|
Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61028
Автор: Гоулдман Дэниел
Название: Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке вание социального и эмоционального развития глухих детей: проект PATHS (М.Т. Greenberg and С-А. Kusche, Promoting Social and Emotional Development in Deaf Children: The PATHS Project. Seattle: University of Washington Press, 1993); Куше K.A., Гринберг М.Т. Учебный план PATHS (С.А. Kusche, and М.Т. Greenberg, The PATHS Curriculum. Seattle: Developmental Research and Programs, 1994).
В моей книге я также указал на то, что эти навыки являются главными составляющими эмоционального интеллекта, и привел программу Марка в качестве эталонной модели для обучения эмоциональной грамотности, которую, как упомянул ранее Марк, в педагогике сейчас принято называть социальным и эмоциональным обучением. После перерыва на чай мы перевели дискуссию в русло социального и эмоционального обучения. Я начал с того, что во многих школах уже реализуется детский вариант программы, обсуждением которой мы занимались накануне. Я сообщил Далай-Ламе, что Марк, создатель первой такой программы, получившей широкое применение, подробно расскажет нам о ней. Я добавил, что эта программа — редкий случай в системе образования — прошла тщательную оценку ее практической эффективности, и поэтому может использоваться как научная база для других курсов, целью которых является развитие у детей навыков обращения с эмоциями. Я особо отметил, что значение работы Марка не ограничивается сферой образования — это программа первичной профилактики, стратегия снижения рисков, с которыми молодым людям приходится сталкиваться в жизни. В Пенсильванском университете он возглавляет кафедру профилактических исследований, учрежденную Эдной Петерсон-Беннетт, и Центр профилактических исследований в рамках программы содействия человеческому развитию. Кроме того, он участвует и в других крупных научных программах. «Главная идея этой работы, — продолжил я, — в том, что если мы сейчас научим этому детей, то сможем предотвратить проблемы в будущем, в частности проблемы, вызываемые неблагоприятными эмоциями, — насилие, самоубийства, наркоманию и так далее». Марк Гринберг принадлежит к поколению бэби-буме- ров — он родился во времена послевоенного демографического взрыва. Он вырос в Харрисбурге, штат Пенсильвания, и окончил университет Джона Хопкинса. Именно там. он прослушал первый в своей жизни курс психологии у Мэри Эйнсуорт, ведущего специалиста в области психологии развития, которая привила ему страстную любовь к этой области науки. Эйнсуорт была коллегой британского психолога Джона Боулби; оба они являлись всемирно известными экспертами в вопросах, касающихся того, как ранняя духовная связь родителей и детей формирует основу способности к проявлению любви и преданности в течение всей последующей жизни. Марк был увлечен проблемами развития личности в ранние годы жизни. Поступив в аспирантуру университета Виргинии, чтобы изучать там психологию развития и клиническую психологию, Марк по чистой случайности начал работать с глухими детьми. Однажды его попросили протестировать на коэффициент умственного развития пятилетнего слабослышащего ребенка, который очень испугался, когда его мать вышла из комнаты. Заинтересованный причинами такого поведения, Марк занялся исследованием привязанности к родителям у слабослышащих детей. Это повлекло за собой интерес к проблемам в поведении глухих детей и способам их предотвращения. Далее появился учебный план PATHS (Марк создал его совместно со своим коллегой Кэрол Куше) для предотвращения этих проблем. Программа PATHS прошла самую тщательную апробацию и оказалась настолько эффективной, что вскоре ее стали использовать не только в школах для глухих, но и в обычных учебных заведениях. Сегодня она активно применяется в более чем ста школьных округах США, а также в некоторых других странах, в том числе Нидерландах, Австралии и Англии. Благодаря программе PATHS Марк стал родоначальником нового направления в психологии, занимающегося профилактикой и поиском способов защиты детей от последующих проблем через развитие у них ключевых навыков, необходимых для жизни. Расширение движения за социальное и эмоциональное образование происходит благодаря включению базовых уроков развития жизненных навыков в учебные планы каждой школы. Марк является руководителем исследовательского центра в рамках совместного проекта академического, социального и эмоционального обучения, возглавляемого Роджером Вайссбергом из университета штата Иллинойс в Чикаго*. Марк готов был поделиться своими открытиями с Далай-Ламой и связать их с развитием функций предлоб- ных долей мозга, отвечающих за социальное и эмоциональное развитие. Но в жизни Марка была еще одна страсть — со студенческих лет Марк учится медитации. Марк верит, что восточные психологические системы, такие как буддизм, способны предложить Западу недостающие знания. Психотерапевтические и психологические методики используются для развития здорового «эго» — эмоциональной зрелости, чувства самодостаточности и подобных качеств. Но цели западной психологии этим, в принципе, и ограничиваются. Как утверждают теоретики межличностной психологии, такие как Дэниел Браун и Кен Уилберг, * Совместный проект академического, социального и эмоционального обучения объединяет тех, кто проводит фундаментальные исследования в области эмоций и детского развития, переподготовки учителей и превентивного вмешательства в учебный процесс; кроме того, в нем участвуют люди, определяющие политику системы образования. Их объединяет общая цель: предоставление научной информации по социальному и эмоциональному обучению школьников и взрослого населения, а также внедрение эффективных, научно обоснованных учебных планов. На веб-сайте проекта www.casel.org размещены данные о более чем двухстах школьных программах, в которых воплощены самые эффективные принципы, помогающие детям не только овладевать необходимыми эмоциональными и социальными навыками, но и повышать свою акаиемичес- кую успеваемость. восточная психология не только признает, что человек должен создать себе здоровое «эго», прежде чем сможет избавиться от него, но уделяет важное внимание следующему этапу — развитию бессамостности, то есть личности, свободной от «эго». Мы уже касались некоторых из этих нюансов при обсуждении буддийских и западных методов борьбы с деструктивными эмоциями. Больше всего Марка поразило то, что сам Далай-Лама представлял собой наглядный пример того, как нужно уравновешивать эмоциональные заботы с социальными действиями. Кроме того, Марк был удивлен значением, которое Далай-Лама придавал обучению навыкам управления деструктивными эмоциями — главной теме работы самого Марка. И наконец, Марк осознал, что как в научном, так и в духовном плане его задача сводится к тому, чтобы уравновесить разум и сердце — и найти самый лучший способ помочь детям достигнуть этого равновесия. Обучение сердца Перед своей презентацией Марк облачился в темно- бордовый тибетский наряд. Накануне вечером он пошутил, что все выступающие с каждым днем становятся все больше и больше похожи на тибетцев и к концу недели наверняка переоденутся в одеяния тибетских монахов. Несмотря на то что у Марка довольно тихий голос, он привык говорить быстро, и ему, так же как Оуэну, постоянно приходилось делать над собой усилие, чтобы говорит медленнее. Прежде всего Марк поблагодарил Далай-Ламу и Институт Разума и Жизни за то, что они обратили внимание на проблему деструктивных эмоций, и сказал, что для него одновременно огромная честь и огромное удовольствие поделиться своими мыслями. Кроме того, он представил свою жену Кристу как партнера по научной работе. «Я решил начать с цитаты из книги Вашего Святейшества: „Даже если общество не акцентирует на этом внимание, самая главная цель знаний и образования заключается в том, чтобы помочь понять, насколько важно для нас повышать добродетельность наших деяний и дисциплинировать наш ум. Правильное использование нашего интеллекта и знаний должно способствовать внутренним изменениям, которые сделают наши сердца добрее". Я хочу рассказать о том, что известно западной психологии о некоторых факторах, способствующих обучению сердца. Аналогия с иммунной системой, проведенная Его Святейшеством, показалась мне интересной и очень уместной. Нашей целью должна стать поддержка здоровой эмоциональной иммунной системы. Тогда при появлении деструктивных эмоций — а они непременно будут появляться — мы сможем с большей эффективностью задействовать наш интеллект и наше образованное сердце для борьбы с ними. Хочу подчеркнуть, что можем научиться многим полезным вещам, когда находимся в пылу эмоций. В исследованиях детского развития мы называем т Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|