Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 60434

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

вание социального и эмоционального развития глухих детей: проект PATHS (М.Т. Greenberg and С-А. Kusche, Promoting Social and Emotional Development in Deaf Children: The PATHS Project. Seattle: University of Washington Press, 1993); Куше K.A., Гринберг М.Т. Учебный план PATHS (С.А. Kusche, and М.Т. Greenberg, The PATHS Curriculum. Seattle: Developmental Research and Programs, 1994).
В моей книге я также указал на то, что эти навыки являются главными составляющими эмоционального интеллекта, и привел программу Марка в качестве эталонной модели для обучения эмоциональной грамотности, которую, как упомянул ранее Марк, в педагогике сейчас принято называть социальным и эмоциональным обучением.
После перерыва на чай мы перевели дискуссию в русло социального и эмоционального обучения. Я начал с того, что во многих школах уже реализуется детский вариант программы, обсуждением которой мы занимались накануне.
Я сообщил Далай-Ламе, что Марк, создатель первой такой программы, получившей широкое применение, подробно расскажет нам о ней. Я добавил, что эта программа — редкий случай в системе образования — прошла тщательную оценку ее практической эффективности, и поэтому может использоваться как научная база для других курсов, целью которых является развитие у детей навыков обращения с эмоциями.
Я особо отметил, что значение работы Марка не ограничивается сферой образования — это программа первичной профилактики, стратегия снижения рисков, с которыми молодым людям приходится сталкиваться в жизни. В Пенсильванском университете он возглавляет кафедру профилактических исследований, учрежденную Эдной Петерсон-Беннетт, и Центр профилактических исследований в рамках программы содействия человеческому развитию. Кроме того, он участвует и в других крупных научных программах.
«Главная идея этой работы, — продолжил я, — в том, что если мы сейчас научим этому детей, то сможем предотвратить проблемы в будущем, в частности проблемы, вызываемые неблагоприятными эмоциями, — насилие, самоубийства, наркоманию и так далее».
Марк Гринберг принадлежит к поколению бэби-буме- ров — он родился во времена послевоенного демографического взрыва. Он вырос в Харрисбурге, штат Пенсильвания, и окончил университет Джона Хопкинса. Именно там. он прослушал первый в своей жизни курс психологии у Мэри Эйнсуорт, ведущего специалиста в области психологии развития, которая привила ему страстную любовь к этой области науки. Эйнсуорт была коллегой британского психолога Джона Боулби; оба они являлись всемирно известными экспертами в вопросах, касающихся того, как ранняя духовная связь родителей и детей формирует основу способности к проявлению любви и преданности в течение всей последующей жизни. Марк был увлечен проблемами развития личности в ранние годы жизни.
Поступив в аспирантуру университета Виргинии, чтобы изучать там психологию развития и клиническую психологию, Марк по чистой случайности начал работать с глухими детьми. Однажды его попросили протестировать на коэффициент умственного развития пятилетнего слабослышащего ребенка, который очень испугался, когда его мать вышла из комнаты. Заинтересованный причинами такого поведения, Марк занялся исследованием привязанности к родителям у слабослышащих детей. Это повлекло за собой интерес к проблемам в поведении глухих детей и способам их предотвращения. Далее появился учебный план PATHS (Марк создал его совместно со своим коллегой Кэрол Куше) для предотвращения этих проблем.
Программа PATHS прошла самую тщательную апробацию и оказалась настолько эффективной, что вскоре ее стали использовать не только в школах для глухих, но и в обычных учебных заведениях. Сегодня она активно применяется в более чем ста школьных округах США, а также в некоторых других странах, в том числе Нидерландах, Австралии и Англии.
Благодаря программе PATHS Марк стал родоначальником нового направления в психологии, занимающегося профилактикой и поиском способов защиты детей от последующих проблем через развитие у них ключевых навыков, необходимых для жизни. Расширение движения за социальное и эмоциональное образование происходит благодаря включению базовых уроков развития жизненных навыков в учебные планы каждой школы. Марк является руководителем исследовательского центра в рамках совместного проекта академического, социального и эмоционального обучения, возглавляемого Роджером Вайссбергом из университета штата Иллинойс в Чикаго*.
Марк готов был поделиться своими открытиями с Далай-Ламой и связать их с развитием функций предлоб- ных долей мозга, отвечающих за социальное и эмоциональное развитие. Но в жизни Марка была еще одна страсть — со студенческих лет Марк учится медитации. Марк верит, что восточные психологические системы, такие как буддизм, способны предложить Западу недостающие знания.
Психотерапевтические и психологические методики используются для развития здорового «эго» — эмоциональной зрелости, чувства самодостаточности и подобных качеств. Но цели западной психологии этим, в принципе, и ограничиваются. Как утверждают теоретики межличностной психологии, такие как Дэниел Браун и Кен Уилберг,
* Совместный проект академического, социального и эмоционального обучения объединяет тех, кто проводит фундаментальные исследования в области эмоций и детского развития, переподготовки учителей и превентивного вмешательства в учебный процесс; кроме того, в нем участвуют люди, определяющие политику системы образования. Их объединяет общая цель: предоставление научной информации по социальному и эмоциональному обучению школьников и взрослого населения, а также внедрение эффективных, научно обоснованных учебных планов. На веб-сайте проекта www.casel.org размещены данные о более чем двухстах школьных программах, в которых воплощены самые эффективные принципы, помогающие детям не только овладевать необходимыми эмоциональными и социальными навыками, но и повышать свою акаиемичес- кую успеваемость.
восточная психология не только признает, что человек должен создать себе здоровое «эго», прежде чем сможет избавиться от него, но уделяет важное внимание следующему этапу — развитию бессамостности, то есть личности, свободной от «эго». Мы уже касались некоторых из этих нюансов при обсуждении буддийских и западных методов борьбы с деструктивными эмоциями.
Больше всего Марка поразило то, что сам Далай-Лама представлял собой наглядный пример того, как нужно уравновешивать эмоциональные заботы с социальными действиями. Кроме того, Марк был удивлен значением, которое Далай-Лама придавал обучению навыкам управления деструктивными эмоциями — главной теме работы самого Марка. И наконец, Марк осознал, что как в научном, так и в духовном плане его задача сводится к тому, чтобы уравновесить разум и сердце — и найти самый лучший способ помочь детям достигнуть этого равновесия.
Обучение сердца
Перед своей презентацией Марк облачился в темно- бордовый тибетский наряд. Накануне вечером он пошутил, что все выступающие с каждым днем становятся все больше и больше похожи на тибетцев и к концу недели наверняка переоденутся в одеяния тибетских монахов. Несмотря на то что у Марка довольно тихий голос, он привык говорить быстро, и ему, так же как Оуэну, постоянно приходилось делать над собой усилие, чтобы говорит медленнее.
Прежде всего Марк поблагодарил Далай-Ламу и Институт Разума и Жизни за то, что они обратили внимание на проблему деструктивных эмоций, и сказал, что для него одновременно огромная честь и огромное удовольствие поделиться своими мыслями. Кроме того, он
представил свою жену Кристу как партнера по научной работе.
«Я решил начать с цитаты из книги Вашего Святейшества: „Даже если общество не акцентирует на этом внимание, самая главная цель знаний и образования заключается в том, чтобы помочь понять, насколько важно для нас повышать добродетельность наших деяний и дисциплинировать наш ум. Правильное использование нашего интеллекта и знаний должно способствовать внутренним изменениям, которые сделают наши сердца добрее".
Я хочу рассказать о том, что известно западной психологии о некоторых факторах, способствующих обучению сердца. Аналогия с иммунной системой, проведенная Его Святейшеством, показалась мне интересной и очень уместной. Нашей целью должна стать поддержка здоровой эмоциональной иммунной системы. Тогда при появлении деструктивных эмоций — а они непременно будут появляться — мы сможем с большей эффективностью задействовать наш интеллект и наше образованное сердце для борьбы с ними. Хочу подчеркнуть, что можем научиться многим полезным вещам, когда находимся в пылу эмоций.
В исследованиях детского развития мы называем т



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Пол Экман. Распознавание мимики детьми
  • Аудиоландшафт наших чувств. Значение эмоциональных возгласов
  • Эмоция; emotion
  • Дж. Хессон. Позитивное мышление и развитие эмоционального интеллекта
  • Пол Экман, Уоллес Фризен. Исследование выражения эмоций на лице. - Пол Экман
  • Разрядка; discharge
  • Визуальные образы усиливают эмоции при афантазии
  • Редактор. Дети и эмоции.
  • Как эмоции растекаются в мозге
  • Пол Экман. Поведение под влиянием эмоций - Пол Экман
  • Лободенко Наталья Леонидовна. 6 этапов обучения эмоциональной грамотности
  • Эмоция; Emotion; Emotion
  • Бенджамин Роу. Необходимые навыки магии
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Аффект; affect
  • Каким женщинам больше доверяют мужчины
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Е.И. Головаха, Н.В. Панина. Психология эмоций. Управление эмоциями. - Из цикла "Психология успеха"
  • Мимика как индикатор эмоций
  • Притча «Вопрос ламе»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Как спорт помогает снять стресс
  • Ильин Е.П. Эмоции и чувства
  • Уманец Дарья Сергеевна. Информационное занятие с элементами практикума «Эмоциональная компетентность»
  • Притча «Один из пяти»
  • С. Шабанов, А. Алешина. Управление эмоциями других и манипуляции
  • Иган Дж. Слушание и понимание вербальных сообщений: практические рекомендации
  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Невербальная коммуникация и язык жестов
  • Цобехия Анна Юрьевна. Развитие эмоций у детей дошкольного возраста
  • Прист С. Теории сознания.
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Соматизация
  • К чему снится целоваться?
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной
  • Анна Березовская. Эмоции — путь к завоеванию мужчины
  • Игорь Исаев. Как управлять эмоциями - И. Исаев
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Ирина Залесская. Навязчивое негативное мышление и как с ним бороться. - Психология для всех
  • Яна Франк. Что такое мотивация и где ее берут?
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Психолингвистика: как язык определяет наше внимание
  • К чему снится ссора?
  • К чему снятся трупы?
  • Анна Гаврилюк. Нужна ли честность в нашей жизни?
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Гадание по дате рождения
  • Сторителлинг как эволюционное преимущество или Почему мы рассказываем истории?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь