Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61028

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

вание социального и эмоционального развития глухих детей: проект PATHS (М.Т. Greenberg and С-А. Kusche, Promoting Social and Emotional Development in Deaf Children: The PATHS Project. Seattle: University of Washington Press, 1993); Куше K.A., Гринберг М.Т. Учебный план PATHS (С.А. Kusche, and М.Т. Greenberg, The PATHS Curriculum. Seattle: Developmental Research and Programs, 1994).
В моей книге я также указал на то, что эти навыки являются главными составляющими эмоционального интеллекта, и привел программу Марка в качестве эталонной модели для обучения эмоциональной грамотности, которую, как упомянул ранее Марк, в педагогике сейчас принято называть социальным и эмоциональным обучением.
После перерыва на чай мы перевели дискуссию в русло социального и эмоционального обучения. Я начал с того, что во многих школах уже реализуется детский вариант программы, обсуждением которой мы занимались накануне.
Я сообщил Далай-Ламе, что Марк, создатель первой такой программы, получившей широкое применение, подробно расскажет нам о ней. Я добавил, что эта программа — редкий случай в системе образования — прошла тщательную оценку ее практической эффективности, и поэтому может использоваться как научная база для других курсов, целью которых является развитие у детей навыков обращения с эмоциями.
Я особо отметил, что значение работы Марка не ограничивается сферой образования — это программа первичной профилактики, стратегия снижения рисков, с которыми молодым людям приходится сталкиваться в жизни. В Пенсильванском университете он возглавляет кафедру профилактических исследований, учрежденную Эдной Петерсон-Беннетт, и Центр профилактических исследований в рамках программы содействия человеческому развитию. Кроме того, он участвует и в других крупных научных программах.
«Главная идея этой работы, — продолжил я, — в том, что если мы сейчас научим этому детей, то сможем предотвратить проблемы в будущем, в частности проблемы, вызываемые неблагоприятными эмоциями, — насилие, самоубийства, наркоманию и так далее».
Марк Гринберг принадлежит к поколению бэби-буме- ров — он родился во времена послевоенного демографического взрыва. Он вырос в Харрисбурге, штат Пенсильвания, и окончил университет Джона Хопкинса. Именно там. он прослушал первый в своей жизни курс психологии у Мэри Эйнсуорт, ведущего специалиста в области психологии развития, которая привила ему страстную любовь к этой области науки. Эйнсуорт была коллегой британского психолога Джона Боулби; оба они являлись всемирно известными экспертами в вопросах, касающихся того, как ранняя духовная связь родителей и детей формирует основу способности к проявлению любви и преданности в течение всей последующей жизни. Марк был увлечен проблемами развития личности в ранние годы жизни.
Поступив в аспирантуру университета Виргинии, чтобы изучать там психологию развития и клиническую психологию, Марк по чистой случайности начал работать с глухими детьми. Однажды его попросили протестировать на коэффициент умственного развития пятилетнего слабослышащего ребенка, который очень испугался, когда его мать вышла из комнаты. Заинтересованный причинами такого поведения, Марк занялся исследованием привязанности к родителям у слабослышащих детей. Это повлекло за собой интерес к проблемам в поведении глухих детей и способам их предотвращения. Далее появился учебный план PATHS (Марк создал его совместно со своим коллегой Кэрол Куше) для предотвращения этих проблем.
Программа PATHS прошла самую тщательную апробацию и оказалась настолько эффективной, что вскоре ее стали использовать не только в школах для глухих, но и в обычных учебных заведениях. Сегодня она активно применяется в более чем ста школьных округах США, а также в некоторых других странах, в том числе Нидерландах, Австралии и Англии.
Благодаря программе PATHS Марк стал родоначальником нового направления в психологии, занимающегося профилактикой и поиском способов защиты детей от последующих проблем через развитие у них ключевых навыков, необходимых для жизни. Расширение движения за социальное и эмоциональное образование происходит благодаря включению базовых уроков развития жизненных навыков в учебные планы каждой школы. Марк является руководителем исследовательского центра в рамках совместного проекта академического, социального и эмоционального обучения, возглавляемого Роджером Вайссбергом из университета штата Иллинойс в Чикаго*.
Марк готов был поделиться своими открытиями с Далай-Ламой и связать их с развитием функций предлоб- ных долей мозга, отвечающих за социальное и эмоциональное развитие. Но в жизни Марка была еще одна страсть — со студенческих лет Марк учится медитации. Марк верит, что восточные психологические системы, такие как буддизм, способны предложить Западу недостающие знания.
Психотерапевтические и психологические методики используются для развития здорового «эго» — эмоциональной зрелости, чувства самодостаточности и подобных качеств. Но цели западной психологии этим, в принципе, и ограничиваются. Как утверждают теоретики межличностной психологии, такие как Дэниел Браун и Кен Уилберг,
* Совместный проект академического, социального и эмоционального обучения объединяет тех, кто проводит фундаментальные исследования в области эмоций и детского развития, переподготовки учителей и превентивного вмешательства в учебный процесс; кроме того, в нем участвуют люди, определяющие политику системы образования. Их объединяет общая цель: предоставление научной информации по социальному и эмоциональному обучению школьников и взрослого населения, а также внедрение эффективных, научно обоснованных учебных планов. На веб-сайте проекта www.casel.org размещены данные о более чем двухстах школьных программах, в которых воплощены самые эффективные принципы, помогающие детям не только овладевать необходимыми эмоциональными и социальными навыками, но и повышать свою акаиемичес- кую успеваемость.
восточная психология не только признает, что человек должен создать себе здоровое «эго», прежде чем сможет избавиться от него, но уделяет важное внимание следующему этапу — развитию бессамостности, то есть личности, свободной от «эго». Мы уже касались некоторых из этих нюансов при обсуждении буддийских и западных методов борьбы с деструктивными эмоциями.
Больше всего Марка поразило то, что сам Далай-Лама представлял собой наглядный пример того, как нужно уравновешивать эмоциональные заботы с социальными действиями. Кроме того, Марк был удивлен значением, которое Далай-Лама придавал обучению навыкам управления деструктивными эмоциями — главной теме работы самого Марка. И наконец, Марк осознал, что как в научном, так и в духовном плане его задача сводится к тому, чтобы уравновесить разум и сердце — и найти самый лучший способ помочь детям достигнуть этого равновесия.
Обучение сердца
Перед своей презентацией Марк облачился в темно- бордовый тибетский наряд. Накануне вечером он пошутил, что все выступающие с каждым днем становятся все больше и больше похожи на тибетцев и к концу недели наверняка переоденутся в одеяния тибетских монахов. Несмотря на то что у Марка довольно тихий голос, он привык говорить быстро, и ему, так же как Оуэну, постоянно приходилось делать над собой усилие, чтобы говорит медленнее.
Прежде всего Марк поблагодарил Далай-Ламу и Институт Разума и Жизни за то, что они обратили внимание на проблему деструктивных эмоций, и сказал, что для него одновременно огромная честь и огромное удовольствие поделиться своими мыслями. Кроме того, он
представил свою жену Кристу как партнера по научной работе.
«Я решил начать с цитаты из книги Вашего Святейшества: „Даже если общество не акцентирует на этом внимание, самая главная цель знаний и образования заключается в том, чтобы помочь понять, насколько важно для нас повышать добродетельность наших деяний и дисциплинировать наш ум. Правильное использование нашего интеллекта и знаний должно способствовать внутренним изменениям, которые сделают наши сердца добрее".
Я хочу рассказать о том, что известно западной психологии о некоторых факторах, способствующих обучению сердца. Аналогия с иммунной системой, проведенная Его Святейшеством, показалась мне интересной и очень уместной. Нашей целью должна стать поддержка здоровой эмоциональной иммунной системы. Тогда при появлении деструктивных эмоций — а они непременно будут появляться — мы сможем с большей эффективностью задействовать наш интеллект и наше образованное сердце для борьбы с ними. Хочу подчеркнуть, что можем научиться многим полезным вещам, когда находимся в пылу эмоций.
В исследованиях детского развития мы называем т



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • За что отвечают гиппокамп и миндалевидное тело. - Функции мозга
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Далит Алла. Роль гнева в прохождении жизненных кризисов
  • Какие последствия приворота мужчины?
  • Краткосрочная психотерапия: психоанализ или внушение
  • Егор Горд. Как развить уверенность в себе и стать сильной личностью?
  • Прист С. Теории сознания.
  • Нейроэстетика: как произведения искусства влияют на мозг
  • Так называемая «очистка ног» как способ успокаивающего поведения
  • Девять привычек уверенных в себе людей
  • Последствия приворота для заказчика и жертвы
  • К чему снятся осы
  • Притча «Злюка Джессика»
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • К чему снится нож
  • К чему снится гроб
  • К чему снятся семечки
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • К чему снятся глисты?
  • Последствия отворота
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • К чему снится есть мороженое
  • Бэйдер Э., Пирсон П. 7 стратегий установления позитивного контакта в терапии пар
  • Почему чешется? Что означает чесание у людей?
  • Как эмоции растекаются в мозге
  • Закономерности психических систем
  • Активность мозга помогает находить преступников
  • Идентификация; Identification; Identifizierang
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Притча «Человек и его цели»
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Притча «Что такое Любовь?»
  • Яна Франк. Что такое мотивация и где ее берут?
  • Притча «Король или раб»
  • Восемь подсознательных ошибок мозга и как их избежать
  • Бойдек Екатерина. Сказочка про девочку, или коротко о насилии, созависимости и пути выздоровления
  • Заговоры на любовь и их негативные последствия
  • Бетти Эриксон, Сергей Ваховски. Универсальная техника для избавления от затруднений в психической сфере
  • П. Федоренко, И. Качай. Искаженное мышление, порождающее негативные эмоции
  • Как работает мозг программистов
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • «Администратор гостиницы».
  • Блаватская Е.П. Является ли самоубийство преступлением?
  • К чему снятся голуби
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Ледбитер Ч.У. Сны. Что это такое и как они вызываются.
  • Последствия заговора на месячную кровь
  • Кое-что об отношениях людей



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь