|
Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Брушлинский А.В. Психологическая наука в России XX столетия проблемы теории и истории.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 54717
Автор: Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Брушлинский А.В.
Название: Психологическая наука в России XX столетия проблемы теории и истории. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке ГЛАВА 7.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ § 1. Краткая история возникновения и основной круг проблем Основными предпосылками развития отечественной социальной психологии XX века были те реальные явления общественной психологии, сознания, которые воплощали в себе прежде всего специфику российской социальной дореволюционной жизни, ее уклад и институции, как это показала известный историк психологии Е.А.Будилова в своей книге «Социально-психологические проблемы в русской науке» [15]. Проделанный ею анализ социально-психологических явлений и проблем в самых разных сферах социальной жизни еще до вычленения их в самостоятельную науку, позволяет сделать некоторый вывод, который, в свою очередь, может стать теоретической гипотезой нашего последующего исследования. В России массовая психология, по-видимому, играет большую роль, чем в странах, жестко конституированных в правовом, институциональном и других социальных отношениях. Это составляет предпосылку, исходя из которой в России отечественная социальная психология как наука должна быть развита более, чем в других странах, в других типах обществ. Однако, предвосхищая дальнейшее изложение, можно сказать, что реальный ход развития социальной психологии не подтверждает этого: возникнув и начав бурно развиваться на рубеже веков, она практически исчезает как область психологического знания почти на тридцать лет (с 30-х до 60-х годов). Это было проявлением государственного политического воздействия на судьбы многих общественных наук в эпоху тоталитаризма. Почему именно социальная психология в числе первых подверглась депривации? В силу того, можно сказать, парадоксального обстоятельства, что социальные психоло- 375 ги, стремясь применить марксизм к анализу массовых психических явлений, начали осмыслять методологические проблемы своей науки и тем самым оказались в конкурентных отношениях с идеологией, которая опиралась исключительно на политические, а не научные основания. Дореволюционная социальная психология была представлена фигурами Н.А.Бердяева, В.М.Бехтерева, А.А.Богданова, Н.К.Михайловского, Г.В.Плеханова, М.А.Рейснера и др. При всем различии их позиций в отношении к марксизму, их всех характеризовало прекрасное знание социальной психологии — трудов Г.Тарда, Г.Лебона, французской социологической школы, социально-философская эрудиция. Основным отличием концепций дореволюционных социальных психологов от позиций социальных психологов 20-х годов явилось отношение к марксизму, хотя теории таких ученых, как Бехтерев не позволяют провести принципиальный водораздел между дореволюционным и послереволюционным периодом. Это появляется в виде выраженного стремления реализовать марксизм как методологию науки. Взгляды философов и социальных психологов начала века складываются как оригинальные авторские концепции, не имеющие своей специальной целью реализацию марксизма. Так, плехановский «бархатный» марксизм демонстрировал полную свободу и оригинальность интерпретации марксизма и его судеб в России. Дореволюционная социальная психология была значительно органичнее включена в социально-культурный, мировоззренческий контекст духовной жизни общества. В ней отсутствовали идеологические и политические акценты. Первому послереволюционному периоду становления отечественной социальной психологии свойственно несколько основных общих особенностей. Во-первых, сама революция, вовлекшая в свою орбиту огромные массы людей, явила уникальный пример общественных движений, классовой борьбы, столкновений. Однако, как это ни парадоксально, становление отечественной социальной психологии связано не с непосредственным осмыслением феноменологии этих явлений, а с попыток построить социальную психологию на теоретических основах, прежде всего на основе марксистской теории и методологии. Во-вторых, стремление реализовать марксизм в психологии в двадцатые годы еще не имело идеологической окраски; оно чаще всего было проникнуто оптимизмом, романтизмом ученых. В-третьих, с самого начала способ реализации этих попыток был ориентиро- 376 ван на наиболее оптимальное включение марксистских идей и принципов в систему психологии как науки, и в том числе науки не столько о личности и сознании, сколько науки о психофизиологических явлениях, о явлениях, имеющих биологическую характеристику. Именно поэтому первый этап развития советской социальной психологии, повидимому, не может рассматриваться как этап ее становления в качестве самостоятельной оформившейся дисциплины. Социально-психологические проблемы и аспекты рассмотрения психических явлений неразрывно вплетены в обсуждение методологических проблем всей психологии. В качестве последних выступают две основные: 1) соотношение социального и биологического как детерминант психики и поведения человека; 2) соотношение личности и общности, коллектива, общества. Сегодня, когда переставлены акценты в интерпретации российской социальной психологии, на наш взгляд, должен быть прежде всего переосмыслен плехановский вариант «бархатного» марксизма, в отличие от «кровопролитного» ленинского, и актуализированы его социально-психологические воззрения, вобравшие в себя специфику российской общественной жизни и психологии. Если Плеханов оказался «под чертой» отечественной социальной психологии, а Бердяев — вообще за чертой общества, то Бехтерев перешагнул черту, отделявшую дореволюционную науку от советской, и явился «альма-матер» ее становления в двадцатые годы. Как известно, основным предметом и теории, и эмпирического исследования в период двадцатых годов явились коллективы (Бехтерев, А.С.Залужный, Б.В.Беляев и др.), схемы изучения которых включали ту же «категоризацию» психики — ее деление на «экзогенную» и «эндогенную», что и у А.Ф.Лазурс-кого в его определении и типологии личностей. Не имея возможности проанализировать взгляды значительного числа отечественных психологов, участвовавших в дискуссиях двадцатых годов (что составляет специальную тему историков социальной психологии), мы останавливаемся на рассмотрении концепций трех крупнейших фигур — Плеханова, Бехтерева и Макаренко, поскольку, во-первых, они являются авторами целостных оригинальных теорий. Во-вторых, именно они оказали огромное влияние на последующее развитие отечественной психологии и не могут быть отнесены только к страницам ее истории. В-третьих, в центре каждой из этих авторских концепций 377 оказались разные, но важнейшие для социальной психологии вопросы. В концепции Плеханова это вопросы методологии социальной психологии, непосредственно включенные в его своеобразный «вариант» марксизма. В рефлексологии Бехтерева это методологическая проблема соотношения социального и биологического, выразившая его стремление раскрыть механизмы социальной детерминации психики одновременно адекватным ее биологической, психофизиологической, рефлекторной природе способом, и теоретическая проблема определения личности и коллектива. В теории и практике Макаренко был представлен первый вариант практической социальной психологии как социальной педагогики, теория коллектива, воплощенная в практику. Плеханов был широко образованным ученым своего времени. Он глубоко интересовался вопросами философии, истории, экономики, социологии, этики и других общественных и естественных наук, стремился осмыслить научные достижения с диалек-тико-материалистических позиций. Плеханов был хорошо знаком с психологическими исследованиями Сеченова, Вундта, Фехнера и др. Особенно большое внимание уделял он вопросам социальной психологии, которая в то время только начинала формироваться. С последовательно материалистических позиций Плеханов выявлял роль и место «психологического фактора» в развитии человеческого общества, раскрывал основания и детерминанты социально-психологических явлений. Он убедительно показал, что за человеческими страстями, настроениями, побуждениями, идеалами стоят всегда интересы определенных социальных групп общества, классов, определенные общественные отношения и прежде всего производственные отношения. Практически в работах Плеханова обозначены и раскрыты в той или иной мере все основные проблемы социальной психологии. На страницах его трудов мы встречаемся с такими понятиями, как общественное настроение, умственные течения, умонастроение, этические нормы поведения, нравственные идеалы и чувства, стремления, привычки (стереотипы), обычаи, традиции, классовая психология, классовое сознание, национальная психология, национальный характер, классовые и этнические предрассудки, религиозные чувства, психические аберрации и мн. др. Важнейшим методологическим принципом, получившим убедительное научное обоснование в работах Плеханова, является положение о том, что основой развития общественной психологии являются общественные отношения. Опираясь на учение 378 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|