Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89
|
Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52260
Автор: Леонова А.В., Чернышева О.В.
Название: Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке щепринятым, что тезис о дисквалификации может быть принят только с существенными оговорками (Wood, 1982), тем не менее попытки привлечения новых подходов к организации труда, например, через Движение за качество трудовой жизни (Quality of Working Life movement), привели к неутешительным результатам (Bladder, 1982). Идеи тейлоризма оказались живучими перед лицом усилий по внедрению новых подходов к организации труда*
В-четвертых, рассматриваемая система воззрений предполагает связь новых технологий с определенными технологическими требованиями. Не имея адекватного представления о новых технологиях, менеджеры конца 70-х считали основным вопрос о способах адаптации людей к новым технологиям, а не вопрос о приспособлении технологий к нуждам пользователей. Лозунгами британских политиков, отразившими дух времени* были: "автоматизируйся или ликвидируйся" и "модернизируйся шш превращайся в окаменелость". К счастью, все рассмотренные прогнозы в основном не оправдались. Как показывают исследования, процесс потери рабочих мест не достиг предсказанных масштабов, хотя есть основания полагать, что это возможно в будущем. Следует отметить и различие в результатах воздействия информационных технологий на деятельность организаций: в одних случаях эффект был сопряжен с ростом централизации в управлении, в других - возрастала децентрализация. Сходная ситуация имеет место и в отношении организации труда: в некоторых случаях наблюдалось снижение квалификации, в других результатом был рост степени ответственности, требуемой от работников. Наконец, даже в Великобритании, пользующейся дурной репутацией в отношении традиций в сфере промышленного производства, организованное сопротивление новым технологиям оказалось весьма слабым. Конечно, эти факты можно только приветствовать. КоммеЕггато-ры выделили ряд причин, из-за которых тревожные предсказания не сбылись. Первые две относятся к сложившейся на сегодняшней день практике использования новых технологий. Прежде чем перейти к их обсуждению, отметим, что существующая в данной области статистика не всегда поддается однозначной интерпретации. Данные Northcott et al. (1985) показывают, что потеря рабочих мест из-за внедрения новых технологий в Великобритании еще не преодолена порога отчетливого восприятия (она в значительной мере замаскирована естественной убылью кадров) и ожидавшиеся ранее размеры сокращений представляются сейчас нереальными, а оценки приращения числа рабочих мест, косвенно связанных с внедрением новых технологий (работа по проектированию, реализации, поддержанию и восстановлению новых систем), оказались в целом серьезно заниженными, Кроме того, большинство практических применений ИТ 340 до сего дня не приводило к значительному упрощению трудовой деятельности* Более того, многие менеджеры не имели достаточного опыта в освоении технологий, что отразилось в частом их применении с точки зрения "минималистского" подхода "абы как, лишь бы что-то работало". Конечно, в последние годы в передовых отраслях промышленности существовало серьезное экономическое давление, заставлявшее применять новые технологии в целях снижения себестоимости производства. Конкретные исследования показывают, что во многих случаях ближние цели заслоняли собой более долговременные перспективы, а локальные нужды отдельного полразделения начинали преобладать над приоритетами организации в целом, и как следствие - инвестиции направлялись на проекты, связанные с меньшим риском. Обзор Northcott показывает, что использование ИТ для решения стратегических задач в промышленности было только одним из аспектов более широкой стратегий менеджмента, при этом, как правило» изменения в функционировании организаций, обусловленные последствиями внедрения ИТ, оставались без внимания* Согласно последним исследованиям (Bladder & Brown, 1987), общим принципом внедрения новых технологий было нанесение минимального ущерба традиционным способам организации производства. Наконец, за 80-е годы экономика и ситуация в сфере промышленного производства в Великобритании заметно изменились. Влияние работодателей возросло, а профсоюзы ослабли. Кроме того, стала общепризнанной необходимость коренных изменений в трудовых организациях (не только связанных с ИТ), и, вопреки ожиданиям, профсоюзы не сформировали обструкционистской парламентской группы* Без сомнения, созданию такого климата способствовали денежные средства, щедро отпущенные правительствами Запада и направленные на привлечение интереса к новым технологиям и облегчение быстрого перехода на новые рельсы* Уроки середины 80-х годов Прошедшее десятилетие принесло практическое знание об ИТ. Конечно, минималистские подходы все еще имеют место, но люди успели поэкспериментировать с технологиями, научились выявдяхъ ошибки и стали учиться на них. Сейчас вполне очевидно, что бытовавшие ранее надежды на то, что для достижения успеха достаточно всего лишь приобрести и установить оборудование, были ошибочными* Ранние годы так называемой "информационно-технологической революции" характеризовались существенным недопониманием как самой сущности ИТ, так и необходимых предпосылок их эффективного использования. 341 В обширной литературе по ИТ можно выделить четыре аспекта, представляющих специальный интерес для представителей наук о поведении. К ним относятся проблемы, связанные с адаптацией ИТ к их пользователям; вопросы, касающиеся путей и способов практического внедрения технологий; управление изменениями в структуре и функционировании организаций вызванными внедрением ИТ; преодоление трудностей, обусловленных изменениями в сфере бизнеса, произошедшими за последнее время. Адаптация ИТ к пользователям Сейчас стало общепринятым, что адаптация ИТ к их пользователям и обеспечение эффективной работы операторов требует серьезного внимания тщательному анализу их трудовой деятельности, а также анализу требований к оператору, предъявляемых оборудованием. Анализ данных, связанных с человеческим фактором в сфере ИТ (HIWP, 1986), показывает, что в настоящее время уделяется срав^ нительно много внимания проблемам инструментария, дизайна клавиатур и дисплеев* обучения пользователей, обеспечения стабильно высокого уровня деятельности и т. п., причем не весь накопленный объем знаний готов к немедленному практическому применению. Ключевые принципы адаптации ИТ к пользователям включают; (1) ИТ должны быть функционально приспособленными к требованиям, предъявляемым пользователями; (2) оборудование должно быть удобным в работе, а программное обеспечение доступным для понимания (здесь очевидна релевантность теорий когнитивных, перцептивных и моторных навыков); (3) обучение операторов, равно как и качественный уровень поддержки и помощи пользователю при выполнении им практической работы, являются задачами большой важности» Долговременные установки Наибольшее внимание при исследовании долговременных установок по отношению к ИТ уделяется их воздействию на организацию труда и социальную жизнь коллектива, В рассматриваемой области наибольшее распространение получили два подхода. (1) Сошютехнический подход оказал определенное влияние на разработку и внедрение новых технологий как в плане внимания к важным характеристикам организации труда, так и в подчеркивании значимости непосредственного участия конкретных работников в выработке направления организационных преобразований. В этом подходе серьезное внимание уделено неадекватности традиционных инженерно-ориентированных методов разработки - 342 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|