Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52336

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Копромания (копро + греч. mania — страсть, помешательство). См. Скатомания.
Копропраксия (копро + греч. praxis — действие). Разновидность сексуальной перверсии (эксгибиционизма), стремление публично совершать акт дефекации.
Копрофагия (копро + гречь. phagein — есть, пожирать). Поедание экскрементов, чаще всего собственных. Наблюдается обычно в состояниях психического маразма, иногда — при состояниях нарушенного сознания и у больных кататонической шизофренией.
Копрофемия (копро + греч. phemi — говорить). Вид сексуальной перверсии, при которой половое удовлетворение не достигается без произнесения бранных слов, нецензурных ругательств в присутствии лиц противоположного пола.
Копрофилия (копро + греч. philia — влечение, склонность). См. Скатомания.
Корректоры психофармакотерапии (лат. correctio — исправление, поправка). Препараты, применяемые для купирования или смягчения экстрапирамидных расстройств, развивающихся вследствие приема нейролептиков. Наиболее часто употребляются циклодол (паркопан, ромпаркин), мидокалм, тропацин, акинетон, тремблекс и др.
Короткие замыкания [Kretschmer E., 1922]. Внезапные действия, аффективно обусловленные, внешне упорядоченные, как бы отщепленные от личности. Нарушения сознания не обязательны. Аффективные переживания, избегая «фильтра» целостной личности, непосредственно воздействуют на психомоторную сферу и вызывают действие, бессмысленное для данной личности, например поджог дома хозяина служанкой, увезенной из родной деревни и испытывающей тоску по родине. От патологического аффекта реакции по типу К.з. отличаются наличием подготовительной стадии длительного аффективного накопления, после чего даже незначительный повод приводит к психогенному взрыву. По Н.И. Фелинской [1968], для реакций К.з. характерны неосознанное разрешение аффекта и восстановление психической деятельности с явлениями постреактивной астении.
В судебной психиатрии реакции типа К.з. рассматриваются как исключительные состояния, причем понятие это сужено — к таким состояниям относят патологические реакции, возникающие в связи с психотравмирующей ситуацией и в результате разрядки длительного интенсивного аффективного напряжения, сопровождающегося тревожными опасениями, ожиданием неприятностей [Морозов Г.В., 1988]. Клиническая картина при этом определяется либо расстроенным сознанием, либо резко выраженными и неадекватными поводу аффективными нарушениями.
Корофилия (греч. kore — девушка, philia — влечение, любовь). Разновидность сексуальной перверсии, форма женского гомосексуализма, характеризующаяся влечением к девочкам.
Корругатор—феномен (анат. m.corrugator supercilii — мышца, сморщивающая бровь) [Frankl V.E., 1935]. Один из симптомов парамимии у больных шизофренией. Обусловлен мышечными подергиваниями в области лба, главным образом сокращением мышцы, сморщивающей брови. Особенно явственно обнаруживается во время речи. Внешне имитирует мимику, характерную для состояний повышенного внимания.
Корсакова болезнь [Корсаков С.С., 1887]. Вариант острой алкогольной энцефалопатии, развивающейся обычно после атипичного алкогольного делирия. Характеризуется сочетанием полиневрита с различно выраженной атрофией мышц конечности, ослаблением или отсутствием сухожильных рефлексов и психическими изменениями (амнезия, чаще антероретроградная, ретроградная и фиксационная, дезориентировка, конфабуляции и псевдореминисценции). Патологоанатомически — диффузные изменения в нервных клетках острого или хронического характера, их гибель (особенно в III корковом слое), мелкие кровоизлияния в коре, стволе мозга, вокруг III желудочка, в спинном мозге и периферических нервах. Течение в легких случаях может быть регредиентным, с относительным улучшением психического состояния в течение года; иногда даже возможно выздоровление. В более тяжелых случаях формируется слабоумие. В наиболее злокачественно протекающих случаях возможен летальный исход вследствие геморрагических изменений, приводящий к обширным размягчениям в полушариях большого мозга.
Корсакова—Павлова двухзональная концепция индивидуального сознания [Корсаков С.С., Павлов И.П.]. Понятие сформулировано А.А. Меграбяном [1959, 1962, 1972]. Разрабатываемая в советской психологии и психиатрии теория, рассматривающая сознательные и неосознаваемые формы психической деятельности как две динамические зоны, находящиеся в постоянном единстве, деятельность которых взаимосвязана (в отличие от представлений психоаналитиков о постоянном их антагонизме). Внутренняя связь, взаимопереход и единство оптимальной зоны ясного сознания и зоны бессознательного, психического автоматизма обеспечивают развитие действительного процесса познания. Зона автоматизированных подпороговых психических процессов в онтогенетическом развитии личности прошла и оформилась через зону ясного оптимального сознания [Меграбян А.А., 1972].
Корсакова синдром [Корсаков С.С., 1887]. Симптомокомплекс расстройства памяти, описанный впервые при остром алкогольном психозе (См. Корсакова болезнь). Наблюдается при заболеваниях экзогенно-органического генеза. Течение определяется нозологической принадлежностью амнестического синдрома.
Син.: синдром амнестически-парамнестический.
Корсакова—Щербака концепция симптомокомплексов в психиатрии [Корсаков С.С., 1893; Щербак А.Е., 1901]. В историческом аспекте предшествовала исследованиям A.E. Hoche [1906, 1912], K. Bonhoeffer [1908, 1910]. E. Kraepelin [1920]. Симптомокомплексы рассматривались С.С. Корсаковым и А.Е. Щербаком применительно к клинико-нозологической систематике и не противопоставлялись нозологическим формам. Симптомокомплексы понимались как стереотипно повторяющиеся сравнительно немногочисленные сочетания определенных психопатологических симптомов, как типовые формы психического реагирования. Разным психическим заболеваниям присущи различные сочетания симптомокомплексов и различная их последовательность. Хотя основные черты того или иного симптомокомплекса при различных психических заболеваниях остаются постоянными, тем не менее отмечалось, что в соответствии с психозом Симптомокомплексы приобретают «своеобразный оттенок (нюанс) клинической картины».
В отечественной психиатрии указывалось на четкость и правильность постановки проблемы диагностической значимости синдромов в работах С.С. Корсакова и А.Е. Щербака, являющихся отправным пунктом и для современной разработки учения о синдромах [Кербиков О.В., 1949].
Коса—Бирмана методика «заколдованная семья» [Kos M., Biermann G., 1973]. Проективная методика для исследования детей и подростков. Инструкция: «Вообрази, что пришел чародей и заколдовал всю семью, взрослых и детей. Нарисуй, что произошло». Затем следуют расспросы об истории заколдованной семьи, просьба написать рассказ. Интересуются причиной колдовства и тем, что, по представлению пациента, произошло дальше. Раскрываются внутрисемейные конфликты ребенка, ключевая ситуация. Методика обнаруживает высокую корреляцию с патогенной семейной ситуацией, помогает в диагностике детских неврозов, особенно истерических [Sulestrowska H., 1984].
Космические переживания (греч. kosmos — вселенная). Острые онейроидные состояния с бредовыми и галлюцинаторными переживаниями, отличающиеся грандиозностью происходящих вокруг больного событий, мировых катастроф.
Косноязычие. Расстройство речи, характеризующееся неправильным произношением отдельных звуков (пропуском, заменой другим звуком).
Син.: дислалия.
Котара синдром. См. Бред Котара.
Кофеинизм. Разновидность токсикомании, связанной с длительным злоупотреблением кофеином в чистом виде или в составе некоторых продуктов (кофе, чая). Кофеин — алкалоид кофейного боба Coffea arabica. Характерны нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, головные боли, нарушения сна, невралгии, мелкий тремор рук и языка, гиперрефлексия, болевая гиперестезия. Сниженное, пессимистическое настроение. У мужчин — импотенция.
Син.: кофеиномания, кофеинофагия, теизм.
Коха тест дерева [Koch К., 1949]. Экспериментально-психологическая методика для исследования аффективных личностных свойств. Применяется в детской психологии. Обследуемому предлагают нарисовать фруктовое дерево. В основе интерпретации рисунка лежит гипотетическая аналогия между тенденцией к росту дерева и психическим развитием. Детали рисунка рассматриваются в плане графологическом, с точки зрения пространственной символики (так, придается значение преобладанию левого и правого, верха и низа и т.д.). Оценка производится по факторам интро-, экстраверсии, статики — динамики, банальности — оригинальности. Способствует определению степени личностной дифференцированности обследуемого, его типологических особенностей, выявлению личностной дисгармоничности, инфантилизма, подавляемых влечений.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Видеоигры помогают от болезни Альцгеймера
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Мужчинам многозадачность дается труднее, чем женщинам
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Влияние на веру в бога нейромодуляции орбитофронтальной коры
  • Хасанова Флюра Зарифовна Разина Ирина Анатольевна. Пальцы помогают говорить
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Молосаев Дмитрий Николаевич. Повышение общей физической подготовки пловцов с детским церебральным параличом.
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Ячменева Елена Валерьевна. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста.
  • Деньги и добрые слова действуют на мозг одинаково
  • Панкова Анна Петровна. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно отсталыми детьми
  • Ученые нашли источник сознания в мозге человека
  • Корсакова Н., Московичюте Л. Клиническая нейропсихология.
  • Набиуллина Айгуль. Биоэнергопластика как метод в коррекции речевых нарушений.
  • Солмс М. Сознательное Ид
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии
  • Ангионевроз
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Сарачкевич Галина Викторовна. Перспективное планирование 'Мелкая моторика в развитии речи детей раннего возраста'
  • Изучение иностранных языков делает нас умнее
  • Пориомания; Дромомания
  • Эффект плацебо действует на биохимическом уровне
  • Фисун Е.В. Использование методов краткосрочной стратегической терапии при работе с подростком, перенесшим онкологическое заболевание. Описание клинического случая
  • Лурия А. Р. - Письмо и речь. Нейролингвистические исследования
  • Березовский А.Э., Крайнова Н.Н., Бондарь Н.С. Самосознание психически больных.
  • Бубнова Е. А., Губина Н. В.. Использование авторских пособий для развития межполушарного взаимодействия у детей с ЗПР
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Е. Ю. Царегородцева, С. О. Васильева. Партнерское взаимодействие психолога, логопеда и родителей в ГБДОУ для детей с речевой патологией
  • Где в мозге находится центр сознания и бодрствования?
  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Логопедия -Презентация « Особенности зрительного и слухового восприятия при речевых нарушениях»
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Редактор. В какую сторону крутится балерина?
  • Рыжих Татьяна Викторовна Кучеренко Марина Александровна Кутейникова Екатерина Александровна. Мастер-класс для педагогов и родителей «Совершенствование межполушарных связей у детей с ОВЗ»
  • Борис Елена Николаевна. Особенности внимания у детей с общим недоразвитием речи.
  • Становкина Наталья Анатольевна. Развивающее занятие для младшего и старшего дошкольного возраста «ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ОБЫЧНОЙ ПРИЩЕПКИ»
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Султанова Лилия Вадимовна, Хомякова Алёна Викторовна. Кинезиологические сказки в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Мастер-класс по взаимодействию родителей и детей. Тема: Изготовление поделки-сувенира «Весёлый гном»
  • Мишкарева Оксана Анатольевна. Доклад на тему: «Технология применения ИЗО терапии в работе детьми с нарушением речи»
  • Диденко Борис Андреевич. Цивилизация каннибаллов.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь