуют, не уживаются в коллективе, часто меняют место работы. Интеллектуалыю-мнестическне нарушения незначительны. Под влиянием дополнительных экзогенных вредностей, чаще всего алкогольных напитков, повторных черепно-мозговых травм и психотравмнрующих ситуаций, которые нередко создают сами же больные, нарастают черты эксплозивности, мышление приобретает конкретность, инертность. Возникают сверхценные идеи ревности, сверхценное отношение к своему здоровью, сутяжно-кверулянтные тенденции. У некоторых больных появляются эпилептоидные черты — педантизм, слащавость, склонность к рассуждению «о безобразиях». Снижены критика и память, объем внимания ограничен.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Взаимосвязь между психопатиями и психосоматическими расстройствами по Грушевскому Н.П.
  • Сензитивность; sensus
  • Виды паталогических реакций на психотравмирующую ситуацию
  • Ананкастический синдром; Аnаnkastic
  • Тест MMPI. Основные шкалы теста
  • Психические расстройства и адекватные психологические стратегии
  • Кривова Ольга. Мир шизоидной личности
  • Нардекова Светлана Анатольевна. «Помощь родителям аутичного ребенка»
  • Марина Корнильева. Лекция для родителей «Детская тревожность»
  • Гуггенбюль-Крейг Адольф - Эрос на костылях. Eros on Crutches
  • Слабость Я. Отказ от выражения личностной позиции, отсутствие проверки на реалистичность. Реакция 0k
  • Определение тревожности методом наблюдения (А.И.Захаров)
  • Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.
  • Анкета тревожности ребенка
  • Ракитин Михаил Михайлович. Клиника и диагностика психопатий.
  • Алекситимия, как модель развития психосоматических заболеваний по П. Сифнеосу
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Риск самоубийства можно определить по работе мозга
  • Навязчивое Я Sch±0
  • Смирнова Светлана Борисовна. Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников
  • Леонова Надежда Михайловна. Проект «Не выгорать»
  • Коррекция немотивированной агрессии у детей.
  • Прокрастинация закодирована в генах
  • Клептомания, ППП: S+-!! P+0 Sch+!!- C+-, ТКП: S-+!! P-± Sch-!!+ C-±; ЭКП: S-0 P-+! Sch0- C-±
  • Екатерина Штырбу. Особенности психологического анализа переписки из социальных сетей.
  • Притча «Два типа людей»
  • Доброта. Тенденция +e
  • Отыгрывание; acting out
  • Гулевич Екатерина Николаевна. Конспект сообщения на педагогическом совете «Тревожность у детей дошкольного возраста»
  • Понимание психосоматических нарушений применительно к целям телесно-ориентированной психокоррекции
  • Бажина Евгения Петровна. Круглый стол с родителями на тему «Поисковая активность и склонность к экспериментированию у детей старшего дошкольного возраста в нестандартных ситуациях на примере произведений Н. Носова «На горке», «Мишкина каша», Д. Н. Мамина-
  • Психологические защиты. Причины проблем взрослых родом из детства
  • Теория личностных профилей Фландерс Данбар
  • О концептах авторитарной и тоталитарной личности
  • Особенности поведения подростков в конфликтах
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Никитина Анна Валерьевна. «Снижение проявлений спазматических задержек у дошкольников посредством арт-терапии»
  • Стремление спрятаться. Тенденция -hy
  • Базовая тревожность по Карен Хорни
  • Экстраверсия; Extraversion; Extraversion
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Воображаемое; imaginary
  • Притча «Четыре типа людей»
  • Манифестирующая активность. Тенденция +s
  • Гурджиев Г., Успенский П. Методика эннеаграммы
  • Васильева Дарья Александровна. Агрессия у детей дошкольного возраста
  • Венгер А.Л. О понятии "психологический синдром"
  • Литвинова Т.В. Лжецы, мошенники, интриганы
  • Психология трудного подростка, повышенная сопротивляемость
  • Этическая двойственность. Тенденция ±e



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь