Бек Аарон, Раш А., Шо Брайан, Эмери Гэри. Когнитивная терапия депрессии.

Категория: Библиотека » Медицинская психология | Просмотров: 27740

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Пациентка М., 47 лет, мать двоих детей, обратилась к нам за помощью после 10 лет хронической депрессии. Пациентка жаловалась на бессонницу, отсутствие аппетита, снижение полового влечения, трудности концентрации внимания, суицидальные мысли, периодические приступы страха и тревоги.
Кроме того, прозвучали жалобы на частые головные боли, неприятные ощущения в области живота, боли за грудиной (признаки коронарной недостаточности отсутствовали) и боли в области лодыжки и колена (диагностирован ранний артрит). Выраженность этих соматических симптомов варьировала в зависимости от выраженности других симптомов депрессивного синдрома. Впервые эти симптомы появились 10 лет назад после начала депрессии.
Пациентка не смогла сказать, в ответ на какое событие у нее впервые развилась депрессия, однако перечислила множество текущих неурядиц, которые, по-видимому, сыграли определенную роль в развитии нынешней депрессии. Так например, она сообщила, что ее муж потерял работу, в связи с чем их семья испытывает серьезные материальные затруднения, а также о проблемах с 14-летним сыном, недавно задержанным полицией за хулиганство.
Женщина трижды лечилась в психиатрических стационарах; в первые два раза ей назначали электросудорожную терапию. Если первое применение ЭСТ дало хороший эффект, то во второй раз принесло только частичное облегчение, длившееся не более двух месяцев.
Медикаментозное лечение включало нейролептики (хлорпромазин, тиоридазин) и антидепрессанты (амитриптилин, доксепин, имипрамин, протриптилин). Применение данных препаратов также только частично облегчило состояние пациентки. По ее словам, в последние десять лет она никогда не чувствовала себя «нормальной».
Кроме того, пациентка получала психотерапевтическую помощь (в общей сложности примерно 100 сессий), пока не была исчерпана ее медицинская страховка. Половина этих сессий носили преимущественно поддерживающий характер — терапевт учил пациентку справляться с возникающими проблемами. Она прошла также через 40 сессий психодинамической терапии, что опять же не дало ощутимого эффекта.
На момент обращения к нам пациентка принимала один антидепрессант (доксепин), нейролептики (хлорпромазин и тиоридазин), транквилизатор (диазепам), снотворные пилюли, анальгетики, тиреоидные и противоартритные препараты. Время от времени она принимала также массивные дозы мегавитаминов, которые ей когда-то назначил другой терапевт. Пациентка считала, что многие продукты вызывают у нее аллергию, и поэтому в течение нескольких месяцев ограничивала себя в пище.
Лечение пациентки было комплексным и продолжительным и состояло из нескольких стадий.
Стадия 1. Развитие терапевтического альянса и преодоление негативных ожиданий в отношении лечения
Первоочередной задачей терапевта было формирование терапевтического альянса. Во время первого диагностического интервью пациентка испытывала столь сильную тревогу, что не смогла внятно ответить на вопрос, какое лечение она получала прежде. Она боялась, что терапевт сочтет необходимым госпитализировать ее в связи с суицидными мыслями и что в стационаре она будет снова подвергнута электросудорожной терапии. Это опасение вскрылось, когда терапевт пытался выяснить, какими мыслями вызвана эта тревога. Он просто спросил пациентку, какие чувства она переживала и о чем думала, когда сидела в приемной в ожидании интервью.
По мере прояснения истории пациентки обнаружились факты, позволившие опровергнуть эти когниции и ослабить вызванную ими тревогу (например, тот факт, что бОльшую часть времени пациентка лечилась не в больнице, а амбулаторно; что эффект от ЭСТ был нестойким, поэтому при последней госпитализации ЭСТ не применялась).
Терапевт вселил в пациентку надежду на успех (хотя и не давал никаких обещаний), информировав ее об альтернативных методах лечения. Пациентка считала, что ей не помогут никакие лекарства, поскольку до сих пор антидепрессанты не давали должного эффекта. Ее пессимизм объяснялся и безуспешностью двух ранее пройденных ею курсов психотерапии. В связи с этим терапевт обсудил с пациенткой возможные преимущества других психотерапевтических подходов.
История хронической, «резистентной к лечению» депрессии побудила терапевта сформулировать план лечения, предусматривавший возможность использования альтернативных методов в случае неэффективности изначально выбранного подхода. Первые дискуссии преследовали целью сформировать у пациентки позитивную установку «Посмотрим-что-может-помочь» и ослабить негативистское убеждение «Мне-ничто-не-поможет».
Стадия 2. Упрощение лекарственной терапии
Следующая задача состояла в том, чтобы упростить режим медикаментозной терапии, не жертвуя при этом терапевтическим эффектом. Пациентка считала, что ей необходимы все некогда назначенные ей препараты, и более того, она полагала, что к этим лекарствам следует добавить новые. Для проверки этого убеждения было разработано поведенческое задание, призванное уточнить, какой эффект вызывает каждый из препаратов и что даст отмена некоторых из них.
Во-первых, пациентке было поручено вести ежедневник, фиксируя в нем режим приема различных лекарств (название лекарства, доза и время приема), а также соматические и аффективные симптомы, отмечаемые на момент приема каждого препарата.
Вторым шагом было постепенное изменение режима лекарственной терапии. Сначала были отменены мегавитамины, которые пациентка принимала в течение нескольких месяцев без видимых результатов. Затем была сокращена общая частота приема лекарств за счет комбинирования времени приема некоторых препаратов (к примеру, тиреоидный препарат было рекомендовано принимать утром вместе с нейролептиком). Теперь пациентка принимала лекарства не 8 раз в день, как прежде, а только 4.
Судя по письменным отчетам пациентки, приступы тревоги, сопровождаемые сильным чувством страха, дрожью в теле и тахикардией, чаще всего случались между одиннадцатью часами утра и семью часами вечера. Расспрос показал, что пациентка выпивает за день около 20 чашек кофе, на основании чего был поставлен предварительный диагноз «кофемания». Терапевт попросил пациентку на несколько недель отказаться от кофе, заменив его суррогатом, и продолжать отмечать все изменения в состоянии. Программа и режим лекарственной терапии на этот раз остались неизменными. Отчеты пациентки дали основание заключить, что наиболее вероятной причиной тревоги был кофе, поскольку отказ от него привел к 70%-ной редукции симптомов.
Следующим шагом было снижение суточной дозы диазепама с одновременным повышением дозы тиоридазина и полной отменой хлорпромазина. Тиоридазин было предписано принимать четыре раза в день; для диазепама также было определено конкретное время приема (раньше пациентка принимала его «по мере необходимости»). Таким образом пациентка была переведена на режим регулярного приема всех назначенных ей психотропных препаратов, что, по мысли терапевта, должно было сломать сложившуюся у пациентки привычку пить таблетки при малейшем ухудшении самочувствия или настроения. Пока проводились эти изменения (в течение 4—5 недель), терапевт встречался с пациенткой дважды в неделю.
В конце концов был установлен следующий суточный режим лекарственной терапии: тиоридазин (четыре раза в день, трижды по 50 мг и 100 мг перед сном), доксепин (два раза в день по 75 мг), а также тиреоидный и противоартритный препараты и одна таблетка анальгетика. Необходимость в снотворных препаратах отпала. Диазепам и мегавитамины были отменены. Пациентка выпивала за день не более трех чашек кофейного суррогата. К концу этой стадии лечения ее показатель по шкале BDI снизился с 40 до 24 баллов. Пациентка стала реже жаловаться на приступы тревоги и трудности засыпания.
Стадия 3. Максимизация терапевтического эффекта
Для максимизации потенциального эффекта лекарственной терапии терапевт счел целесообразным повысить суточную дозу антидепрессанта, и в течение следующих нескольких недель она составляла 250 мг. Однако это вызвало развитие выраженных побочных явлений (сухость и вязкий вкус во рту, нарушения аккомодации, легкие головокружения при вставании без признаков ортостатической гипотензии), и поскольку показатель по шкале BDI оставался прежним (в районе 22-24 баллов), антидепрессант был отменен, что не повлекло за собой утяжеления симптомов.
Стадия 4. Выявление неадаптивных когниций
По мере изменения режима лекарственной терапии терапевт активно использовал когнитивные методики. Пациентка ежедневно записывала содержание своих мыслей, что позволило обнаружить темы, вызывавшие у нее тревогу и депрессию. В большинстве ситуаций она видела только угрозу и отвержение. Она считала себя неудачницей, ругала себя за профессиональную несостоятельность и неспособность повлиять на мужа и сына. Ее злило, что муж не устраивается на работу и что она вынуждена быть единственной кормилицей в семье.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Бек Аарон, Фримен Артур. Когнитивная психотерапия расстройств личности.
  • Кабаева Юлия Алексеевна, Ганичева Ирина Александровна. Психолого-педагогическая помощь детям старшего дошкольного возраста в развитии когнитивной сферы
  • Александров А. А.- Интегративная психотерапия
  • Петр Шалимов. Спираль когнитивной рекламы
  • Д. Халперн. Психология критического мышления
  • Величковский Б.М. Когнитивная наука. Основы психологии познания. В 2-х томах
  • Кабаева Юлия Алексеевна, Ганичева Ирина Александровна. Особенности развития когнитивной сферы в старшем дошкольном возрасте
  • Умнее ли мы наших предков? Как когнитивные способности меняются со временем
  • Худоян С.С. Терапия лишением смысла или когнитивно-логотерапевтический подход к преодолению игровой зависимости
  • С.Э. Поляков. Когнитивизм, интроспекция и психические феномены. Об основной парадигме когнитивной психологии
  • Бек А. Методы работы с суицидальным пациентом
  • Райл Э. Теория объектных отношений и теория деятельности: модель последовательности процедур как возможное связующее звено
  • Фурманов И. А., Фурманова Н. В. - Основы групповой психотерапии
  • Солсо Роберт Л. Когнитивная психология
  • Бонко Лариса Петровна. Проектный метод как средство развития когнитивной сферы ребенка дошкольника
  • Терапия; therapy
  • Маданес Клу. Стратегическая семейная терапия.
  • Филозоп А.А. Психотерапевтические возможности патографии в акмеологическом варианте клинической терапии духовной культурой М.Е. Бурно
  • Dusay J.M. Ответ на игры в терапии
  • Милтон Д. Психоанализ и когнитивно-поведенческая терапия - конкурирующие парадигмы или общая почва?
  • Черников А.В. Системная семейная терапия.
  • М. Уайт. Нарративная терапия. Карты нарративной практики
  • Венгер А.Л. "Симптоматические" рекомендации в психологическом консультировании детей и подростков
  • Фисун Е.В. Работа с проблемами эмоциональной сепарации взрослых детей от родителей в логике краткосрочной стратегической терапии (модель Дж. Нардонэ)
  • Доморацкий В. А. - Краткосрочные методы психотерапии
  • Черников А.В. Эмоционально фокусированная терапия супругов. Руководство для психотерапевтов
  • Шарфф Д.Э., Шарфф Д.С. Терапия пар в теории объектных отношений
  • Хиншелвуд Р.Д. Контрперенос и терапевтические отношения. Новейшие изменения в кляйнианской технике
  • Джудит Бек. Введение в когнитивно-поведенческую терапию
  • Бурханова Анна Александровна. Занятие «Цвета и настроение»
  • Фисун Е.В. Использование методов краткосрочной стратегической терапии при работе с подростком, перенесшим онкологическое заболевание. Описание клинического случая
  • Нардонэ Дж. Страх, паника, фобия: Краткосрочная терапия
  • Сосюк Ирина Николаевна. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
  • Афонина Алена Михайловна. ТРИЗ технологии в развитии творческого воображения дошкольников
  • Макарова Г. А. Синдром эмоционального выгорания
  • Копытин А.И. Арт-терапевтические методы, используемые в работе с детьми и подростками: обзор современных публикаций
  • Гулдинг Мэри М. Краткосрочная терапия изменения решения при лечении клиентов, пострадавших в детстве от насилия
  • Солсо Роберт. Когнитивная психология
  • Гипноанализ; hypnoanalysis
  • Исайко Анастасия Артемовна. Специфика распределения старших дошкольников по типам латеральных предпочтений
  • Ховрачев А. П., Еремина Е. К. Краткосрочная групповая терапия: ТА здесь и сейчас
  • Образование психологических проблем и их когнитивные механизмы.
  • Одолламский А.О. Место терапевтического сообщества в современной системе психиатрической помощи
  • Терапевтический фурор; furor therapeuticus
  • Эволюция психотерапии. Том 2. "Осень патриархов": Психоаналитически ориентированная и когнитивно-бихевиоральная терапия
  • Хьелл П., Зиглер Д. Теории личности.
  • Фридмен Джилл., Комбс Джин. Конструирование иных реальностей. Истории и рассказы как терапия.
  • Маврина Людмила Юрьевна. Что такое нейрогимнастика и чем она полезна?
  • Лара Шрагина. Проблема психологической природы воображения
  • Автономов Д.А. Негативная терапевтическая реакция как практическая проблема при работе с патологическими азартными игроками. Диагностика и стратегии преодоления.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь