|
Поллак Рейчел. Мудрость ТАРО. Духовные учения и глубинные значения карт.Категория: Сверхъестественное » Система Таро | Просмотров: 109969
Автор: Поллак Рейчел.
Название: Мудрость ТАРО. Духовные учения и глубинные значения карт. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Старшие арканы
Каббалистическое Древо Жизни состоит из мужского столпа расширения справа, женского столпа сжатия слева, а между ними пребывает равновесие. В Марсельском Таро Жрица сидит перед завесой. В более поздних изводах аркана, и, в частности, в райдеровской традиции, завеса натянута между двумя столпами, помеченными буквами J и В. Это Иахин и Боаз — таковы были имена белого и черного столпов, обрамлявших вход в храм Соломона в древней Палестине. Карта содержит легкие масонские реминисценции, так как масоны ставили перед собой задачу заново возвести этот храм — хотя и на астральном плане, а не как земное здание. Два столпа напоминают также о номере аркана и о женском начале, символизируя вход в лоно. Завеса украшена орнаментом из гранатов. Плод этот символизирует женщину и Богиню многими способами. Спелый, содержащий множество зерен, источающий алый сок, похожий на менструальную кровь, и напоминающий лоно в раскрытом виде, он содержит эстрогены, женские гормоны. В последние годы он стал особенно популярен из-за повышенного содержания антиоксидантов — веществ, полезных для профилактики рака. Гранат обладает символизмом и в греческой (где он фигурирует в мифе о Персефоне, но об этом — чуть позже), и в каббалистической традиции (где рай именуется Пардес Римоним — «гранатовый сад»). Наш английский paradise и еврейский pard.es оба происходят от персидского paradeiza — огороженный сад вроде Эдемского, некогда считавшегося реально существующим в физическом мире, но имеющим при этом двойника на небесах, или же в астрале. Что вверху, то и внизу. Расположение орнаментальных плодов на райдеровской карте воспроизводит структуру Древа Жизни, верхняя триада которого венчает собой корону Жрицы. Боковые сефирот расположены по обе стороны от ее фигуры, а срединный столп скрыт за нею, так что Жрица оказывается как бы самим Древом. Мы тоже можем им стать — в той мере, в какой будем способны воплотить Жрицу в себе. Этот образ — дерево и тело — в более проработанной форме мы еще увидим в Повешенном и в Мире. Как уже говорилось выше, гранат связан с Персефоной, а через нее с главным ритуалом классического мира, с великими элев- синскими мистериями. В мифе, стоящем за сюжетом мистерий, . Верховная Жрица w ( я с течением времени воспринимаю его все более и более важ- диЛ для всей системы Таро независимо оттого, предполагалось ли ее авторами) Аид, бог смерти, похищает Персефону и делает ее своей женой в подземном мире. Ее мать, Деметра, убеждает богов позволить Персефоне вернуться в мир живых, и тогда Аид дает ей съесть зернышко граната. Поскольку Персефона вкусила пищи иного мира, то она теперь обязана возвращаться туда на определенную часть каждого года (см. также главы «Императрица», «Колесо Фортуны», «Дьявол» и «Звезда»). Так Верховная Жрица становится Владычицей мистерий, госпожой смерти и перехода через смерть к более высоким формам бытия. Еще больш ий акцент на мистерию Персефоны мы видим в современном названии пятого аркана, Иерофанта, ибо именно так называлась должность жреца, возглавлявшего этот девятидневный ритуал. Итак, теперь у нас есть Верховная Жрица и Верховный Жрец, точно так же как в ранних колодах были Папесса и Папа. В чем же конкретно состоит разница между жрецом и верховной жрицей? Традиционно они представляют внешний и внутренний аспекты мистического опыта. Жрецу подвластны традиция, правила, учение. Жрица символизирует те уровни понимания, которые невозможно выразить в словах и доктринах, которые при любой попытке как-то описать их теряют цельность или кажутся абсурдными. У каждого из нас бывают такие моменты. «Я не в силах это описать», — говорим мы о некоторых разновидностях опыта. «Я не знаю, откуда я это знаю; знаю, и все». Мудрость Верховной Жрицы в чем-то похожа на эти ощущения, это как бы ее проблески, но на более высоком уровне, потому что связана она с Божественными истинами. Завеса позади Жрицы отражает популярный в XIX веке образ Исиды Сокрытой, которая становится Разоблаченной Исидой (название популярной книги Е. Блаватской, основательницы теософии), когда человечеству открываются ее великие тайны. В уэйтов- СКой традиции Жрица увенчана короной Исиды — два полумесяца и полная луна между ними. Несмотря на то что этот головной убор в европейской маги- Ческ°й традиции связан прежде всего с Исидой, он представля- также Тройную богиню Луны — молодой, полной и убывающей (в жизненном цикле каждой женщины эти фазы Луны соот ветствуют Деве, Матери и Старухе). Дело тут не в символизме, по крайней мере, не в интеллектуальном или художественном. Фазы Луны— явление совершенно реальное, как и фазы женской жизни. И они— одно и то же. Они не похожи друг на друга по некому странному совпадению. Женский менструальный цикл следует лунному. Циклы женской жизни повторяют циклы жизни Луны. «Как вверху, так и внизу» — не просто лозунг, или идеологический концепт, или метафора, уподобляющая друг другу два совершенно отдельных независимых явления. И то и другое относится к высшим планам бытия. Таро не просто дает нам общие представления, оно преподает нам реальность. Система Золотой Зари атрибутировала астрологическую Луну не карте Луна, а именно Верховной Жрице, и на райдеровской карте у ее ног мы видим полумесяц. В ее образе можно увидеть черты лунных богинь разных культур, но прежде всего Артемиду-Диану, отвергающую брак и социальные структуры, свободно живущую в горах со своей компанией нимф. Гомер рисует ее неотесанным сорванцом, но на самом деле культ этой богини уходит корнями в такую доисторическую древность, что никто даже не знает, откуда взялось ее имя. Она символизирует все дикое, свободное, древнее, но она же покровительствует роженицам и облегчает их муки. Как и Исиду (и многих других богинь, в том числе Шехину, каббалистический женский аспект Бога), Артемиду изображают с распростертыми крыльями. Завеса за спиной Жрицы скрывает оккультные секреты бытия. Но посмотрите внимательно на карту в колоде Уэйта. Между краями завесы и столпами можно разглядеть то, что находится позади, — и там нет ни великолепного храма, ни древних свитков, ни врат в иной мир. Вместо всего этого там открывается море, не имеющее формы, безмятежное, глубокое. Воплощенная тайна. Сейчас мы называем эти сокровенные воды «бессознательным», которое нужно отличать от «подсознательного», то есть массы подавленных мыслей, желаний и эмоций, которые сознательное эго не желает признавать. Когда мы с совершенно неуместными эмоциями реагируем на какое-нибудь невинное замечание — это работает подсознание. Когда мы вдруг понимаем, что жизнь полна чудес, и не можем объяснить, с чего это вдруг, мы прикасаемся к бессознательному. Под бессознательным я тут имею в виду бескрай- Верховная Жрица дяй океан жизни, лежащий за пределами нашего личного опыта, иотребностей и желаний. Мифы, Божественное вдохновение, сны, источником которых является нечто более глубокое, чем наши повседневные тревоги (сны типа «у меня экзамен, а я не готов и даже ве помню, что сдаем») — все это проблески бессознательного из-за завесы повседневности. Итак, в Верховной Жрице можно увидеть и греческую Персе- фону, и египетскую Исиду. В Каббалистическом Таро она воплощает весьма важную фигуру, именуемую Шехиной. Первоначально это слово означало (и означает до сих пор, так как старые значения никуда не исчезают) Божественное присутствие, то есть силу Бога живого на земле, обитающую в ковчеге Завета в центре Соломонова храма. Со временем каббалисты стали толковать Шехину как женский аспект Бога, действительно обитавший в храме; а ее супругом был Царь — мужской аспект Бога, пребывающего на небесах. «Вверху» и «Внизу» в торжестве слияния, союза — йиху- да — между Царем и Шехиной. Рафаэль Патай в книге «Еврейская богиня» наглядно показывает, как много атрибутов Шехина делит с вавилонской богиней Иштар. Каббалистическая легенда гласит, что, когда в семидесятом году римляне разрушили храм, Шехина отвратила свое лицо от Царя (который попустил римлянам разрушить ее дом) и ушла в изгнание, «в народ», став девственной, нетронутой, но посвященной, подобно Верховной Жрице. И наша задача, задача человечества частично в том и состоит, чтобы восстановить йихуд между двумя аспектами Господа. Добиться этого можно через союз мужчины и женщины (или любых двух любовников), показанный на карте Влюбленные, или же путем гармонизации мужского и женского начал в себе самом, наших внутренних Мага и Верховной Жрицы, о которой говорит карта Мир. Да, все это очень сложно. Но что же значит появление Верховной Жрицы в раскладе? Иногда она говорит о тайных учениях и доктринах или даже о Саае и положении Верховной Жрицы, наставляющей и вдохновляющей других. Современные язычники проложили дорогу к возрождению самого института жрицы. Титул этот не означает женщину- ^Реца, так как функции жреца и жрицы различны. Жрец совер- богослужения и управляет, а в наивысшей своей ипостаси на* Старшие арканы правляет Божественную энергию на благо людей и земли, то есть благословляет их. Жрица же посвящает, переносит на внутренние планы бытия, где люди открывают для себя свои собственные мистерии. Иногда мы исполняем в жизни эту роль, участливо помогая другим выбраться из кризиса, найти свой собственный путь (или заботимся о них, как Императрица). Верховная Жрица может сигнализировать, что в нас пробуждается нечто глубокое, возможно, духовное осознание или экстрасенсорные способности. На занятии по расшифровке снов с помощью Таро одна женщина как-то рассказала про свой сон: ей приснился сверкающий зеленый ягуар, который повел ее за собой и привел в комнату, где был алтарь, а на нем — корона. Далее ягуар превратился в женщину, которая взяла корону и надела ее сновидящей на голову. Я честно сказала, что все это очень похоже на инициацию в некие духовные тайны. Мы сделали расклад (методы работы со снами при помощи Таро мы обсудим в главе о раскладах) и, дойдя до момента, когда кверента увенчала женщина-ягуар, получили Верховную Жрицу. Жрица, исполняющая свои обязанности, — один аспект карты. Другой — призыв хранить молчание, обратить взор внутрь, пребывать в покое и созерцании. Это может означать медитацию или иные духовные практики, но необязательно: карта предупреждает, что не надо торопиться, суетиться, пытаться решать проблемы или на чем-то «застревать». В жизни большинства современных людей есть две сферы приложения сил — работа и отношения. Мы пытаемся быть успешными и ответственными, пытаемся строить значимые отношения с семьей, любимыми и друзьями. Верховная Жрица настаивает, чтобы мы остались наедине с собой, доверились своим инстинктам и интуиции. Их не нужно претворять в действие, их не нужно объяснять даже себе; нужно просто довериться этому ощущению знания. Перевернутая Верховная Жрица может подсказывать, что пора снова вернуться в мир, особенно если вы действительно провели какое-то время вдали ото всех, исследуя свой внутренний мир. В ее молчании, ее отстраненности есть определенная соблазнительность, но если застрять в этом состоянии слишком надолго, то вам будет трудно вернуться к жизни, к делам, к отношениям. Перевернутая карта может советовать нам проявить страстность, отдаться w- Верховная Жрица чему-то или комУ_то- Возможно, нам предстоит принять решение или предпринять какие-то решительные действия. В некоторых контекстах (в зависимости от положения в раскладе и окружающих ее карт) перевернутая Верховная Жрица может означать давление извне или недостаток уважения со стороны окружающих. ~1>асклад «ВЕРХОВНАЯ ЖРИЦА» 1. Что скрыто глубоко внутри меня? 2. Как я могу узнать это? 3. Как я могу быть верным этой истине? 4. От чего я должен освободиться? 5. Что я должен сохранить внутри себя? Императрица: 2 Астрологическое соответствие: Венера Каббалистическая буква: Т Далет Путь на Древе Жизни: отХокмы (Мудрости) к Бине (Пониманию) ИМПЕРАТРИЦА ировых религиях существует множество троиц. Величайшая из них, являющаяся причиной того, что число три так привлекательно для нас, — это мать, отец и дитя (правда, мифологические системы оказываются странным образом склонны к сплошь мужским или сплошь женским вариантам). Помимо христианской Троицы — Отца, Сына и Святого Духа, есть еще индуистская Тримурти — Создатель, Зиждитель и Разрушитель (все трое тоже мужчины). Женщины не остались у них в долгу: у нас есть три греческие мойры (а в Северной Европе — три норны) и Тройная богиня — Дева, Мать и Старуха, символизируемая тремя фазами Луны — растущей, полной и убывающей, а также тремя стадиями жизни женщины — детство, материнство и менопауза. В ряду Старших арканов есть три карты, связанные с женским началом, и соответствующие возрастам Тройной богини — Верховная Жрица для Девы, Императрица для Матери и Луна для Старухи. Каждая из них на самом деле обладает всеми тремя качествами, но одно из них акцентируется. (Больше информации о Тройной богине вы найдете в главе о Верховной Жрице.) Первые карты Старших арканов мы проиллюстрировали фрагментом из «Дао дэ Цзин», вполне отражающим развитие образов и идей Таро. Из дао (Ничто, Дурак) исходит один. Из одного (Маг) исходит два (Верховная Жрица). Из двух исходит три — Императрица, страстная и жизнетворная, воплощение Земли как самой Великой Богини. Фрагмент завершается строкой «Из трех исходят десять тысяч всяких вещей» — то есть вся жизнь, вся природа с ее чу десами и неиссякаемым источником энергии. УмшШ Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|