Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52334

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Кошмар (фр. cauchemar). Крайне тягостные, мучительные, отрицательно эмоционально окрашенные сновидения, при которых больные как бы участвуют в неприятных для них событиях, становятся жертвами преследования, совершают морально неприемлемые поступки. Часто наблюдаются при тяжелых невротических состояниях, после тяжелых психогений. В детском возрасте приводят к страху и плачу после пробуждения, ребенок не сразу начинает четко ориентироваться во времени и месте, затрудненно устанавливает границу между сновидением и действительностью.
К. ночной эпилептический — по H. Gastaut [1975], является термином неправомерным, так как ночные К. не могут быть эпилептического генеза. Однако 1) внезапное пробуждение после ночного (обычно височного) припадка может сопровождаться чувством тревоги, страха, гипотимией, воспоминаниями об устрашающих зрительных галлюцинациях во время припадка, которые и принимаются за ночной кошмар; 2) ночной кошмар может служить пусковым механизмом для эпилептического припадка.
Краббе болезнь [Krabbe К.Н., 1916]. Форма лейкодистрофии, наследственное заболевание. Тип передачи аутосомно-рецессивный. Начинается в детском возрасте. Клиническая картина характеризуется судорогами, спастическими параличами, деменцией, слепотой, снижением слуха. В терминальной стадии — децеребрационная ригидность. В основе патогенеза — генетически обусловленные нарушения обмена веществ с нарушением синтеза цереброзидов и с дисмиелинизацией нервных волокон в головном мозге.
Син.: диффузный инфантильный склероз Краббе, глобоидно-клеточная лейкодистрофия Краббе, болезнь Краббе—Бенеке, диффузный инфантильный склероз.
Краммера—Поллнова болезнь [Krammer Т., Pollnow H., 1930]. Психическое заболевание неясной этиологии. Предположительна роль инфекционно-токсических факторов. Начинается чаще всего в возрасте 3-4 лет после лихорадочного состояния или эпилептиформного припадка.
Припадки учащаются, носят характер больших и малых. Характерно двигательное беспокойство с гиперкинезами. Движения быстрые, бесцельные. Ребенок не может хотя бы на миг остаться в покое. Характерны речевое возбуждение с персеверациями, эмоциональная лабильность, раздражительность, приступы гнева. Задержка умственного развития, картина психомоторной умственной отсталости. Замедляется или останавливается развитие речи. Нарастание симптоматики достигает максимума к 6 годам, а затем в течение приблизительно 1 года происходит ее уменьшение. Возможно полное клиническое выздоровление, иногда остается резидуальный органический дефект (снижение интеллекта, эпилептиформные припадки).
Крампи (англ. cramp — судорога, спазм). Периодически возникающие кратковременные тонические болезненные судороги, чаще всего в икроножных мышцах. Наблюдаются главным образом при патологии капиллярного кровообращения, нарушениях кальциевого обмена, сахарном диабете, мышечном утомлении, интоксикациях, атеросклерозе. В психиатрии к К. близки описанные под названием психастенических судорог [Oppenheim Н., 1906] отдельные судорожные припадки, возникающие у лиц фобически-обсессивного склада характера и сопровождающиеся чувством страха. Впоследствии К. относили к реактивной или функциональной эпилепсии. В настоящее время такие состояния не рассматриваются как проявления эпилепсии, относятся к эпилептическим реакциям [Болдырев А.И., 1971].
Краниостеноз (греч. kranion — череп, stenosis — сужение). Деформация черепа в связи с преждевременным окостенением его швов. Внешне проявляется в виде башенного, ладьевидного черепа и т.п. Характеризуется неврологической и психопатологической симптоматикой (косоглазие, нистагм, экзофтальм, головные боли, эпилептиформные припадки, эмоциональная лабильность и т.д.).
Син.: краниоостоз, ранний краниальный синостоз.
Краснушкина смесь [Краснушкин Е.К.]. Предназначена для купирования психомоторного возбуждения. Включает в себя натрия бромид, хлоралгидрат, настойку валерианы, адонилен, омнопон, фенобарбитал. Вводится per os или в клизме.
Крепелина болезнь. См. Депрессия пресенильная злокачественная.
Крепелина концепция регистров синдромов [Kraepelin E., 1920]. Концепция, согласно которой регистры психопатологических синдромов (клинических картин) отражают глубину дефекта центральной нервной системы. Сами синдромы рассматриваются как предуготованные и лишь высвобождающиеся или включающиеся в связи с теми или другими вредностями, как проявление механизмов примитивной психической жизни, пройденных в фило- и онтогенезе. Концепция регистров синдромов Крепелина перекликается с положениями J.H. Jackson [Кербиков О.В., 1956]. Различаются следующие регистры синдромов: невротический, аффективный, галлюцинаторный, бредовой, дискинетический и энцефалопатический. Эти регистры отражают шкалу глубины поражения центральной нервной системы — от функциональной к органической патологии.
Крепелина пробы [Kraepelin Е., 1895]. Экспериментально-психологические методики:
1. Счет по Крепелину — складывание в уме столбцов однозначных чисел.
2. Отсчитывание в уме от 100 или 200 одного и того же числа — 7, или 13, или 17.
Используются для исследования активного внимания, работоспособности, для выявления повышенной истощаемости.
Крепелина синдром [Kraepelin E., 1915]. Посттравматический ипохондрический синдром. Характерны депрессивные настроение и признаки посттравматической энцефалопатии, на фоне которых выделяется выраженный ипохондрический симптомокомплекс.
Крестникова репродуктивный метод [Крестников Н., 1929]. Разновидность психокатарсиса, психотерапевтический метод лечения неврозов, при котором избегают гипнотического воздействия и директивных внушений. Сеансы репродукции производятся в условиях относительной сенсорной депривации и протекают в 3 стадии: органо-телесных ощущений (тепла, холода, сердцебиений, дрожи), аффективно-эмоционального отреагирования (мучений, страха, тревоги) и представляемого содержания (изживание конкретного содержания переживаний). Цель — добиться целостного воспроизведения психической травмы и освобождения от ее болезнетворного влияния. Иногда во время сеансов больные преднамеренно впадают в состояние гипнотического сна, но в целом метод направлен на отреагирование в состоянии бодрствования.
Кретинизм (фр. cretinisme). Врожденная недостаточность функций щитовидной железы, протекающая со значительным отставанием в физическом и психическом развитии. Характерны карликовый рост, диспластическое строение тела, недоразвитие половых органов, неправильная форма черепа. Психически: апатические проявления, слабоумие вплоть до идиотии. Часто сопровождается глухонемотой. Бледность кожных покровов (отсюда название). Наблюдается спорадически и эндемически (чаще в горных областях и отличается большей выраженностью болезненной симптоматики).
Кретиноид (фр. cretin + греч. eidos — вид, подобие). Человек с внешними признаками кретинизма, но без явных признаков психического недоразвития.
Кречмера апаллический синдром (лат. pallium — плащ) [Kretschmer Е., 1940]. Симптомокомплекс, возникающий при нарушении связей между плащом головного мозга, стволом мозга и другими центрами. Характерны особый вид нарушения сознания (больные бодрствуют и в то же время совершенно недоступны контакту), нарушения нормального ритма сна, отсутствие эмоциональных реакций, экстензия конечностей и туловища, спонтанные маятникообразные движения глазных яблок и нарушения их координации, примитивные моторные автоматизмы, нарушения регуляции вегетативных функций. Больные аспонтанны, проводят время лежа, не реагируют на речь, прикосновение. Взгляд блуждающий, ни на чем не фиксируется. Проявляются филогенетически древние рефлексы (хватательный, сосательный). Наблюдается при тяжелых черепно-мозговых травмах, резко выраженном церебральном атеросклерозе с нарушениями мозгового кровообращения и со значительными очагами размягчения, при панэнцефалитах (в этих случаях отмечается острое возникновение К.а.с.) и в терминальной стадии атрофических психозов (постепенное возникновение и прогредиентное течение). Течение К.а.с. может быть длительным, он часто является переходной стадией перед летальным исходом, но может быть и обратимым, особенно у детей.
Син.: бодрствующая кома, парасомния, акинетический мутизм, тяжелая посттравматическая энцефалопатия, децеребрационная ригидность, пролонгированная травматическая кома.
Кречмера методика активного ступенчатого гипноза. См. Гипноз активный ступенчатый.
Кречмера пропорции темперамента [Kretschmer E., 1922]. Психологические признаки циклотимической и шизотимической конституции. Циклотимикам присуща диатетическая пропорция — от приподнятости (веселья) к подавленности (печали). Шизотимикам присуща психастеническая пропорция — между гиперстезией (повышенной чувствительностью) и анестезией (холодностью).
Кречмера психобиограмма [Kretschmer E., 1922]. Шкала для исследования личностных свойств больного. Анкета содержит два раздела: в первый включаются данные о семье больного, второй характеризует его интеллект, темперамент, социальное положение, биографические данные, телосложение и соматическое состояние.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Видеоигры помогают от болезни Альцгеймера
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Мужчинам многозадачность дается труднее, чем женщинам
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Влияние на веру в бога нейромодуляции орбитофронтальной коры
  • Хасанова Флюра Зарифовна Разина Ирина Анатольевна. Пальцы помогают говорить
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Молосаев Дмитрий Николаевич. Повышение общей физической подготовки пловцов с детским церебральным параличом.
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Ячменева Елена Валерьевна. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста.
  • Деньги и добрые слова действуют на мозг одинаково
  • Панкова Анна Петровна. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно отсталыми детьми
  • Ученые нашли источник сознания в мозге человека
  • Корсакова Н., Московичюте Л. Клиническая нейропсихология.
  • Набиуллина Айгуль. Биоэнергопластика как метод в коррекции речевых нарушений.
  • Солмс М. Сознательное Ид
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии
  • Ангионевроз
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Сарачкевич Галина Викторовна. Перспективное планирование 'Мелкая моторика в развитии речи детей раннего возраста'
  • Изучение иностранных языков делает нас умнее
  • Пориомания; Дромомания
  • Эффект плацебо действует на биохимическом уровне
  • Фисун Е.В. Использование методов краткосрочной стратегической терапии при работе с подростком, перенесшим онкологическое заболевание. Описание клинического случая
  • Лурия А. Р. - Письмо и речь. Нейролингвистические исследования
  • Березовский А.Э., Крайнова Н.Н., Бондарь Н.С. Самосознание психически больных.
  • Бубнова Е. А., Губина Н. В.. Использование авторских пособий для развития межполушарного взаимодействия у детей с ЗПР
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Е. Ю. Царегородцева, С. О. Васильева. Партнерское взаимодействие психолога, логопеда и родителей в ГБДОУ для детей с речевой патологией
  • Где в мозге находится центр сознания и бодрствования?
  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Логопедия -Презентация « Особенности зрительного и слухового восприятия при речевых нарушениях»
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Редактор. В какую сторону крутится балерина?
  • Рыжих Татьяна Викторовна Кучеренко Марина Александровна Кутейникова Екатерина Александровна. Мастер-класс для педагогов и родителей «Совершенствование межполушарных связей у детей с ОВЗ»
  • Борис Елена Николаевна. Особенности внимания у детей с общим недоразвитием речи.
  • Становкина Наталья Анатольевна. Развивающее занятие для младшего и старшего дошкольного возраста «ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ОБЫЧНОЙ ПРИЩЕПКИ»
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Султанова Лилия Вадимовна, Хомякова Алёна Викторовна. Кинезиологические сказки в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Мастер-класс по взаимодействию родителей и детей. Тема: Изготовление поделки-сувенира «Весёлый гном»
  • Мишкарева Оксана Анатольевна. Доклад на тему: «Технология применения ИЗО терапии в работе детьми с нарушением речи»
  • Диденко Борис Андреевич. Цивилизация каннибаллов.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь