Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 60432

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

акой иммунитет „защитными факторами". Но сегодня я хочу поговорить как о защитных факторах, так и о факторах риска, угрожающих эмоциональному благополучию детей. Я на несколько минут остановлюсь на особенностях детей младенческого возраста, а основную часть своего выступления я хочу посвятить обсуждению практических вопросов — проблемам обучения школьников социальным и эмоциональным навыкам.
Вчера Его Святейшество упомянул об одном буддийском тексте, где в качестве образца сострадания и эмпатии часто используется модель отношений матери и мла
денца. Меня это очень заинтересовало. Также интересно было услышать, как сегодня во время обсуждения романтической любви вы сказали, что на определенных этапах развития привязанность может оказаться необходимой и благотворной эмоцией. Принимая во внимание ключевую роль отношений между родителями и младенцем, я хочу обратить ваше внимание на три основных момента в младенческом периоде развития. Во-первых, исследования показывают, что когда родители способны распознать негативные эмоции своих детей — их гнев и печаль — и помочь им справиться с этими эмоциями, то у детей со временем это приводит к более эффективной физиологической регуляции своих эмоций, что выражается в более позитивном поведении.
С другой стороны, когда родители игнорируют эти эмоции, наказывают детей за их проявление или обрушивают на них свой гнев (мне часто приходится видеть, в какую ярость приводят родителей проявления гнева у младенцев или малышей), то со временем дети, зная, что определенные эмоции не находят положительного отклика у родителей, начинают их скрывать. Это приводит к сильному перенапряжению — как физиологическому, так и психологическому, поскольку эмоция никуда не уходит и создает препятствие для развития необходимого доверия между ребенком и взрослыми. Такие модели были выявлены Мэри Эйнсуорт в ходе наблюдения за младенцами и их матерями. К концу первого года жизни некоторые младенцы предпочитают скорее избегать контакта с матерью, чем обращаться к ней в трудные моменты. В ситуациях, требующих эмоционального и физического контакта, у них развивается конфликтная модель поведения „приблизиться или уклониться". Мы знаем, что младенцы, которые сталкиваются с проблемами такого рода, не способны освоить эффективные способы управления своими эмоциями.
Второй момент — одно из первых мест в списке факторов, угрожающих эмоциональному здоровью младенца, занимает материнская депрессия. У матерей, которые переживают сильное горе, апатию и депрессию, дети впоследствии тоже начинают демонстрировать повышенные уровни агрессии, беспокойства и депрессии. Ричи Дэвидсон рассказал нам о том, что у взрослых людей в депрессивном состоянии наблюдается пониженная активность левой лобной доли. Исследование Дже- ральдины Доусон выявило точно такую же модель активности мозга у матерей в состоянии депрессии*.
Более того, самые последние исследования Доусон показали, что к концу первого года жизни у младенцев, чьи матери подвержены депрессии, проявляется такая же модель: понижается активность левых лобных долей. Следовательно, даже в младенчестве дети, матери которых страдают от депрессии,- демонстрируют меньше позитивных эмоций и имеют необычную модель активизации мозга. Причина этого кроется в том, что отношения в младенческом возрасте закладывают основу для последующего социально-эмоционального развития. Проявление позитивных эмоций в отношениях младенца с родителями играет ключевую роль в формировании правильных мозговых проводящих путей. Мы знаем, что для эмоционального развития важен каждый этап жизни ребенка, и поэтому должны начинать заниматься этим вопросом как можно раньше».
Другими словами, хорошее настроение младенца способствует формированию у них нервных цепочек, которые помогут им испытывать позитивные ощущения в те
* Доусон Д., Фрей К., Панагиотидес X., Ямада Э., Хессл Д., Остерлинг Дж. Младенцы, страдающие от депрессии матерей, демонстрируют атипичную электрическую активность лобных долей мозга во время общения с матерями и знакомыми, не подверженными депрессии взрослыми (G. Dawson, К. Frey, H. Panagiotides, Е. Yamada, D. Hessl, and J. Osterling, «Infants of Depressed Mothers Exhibit Atypical Frontal Electrical Brain Activity During Interactions with Mother and with a Familiar, Nondepressed Adult», Child Development 70 (1999): 1058-66).
чение всей последующей жизни. Немного позже Далай- Лама сказал мне, что ему было очень приятно услышать об этом открытии. Он часто называл это биологическое стремление к любви ключевым моментом его собственного человеколюбивого подхода к этике. Он всегда был уверен в существовании биологической потребности в такой заботе, которая сродни потребности организма в пище. И теперь его уверенность получила научное подтверждение.
Третий момент, на котором остановился Марк, был связан с негативным воздействием социальной и эмоциональной депривации на младенческий мозг. «Мы знаем, что результатом такой депривации может стать понижение уровня содержания нейротрансмиттера допа- мина, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на развитии мозга и его пластичности. Поэтому у нас не может не вызывать серьезную тревогу тот факт, что все больше детей в мире воспитываются в детских домах, где они лишены заботы и тесных эмоциональных отношений с опекающими их лицами. В следующем десятилетии число сирот во всем мире возрастет, и особенно в странах Азии и Африки. Это связано в первую очередь с эпидемией СПИДа. Например, в Южной Африке 28% беременных женщин являются ВИЧ-положительными, и поэтому за следующее десятилетие количество детей- сирот в одной только Южной Африке возрастет до миллиона. В самое ближайшее время эта проблема грозит перейти в разряд серьезнейших испытаний для всего человечества».
При этой безрадостной мысли лицо Далай-Ламы — на котором обычно легко читаются все эмоции — исказила гримаса глубокой печали, как будто он вот-вот расплачется. Через мгновение он пришел в себя, покачал головой и на какое-то время прикрыл глаза, словно вознося короткую молитву.
Предлобное окно в мир эмоциональной
компетентности
«А теперь я хотел бы перейти к проблемам дошкольного возраста, — продолжил Марк. — Это период интенсивного обучения и формирования мозга. В возрасте от трех до семи лет у ребенка начинают формироваться важнейшие социальные навыки: способность контролировать себя, успокаиваться, выходить из состояния печали, а также способность удерживать внимание, о которой вчера говорил Алан.
Кроме того, в этот период у детей наблюдается стремительный рост эмоциональной компетентности. На ранних стадиях развития речи в их словаре очень мало слов для обозначения эмоций. Однако в дошкольные годы у детей быстро развивается способность говорить об эмоциях и распознавать их. И наконец, дети впервые в жизни начинают планировать свои поступки и думать о будущем. Например, мы уже можем спросить четырех- или пятилетнего ребенка о том, что он сделает, если его станет дразнить другой ребенок. В этом возрасте дети начинают использовать свои когнитивные навыки для моделирования ситуаций и создания альтернативных идей или планов.
Эти навыки базируются на связи информации, получаемой от наших эмоций, с нашими мыслительными способностями. Теперь они считаются процессами, имеющими важные корреляты в лобной доле, и поэтому у них очень много общего с тем, о чем вчера говорил Ричи. Например, склонность к агрессивному стилю игры у детей в возрасте пяти или шести лет в большинстве случаев не проходит — такие дети часто остаются агрессивными. По меньшей мере половина детей, склонных к агрессии в раннем возрасте, сохраняют эту склонность и в подростковом периоде. С возрастом их агрессивность уси
ливается и перерастает в склонность к жестокости и насилию»*.
Работы Марка убедительно доказывают, что дети, которые демонстрируют импульсивную агрессивность, не способны связывать свои эмоции и умозаключения. Импульсивная агрессия — это результат неумения планировать будущее вкупе с неспособностью контролировать эмоциональные импульсы. Как планирование, так и управление импульсами — это функции предлобных долей.
Важно отметить, что повреждения лобной доли у детей — следствие несчастного случая или болезни — имеют чрезвычайно низкий коэффициент излечения. Этот факт вызывает особое беспокойство, поскольку предлоб- ные доли играют ключевую роль в процессах интеграции рассудка и эмоций. В отличие от языковых центров в височных долях, предлобные доли гораздо труднее восстанавливаются после повреждений**. Если у ребенка повреждение височных долей, то языковые функции принимают на себя другие участки мозга, и со временем у такого ребенка могут развиться вполне удовлетворительные речевые навыки. Но при повреждении предлобных участков мозга подобного замещения, как правило, не происходит, и ребенок вырастает социально и эмоционально неполноценным.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Пол Экман. Распознавание мимики детьми
  • Аудиоландшафт наших чувств. Значение эмоциональных возгласов
  • Эмоция; emotion
  • Дж. Хессон. Позитивное мышление и развитие эмоционального интеллекта
  • Пол Экман, Уоллес Фризен. Исследование выражения эмоций на лице. - Пол Экман
  • Разрядка; discharge
  • Визуальные образы усиливают эмоции при афантазии
  • Редактор. Дети и эмоции.
  • Как эмоции растекаются в мозге
  • Пол Экман. Поведение под влиянием эмоций - Пол Экман
  • Лободенко Наталья Леонидовна. 6 этапов обучения эмоциональной грамотности
  • Эмоция; Emotion; Emotion
  • Бенджамин Роу. Необходимые навыки магии
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Аффект; affect
  • Каким женщинам больше доверяют мужчины
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Е.И. Головаха, Н.В. Панина. Психология эмоций. Управление эмоциями. - Из цикла "Психология успеха"
  • Мимика как индикатор эмоций
  • Притча «Вопрос ламе»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Как спорт помогает снять стресс
  • Ильин Е.П. Эмоции и чувства
  • Уманец Дарья Сергеевна. Информационное занятие с элементами практикума «Эмоциональная компетентность»
  • Притча «Один из пяти»
  • С. Шабанов, А. Алешина. Управление эмоциями других и манипуляции
  • Иган Дж. Слушание и понимание вербальных сообщений: практические рекомендации
  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Невербальная коммуникация и язык жестов
  • Цобехия Анна Юрьевна. Развитие эмоций у детей дошкольного возраста
  • Прист С. Теории сознания.
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Соматизация
  • К чему снится целоваться?
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной
  • Анна Березовская. Эмоции — путь к завоеванию мужчины
  • Игорь Исаев. Как управлять эмоциями - И. Исаев
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Ирина Залесская. Навязчивое негативное мышление и как с ним бороться. - Психология для всех
  • Яна Франк. Что такое мотивация и где ее берут?
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Психолингвистика: как язык определяет наше внимание
  • К чему снится ссора?
  • К чему снятся трупы?
  • Анна Гаврилюк. Нужна ли честность в нашей жизни?
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Гадание по дате рождения
  • Сторителлинг как эволюционное преимущество или Почему мы рассказываем истории?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь