Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Брушлинский А.В. Психологическая наука в России XX столетия проблемы теории и истории.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 54717

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ГЛАВА 7.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
§ 1. Краткая история возникновения и основной круг проблем
Основными предпосылками развития отечественной социальной психологии XX века были те реальные явления общественной психологии, сознания, которые воплощали в себе прежде всего специфику российской социальной дореволюционной жизни, ее уклад и институции, как это показала известный историк психологии Е.А.Будилова в своей книге «Социально-психологические проблемы в русской науке» [15]. Проделанный ею анализ социально-психологических явлений и проблем в самых разных сферах социальной жизни еще до вычленения их в самостоятельную науку, позволяет сделать некоторый вывод, который, в свою очередь, может стать теоретической гипотезой нашего последующего исследования. В России массовая психология, по-видимому, играет большую роль, чем в странах, жестко конституированных в правовом, институциональном и других социальных отношениях. Это составляет предпосылку, исходя из которой в России отечественная социальная психология как наука должна быть развита более, чем в других странах, в других типах обществ. Однако, предвосхищая дальнейшее изложение, можно сказать, что реальный ход развития социальной психологии не подтверждает этого: возникнув и начав бурно развиваться на рубеже веков, она практически исчезает как область психологического знания почти на тридцать лет (с 30-х до 60-х годов). Это было проявлением государственного политического воздействия на судьбы многих общественных наук в эпоху тоталитаризма. Почему именно социальная психология в числе первых подверглась депривации? В силу того, можно сказать, парадоксального обстоятельства, что социальные психоло-
375
ги, стремясь применить марксизм к анализу массовых психических явлений, начали осмыслять методологические проблемы своей науки и тем самым оказались в конкурентных отношениях с идеологией, которая опиралась исключительно на политические, а не научные основания.
Дореволюционная социальная психология была представлена фигурами Н.А.Бердяева, В.М.Бехтерева, А.А.Богданова, Н.К.Михайловского, Г.В.Плеханова, М.А.Рейснера и др. При всем различии их позиций в отношении к марксизму, их всех характеризовало прекрасное знание социальной психологии — трудов Г.Тарда, Г.Лебона, французской социологической школы, социально-философская эрудиция. Основным отличием концепций дореволюционных социальных психологов от позиций социальных психологов 20-х годов явилось отношение к марксизму, хотя теории таких ученых, как Бехтерев не позволяют провести принципиальный водораздел между дореволюционным и послереволюционным периодом. Это появляется в виде выраженного стремления реализовать марксизм как методологию науки. Взгляды философов и социальных психологов начала века складываются как оригинальные авторские концепции, не имеющие своей специальной целью реализацию марксизма. Так, плехановский «бархатный» марксизм демонстрировал полную свободу и оригинальность интерпретации марксизма и его судеб в России. Дореволюционная социальная психология была значительно органичнее включена в социально-культурный, мировоззренческий контекст духовной жизни общества. В ней отсутствовали идеологические и политические акценты.
Первому послереволюционному периоду становления отечественной социальной психологии свойственно несколько основных общих особенностей. Во-первых, сама революция, вовлекшая в свою орбиту огромные массы людей, явила уникальный пример общественных движений, классовой борьбы, столкновений. Однако, как это ни парадоксально, становление отечественной социальной психологии связано не с непосредственным осмыслением феноменологии этих явлений, а с попыток построить социальную психологию на теоретических основах, прежде всего на основе марксистской теории и методологии. Во-вторых, стремление реализовать марксизм в психологии в двадцатые годы еще не имело идеологической окраски; оно чаще всего было проникнуто оптимизмом, романтизмом ученых. В-третьих, с самого начала способ реализации этих попыток был ориентиро-
376
ван на наиболее оптимальное включение марксистских идей и принципов в систему психологии как науки, и в том числе науки не столько о личности и сознании, сколько науки о психофизиологических явлениях, о явлениях, имеющих биологическую характеристику. Именно поэтому первый этап развития советской социальной психологии, повидимому, не может рассматриваться как этап ее становления в качестве самостоятельной оформившейся дисциплины. Социально-психологические проблемы и аспекты рассмотрения психических явлений неразрывно вплетены в обсуждение методологических проблем всей психологии. В качестве последних выступают две основные: 1) соотношение социального и биологического как детерминант психики и поведения человека; 2) соотношение личности и общности, коллектива, общества.
Сегодня, когда переставлены акценты в интерпретации российской социальной психологии, на наш взгляд, должен быть прежде всего переосмыслен плехановский вариант «бархатного» марксизма, в отличие от «кровопролитного» ленинского, и актуализированы его социально-психологические воззрения, вобравшие в себя специфику российской общественной жизни и психологии. Если Плеханов оказался «под чертой» отечественной социальной психологии, а Бердяев — вообще за чертой общества, то Бехтерев перешагнул черту, отделявшую дореволюционную науку от советской, и явился «альма-матер» ее становления в двадцатые годы.
Как известно, основным предметом и теории, и эмпирического исследования в период двадцатых годов явились коллективы (Бехтерев, А.С.Залужный, Б.В.Беляев и др.), схемы изучения которых включали ту же «категоризацию» психики — ее деление на «экзогенную» и «эндогенную», что и у А.Ф.Лазурс-кого в его определении и типологии личностей.
Не имея возможности проанализировать взгляды значительного числа отечественных психологов, участвовавших в дискуссиях двадцатых годов (что составляет специальную тему историков социальной психологии), мы останавливаемся на рассмотрении концепций трех крупнейших фигур — Плеханова, Бехтерева и Макаренко, поскольку, во-первых, они являются авторами целостных оригинальных теорий. Во-вторых, именно они оказали огромное влияние на последующее развитие отечественной психологии и не могут быть отнесены только к страницам ее истории. В-третьих, в центре каждой из этих авторских концепций
377
оказались разные, но важнейшие для социальной психологии вопросы. В концепции Плеханова это вопросы методологии социальной психологии, непосредственно включенные в его своеобразный «вариант» марксизма. В рефлексологии Бехтерева это методологическая проблема соотношения социального и биологического, выразившая его стремление раскрыть механизмы социальной детерминации психики одновременно адекватным ее биологической, психофизиологической, рефлекторной природе способом, и теоретическая проблема определения личности и коллектива. В теории и практике Макаренко был представлен первый вариант практической социальной психологии как социальной педагогики, теория коллектива, воплощенная в практику.
Плеханов был широко образованным ученым своего времени. Он глубоко интересовался вопросами философии, истории, экономики, социологии, этики и других общественных и естественных наук, стремился осмыслить научные достижения с диалек-тико-материалистических позиций. Плеханов был хорошо знаком с психологическими исследованиями Сеченова, Вундта, Фехнера и др. Особенно большое внимание уделял он вопросам социальной психологии, которая в то время только начинала формироваться. С последовательно материалистических позиций Плеханов выявлял роль и место «психологического фактора» в развитии человеческого общества, раскрывал основания и детерминанты социально-психологических явлений. Он убедительно показал, что за человеческими страстями, настроениями, побуждениями, идеалами стоят всегда интересы определенных социальных групп общества, классов, определенные общественные отношения и прежде всего производственные отношения.
Практически в работах Плеханова обозначены и раскрыты в той или иной мере все основные проблемы социальной психологии. На страницах его трудов мы встречаемся с такими понятиями, как общественное настроение, умственные течения, умонастроение, этические нормы поведения, нравственные идеалы и чувства, стремления, привычки (стереотипы), обычаи, традиции, классовая психология, классовое сознание, национальная психология, национальный характер, классовые и этнические предрассудки, религиозные чувства, психические аберрации и мн. др.
Важнейшим методологическим принципом, получившим убедительное научное обоснование в работах Плеханова, является положение о том, что основой развития общественной психологии являются общественные отношения. Опираясь на учение
378



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Боно Э. Использование латерального мышления.
  • Первичный и вторичный процессы; Primary and secondary process; Primar- und Secundarprocess
  • Главный Редактор. Психологическое здоровье школьников
  • Направленное и фантазирующее мышление (Directed and fantasy thinking; Gerichtetes und Phantasiedenken
  • Голякова Елена Геннадьевна. Дидактическая игра: «Занимательные фигуры»
  • Рубинштейн С.Л. О личностном подходе.
  • Мухаметгареева Регина Илдаровна. Консультация для воспитателей «Формирование звуковой культуры речи через игровую деятельность»
  • Обухова Л.Ф. Преодоление биогенетических подходов к исследованию психики ребенка.
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ
  • Касьянова Анна Николаевна. «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Елена Конева. Воспитательно-образовательные возможности игровой деятельности в дошкольном возрасте
  • Исаева Ольга Сергеевна. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Грановская Рада Михайловна. Элементы практической психологии.
  • Киселева Наталия Владимировна. Формирование познавательного интереса детей раннего дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности.
  • Чупаринова Ирина Александровна. Логика для дошкольников.
  • Радюкова Е.В.. Кукушкина М.В.. «Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития через развивающие игры»
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Ефимова Ирина Юрьевна. Эффективные приемы и методы формирования лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников в условиях логопункта.
  • Мышление; thinking
  • Скородумова Кристина Викторовна. Инновационная деятельность в работе современного педагога
  • Вольская Наталья Михайловна. «Познавательная деятельность у дошкольников»
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Интериоризация
  • Шумилов В. В. Модель коммуникационного процесса и 6 типов личности
  • Кутовая Дарья Викторовна Кривчикова Александра Юрьевна. Особенности развития речи как высшего психического процесса у детей-близнецов в дошкольном возрасте
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Людмила Хилкова. Охрана зрения детей со зрительной депривацией в ходе всего коррекционно-развивающего процесса.
  • Пиаже Жан - Психология интеллекта
  • Фасхутдинова Елена Николаевна. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности
  • Конкретизм; Concretism; Konkretistik
  • Вспомогательная функция; Auxiliary function
  • Леонтьев А.Н. Индивид и личность.
  • Маленок Ольга Владимировна. Программа развития элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша (для детей логопедических групп)
  • Вереина Ирина Васильевна. Тестопластика-продуктивная, творческая деятельность
  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Куприянова Наталья. Познавательно – исследовательская деятельность в ДОУ
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Идея; Idea; Idee
  • Гришук Ирина Васильевна. «Роль использования нетрадиционных техник и приемов работы в развитии художественного творчества у дошкольников»
  • Вайнер М. Цели и процесс психотерапии
  • Исаева Ольга Сергеевна. Связь психологии с другими научными дисциплинами
  • Первичная функция, [Ведущая, Дифференцированная, Высшая] Primary Function; Superior Funktion
  • Шевченко Оксана Анатольевна. Использование методики Зайцева при подготовке к обучению грамоте детей с задержкой психического развития
  • Вахромов Е.Е. Понятие самоактуализации в психологии.
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Якубова Елена Николаевна. Коррекционная работа по развитию мышления старших дошкольников с задержкой психического развития посредством дидактических игр



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь