Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Брушлинский А.В. Психологическая наука в России XX столетия проблемы теории и истории.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 54719

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Маркса об общественных отношениях, Плеханов обосновывает научный и материалистический подход к анализу социально-психологических явлений, вскрывает их исторические, социально-экономические корни. По его словам, всякая данная ступень развития производительных сил необходимо ведет за собой определенную группировку людей в общественном производительном процессе, т. е. определенные отношения производства, и определенную структуру всего общества. И раз дана структура общества, нетрудно понять, что ее характер отразится вообще на всей психологии людей, на всех их привычках, нравах, чувствах, взглядах, стремлениях и идеалах. Привычки, нравы, взгляды, стремления и идеалы необходимо должны приспособиться к образу жизни людей... Психология общества всегда целесообразна по отношению к его экономии, всегда соответствует ей, всегда определяется ею.
Согласно известной «пятичленной формуле», предложенной Плехановым, структура любого общества включает: 1) производительные силы общества, 2) производственные отношения, 3) общественный и политический строй («форма общества, выражающая эти отношения»), 4) общественную психологию («состояние духа и нравов, соответствующее этой форме»), 5) идеологию («литературные, философские, политические взгляды»). Общественная психология — «преобладающее настроение чувств и умов в данном общественном классе данной страны и данного времени» — по Плеханову, включена в структуру общества необходимым образом как ее «составляющая»1.
Плеханов задает вопрос о том, целесообразно ли, нужно ли, «выгодно» ли для общества, его поступательного развития «приспособление его психологии к его экономике, к условиям его жизни?», и дает на этот вопрос утвердителььный ответ: «Очень выгодно, потому что привычки и взгляды, не соответствующие экономии, противоречащие условиям существования, помешали бы отстаивать это существование. Целесообразная психология так же полезна для общества, как хорошо соответствующие своей цели органы полезны для организма».
1 Пятичленная формула неоднократно подвергалась критике. Она имеет определенные недостатки; вызывает сомнение, например, предлагаемое Плехановым соотношение общественной психологии и идеологии. Однако наша задача заключается скорее в том, чтобы вскрыть положительную сторону выделенной Плехановым «пятичленной формулы», в частности определение «психологического фактора» как одного из условий общественного развития.
379
Таким образом, Плеханов, утверждая примат общественных, в первую очередь производственных отношений, их определяющую роль в развитии общественной психологии, в то же время подчеркивает активную роль последней, ее обратное воздействие на экономическую структуру общества.
Указанные положения Плеханов иллюстрирует конкретными примерами из области формирования правовых убеждений, взглядов, политических теорий, нравственных позиций, эстетических вкусов, научных воззрений. Так, рассматривая происхождение правовых убеждений, Плеханов доказывает, что «правовые понятия — убеждения (отметим, что речь идет не просто о понятиях, а о понятиях — убеждениях; тем самым подчеркивается социально-психологический момент правовых норм. — Авторы) всюду определяются способами производства». Они развиваются на основе житейской практики, вырастают из нее.
По его словам, то обстоятельство, что данная совокупность правовых учреждений полезна или вредна для общества, никоим образом не может зависеть от свойств какой бы то ни было или чьей бы то ни было «идеи»: оно зависит, как видели, от тех способов производства и от тех взаимных отношений между людьми, которые создаются этими способами. В этом смысле у права нет и не может быть идеальной основы, так как основа его всегда реальна. Однако Плеханов не отрицает абсолютного «идеального момента», который в данном случае имеет место и проявляется в определенном отношении к существующим в обществе правовым нормам со стороны членов данного общества. Плеханов отмечает, что социалисты тщательно изучают ход исторического развития, берут его за исходную точку своих стремлений, которые в свою очередь представляют собой лишь «сознательное выражение бессознательного, слепого исторического процесса».
Образ жизни людей, особенности их общественно-экономического бытия определяют возникающие и укрепляющиеся в данном обществе традиции, обычаи, психологические особенности характера. «Образом жизни людей, — пишет Плеханов, — естественно и неизбежно определяется весь склад их характера».
Рассматривая общественную психологию в контексте законов развития общества, Плеханов вместе с тем подчеркивал, что психические явления имеют свои специфические законы и механизмы. «Что в развитии человеческой мысли, точнее сказать, в сочетании человеческих понятий и представлений, есть свои осо-
380
бенные законы, этого, насколько нам известно, не отрицал ни один из «экономических» материалистов».
Для социальной психологии большой интерес представляют взгляды Плеханова на «механизмы» общественной психологии. Как известно, одним из таких механизмов является подражание. Обычно идея о роли подражания в обществе связывается с именем Тарда, который придавал ей универсальное значение. Плеханов был, пожалуй, первым, кто с марксистских позиций проанализировал «теорию подражания».
В анализе механизмов социально-психических явлений Плеханов пошел дальше Тарда. Он утверждал, что наряду с подражанием существует и другой, не менее важный, но противоположный ему «механизм» — противоречие (или контрподражание), которое тоже коренится в свойствах человеческой природы. Этот механизм лежит в основе проявления различных социально-психологических явлений: общественных взглядов, нравов, эстетических воззрений. Особенно отчетливо его действие проявляется в периоды коренных социальных ломок, смен форм политического правления, при переходах власти от одного класса к другому.
Плеханов указывает на сложную диалектическую связь механизмов подражания и контрподражания. Нам представляется, что идея Плеханова о диалектическом взаимодействии противоположных механизмов в детерминации психических явлений имеет для социальной психологии важное значение. Подражание и контрподражание, суггестия и контрсуггестия, заражение и противоположный ему механизм (для которого пока нет точного названия) образует развитие многих социально-психологических явлений.
Принципиально важным для психологии является положение Плеханова о том, что процесс развития индивида не является простым повторением или калькой исторического процесса. Это положение особенно важно подчеркнуть в связи с тем, что в психологии до сих пор имеются попытки утверждения своего рода аналога «биогенетического закона», согласно которому в своем развитии индивид якобы повторяет развитие общества.
Характеризуя роль субъективного, личностного фактора в истории, Плеханов отмечает, что люди — главная производительная сила общества, обусловливающая существование общественных отношений производства. «Что такое общественные отношения производства? Это отношения людей. Как же будут они
381
развиваться без людей? Ведь там, где не было бы людей, не было бы и отношений производства». Плеханов считает совершенно нелепым противопоставление «личностей — законам общественной жизни; деятельности людей — внутренней логике форм их общежития».
В его работах даны яркие убедительные социально-психологические портреты представителей разных социальных групп: партий, классов, сословий; вскрыты исторические, социально-экономические корни их мировоззренческих позиций, нравственных идеалов, их психологии. В работах Плеханова имеются также социально-психологические портреты дворян, капиталистов и представителей других классов и сословий дореволюционной России и европейских стран.
Данный им анализ многих явлений общественной психологии не потерял своего значения до сих пор. Он раскрыл ряд социально-психологических особенностей этнических групп и т. д. Многое сделано Плехановым в плане рассмотрения механизмов психической деятельности, разработки проблем социальной психологии личности, эстетических чувств, нравственных и правовых убеждений, предрассудков и др. Это его реальный вклад в построение социальной психологии как самостоятельной области научного значения — не только в ее методологию и теорию, но также в систему накапливаемых конкретных данных.
Бехтерев был одним из первых, кто уже в конце прошлого — начале текущего столетия выдвинул и настойчиво проводил идею комплексного изучения человека. Рассматривая человека в его целостности, как сложное, многогранное и многоуровневое образование, он ратовал за использование междисциплинарного взаимодействия, обеспечивающего всестороннее его изучение. В своей непосредственно исследовательской деятельности ученый стремился реализовать комплексный подход разными способами: во-первых, посредством организации комплексных экспериментальных исследований, в которых конкретный объект (человек) выступал предметом изучения разных научных дисциплин: физиологии, анатомии, педагогики, психологии, и т. д ; во-вторых — путем анализа и осмысления на основе единой теоретической концепции разных сфер и уровней взаимодействия человека с миром. А это, естественно, требовало существенного расширения границ и объема охватываемой исследованием реальности, анализа различных форм человеческой активности, всестороннего изучения человека на основе иссле-
382



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Боно Э. Использование латерального мышления.
  • Первичный и вторичный процессы; Primary and secondary process; Primar- und Secundarprocess
  • Главный Редактор. Психологическое здоровье школьников
  • Направленное и фантазирующее мышление (Directed and fantasy thinking; Gerichtetes und Phantasiedenken
  • Голякова Елена Геннадьевна. Дидактическая игра: «Занимательные фигуры»
  • Рубинштейн С.Л. О личностном подходе.
  • Мухаметгареева Регина Илдаровна. Консультация для воспитателей «Формирование звуковой культуры речи через игровую деятельность»
  • Обухова Л.Ф. Преодоление биогенетических подходов к исследованию психики ребенка.
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ
  • Касьянова Анна Николаевна. «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Елена Конева. Воспитательно-образовательные возможности игровой деятельности в дошкольном возрасте
  • Исаева Ольга Сергеевна. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Грановская Рада Михайловна. Элементы практической психологии.
  • Киселева Наталия Владимировна. Формирование познавательного интереса детей раннего дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности.
  • Чупаринова Ирина Александровна. Логика для дошкольников.
  • Радюкова Е.В.. Кукушкина М.В.. «Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития через развивающие игры»
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Ефимова Ирина Юрьевна. Эффективные приемы и методы формирования лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников в условиях логопункта.
  • Мышление; thinking
  • Скородумова Кристина Викторовна. Инновационная деятельность в работе современного педагога
  • Вольская Наталья Михайловна. «Познавательная деятельность у дошкольников»
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Интериоризация
  • Шумилов В. В. Модель коммуникационного процесса и 6 типов личности
  • Кутовая Дарья Викторовна Кривчикова Александра Юрьевна. Особенности развития речи как высшего психического процесса у детей-близнецов в дошкольном возрасте
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Людмила Хилкова. Охрана зрения детей со зрительной депривацией в ходе всего коррекционно-развивающего процесса.
  • Пиаже Жан - Психология интеллекта
  • Фасхутдинова Елена Николаевна. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности
  • Конкретизм; Concretism; Konkretistik
  • Вспомогательная функция; Auxiliary function
  • Леонтьев А.Н. Индивид и личность.
  • Маленок Ольга Владимировна. Программа развития элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша (для детей логопедических групп)
  • Вереина Ирина Васильевна. Тестопластика-продуктивная, творческая деятельность
  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Куприянова Наталья. Познавательно – исследовательская деятельность в ДОУ
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Идея; Idea; Idee
  • Гришук Ирина Васильевна. «Роль использования нетрадиционных техник и приемов работы в развитии художественного творчества у дошкольников»
  • Вайнер М. Цели и процесс психотерапии
  • Исаева Ольга Сергеевна. Связь психологии с другими научными дисциплинами
  • Первичная функция, [Ведущая, Дифференцированная, Высшая] Primary Function; Superior Funktion
  • Шевченко Оксана Анатольевна. Использование методики Зайцева при подготовке к обучению грамоте детей с задержкой психического развития
  • Вахромов Е.Е. Понятие самоактуализации в психологии.
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Якубова Елена Николаевна. Коррекционная работа по развитию мышления старших дошкольников с задержкой психического развития посредством дидактических игр



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь