Альперович В.Д. Старость. Социально-философский анализ.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 20647

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

- это большая семья. У
В Древней Руси не знали конфуцианства и не руководство-
вались им, однако как схожа с идеями Конфуция семейная мораль,
установки на почитание родителей и старших: здесь и поклонение
царю-батюшке, и сам механизм передачи царской власти от отца к
сыну. В "Домострое" - литературном произведении XVШ века, со-
браны и записаны традиции, житейские правила и наставления, ко-
торыми столетиями и до издания "Домостроя" жила Россия. В этой
мудрой книге проповедуется почитание власти родителей и стар-
ших.
Не следует забывать, что античные старейшины были на-
много лет моложе наших пенсионеров. Лион Фейхтвангер в своем
последнем романе "Иеффай и его дочь", описывая Израиль между
1300 и 1000 годами до нашей эры, рассказывает о суде старейшин-
высшем органе власти в то время. Он замечает: "Большинство этих
старейшин были, впрочем, не стары; уже тот, кому перевалило за
тридцать, должен был отпускать себе бороду, чтобы стать "боро-
дачом", "старейшиной".
Всюду, где торжествовала власть стариков, будь то Древ-It
ний Китай или Древняя Греция, она держалась на авторитете жиз-
ненного опыта. Сам по себе возраст не был критерием отбора во
властную элиту. Претензия на власть обосновывалась не длиной
седой бороды, а тем, насколько тот или иной старец становился
властителем дум.
По мере усложнения знания, становления науки, снижался возрастной ценз для лидеров, они становились все моложе. Возрастная структура перестала быть структурой власти, когда младшие поколения с обязательностью находились под властью старших, Научно-технический прогресс разрывает единство опыта и знания, Обладание опытом уже не означает информационного и интеллек-туального превосходства. Напротив, молодежь становится носите-леи нового, более совершенного и современного научного знания а опыт, накопленный старшими поколениями, тормозит внедрение результатов научно-технического прогресса. Конфликт "отцы и дети" превращается в противопоставление старого опыта новому знанию. Те, кто занимают верхние этажи возрастной пирамиды сопротивляются всякому движению нижних, препятствуют модер-низации как девальвации их собственного опыта и знаний, и самое неприятное, что при такой ситуации старшие утрачивают свое ли-дирующее положение в обществе.
Французский социолог Кюблер-Росс пишет, что "парадокс
34

современной цивилизации состоит в том, что она умножает число стариков, воспроизводящих культуру прошлого, в то время как знания и культурные ценности эволюционируют с невиданной быстротой".
Следует также учитывать процесс урбанизации, то есть переход от преимущественно аграрного труда к преимущественно индустриальному, а вместе с этим - от преобладания сельского населения, где традиционно велик культ седобородых, к большинству городских жителей, в среде которых приоритет отдается знаниям, силе, ловкости, находчивости - достоинствам молодости.
В связи с таким раскладом общественных сил, западные социологи заговорили о "возрастной сегрегации", то есть о резком разделении общества на противостоящие возрастные группы и превращении пожилых членов общества в "социальных изгоев". Такая оценка ситуации перекликается с идей эйджеизма. Перед большинством цивилизованных стран стоит проблема оптимизации отношений поколений, в том числе рационального сочетания во властных структурах людей старшего и молодого поколений.
Количественный рост группы пожилых людей придал ей особое качественное положение в обществе, она стала реальной политической силой как специфическая социальная группа. Американский социолог Пратт называет эту группу своего рода козырем в политической борьбе, а вопрос о социальном обеспечении старости - серьезным политическим аргументом. Следует обратить внимание на одну особенность в отношении политических деятелей и партий к старикам. "Сострадание, - писал А.Адлер, - это самое чистое выражение социального чувства. ... поскольку сострадание может быть хорошим мерилом способности человека отождествлять себя с другим". Но тут же добавлял, что это чувство редко встречается в чистом виде, чаще им злоупотребляют в корыстных целях (А.Адлер. Понять природу человека. С-Пб., 1997.) Нельзя не увидеть аналогию в отношении к социовозрастной группе пожилых в предвыборных баталиях сегодняшней России. Тот же Пратт отмечает, что исследователи в основном сходятся во мнении, что большинство престарелых занимают консервативные позиции и разделяют консервативные взгляды по ряду социальных вопросов. Люди этого возраста связывают свои негативные оценки настоящего с утратой или возможной утратой "места в жизни, с воспоминаниями о счастливых "прошлых временах".
Однако консерватизм не тождественен пассивности в политической жизни. Напротив, сопоставление результатов участия в
35

выборах (и в США, и в России) показывает наибольший процент участия пожилых избирателей по сравнению с другими возрастными категориями. Так выглядят выборы в самых разных странах. Старость - интернациональна.
Пожилым людям свойственно стремление к стабильности и потому в спокойные (если угодно - "застойные") моменты жизни общества они способны исполнять руководящие роли, такое общество движется по давно сложившимся правилам, соблюдая сложившиеся порядки и правила, а его лидеры выступают как символы и авторитеты власти, нестремящиеся и неспособные проводить и регулировать социальные изменения.
В динамично развивающемся, реформируемом обществе возникает потребность в молодых радикальных лидерах, открытых для новаций и способных воплощать их в реальность.
В еще никем незабытые времена наша страна жила под лозунгом, выдвинутом М.Сусловым и подхваченным Л.Брежневым: "Стабильность кадров - залог успеха". В книге "Здоровье и власть" кремлевский доктор, академик Е.Чазов, соблюдая принципы медицинской этики, в то же время стараясь быть абсолютно объектив-ным, рассказывает о геронтах "развитого социализма". У третьего лица в партии - А.Н. Кириленко наблюдались атрофические про- цессы в коре головного мозга. А.Н.Косыгин продолжал работать после перенесенного кровоизлияния в мозг. Руководитель братской партии 78-летний В.Ульбрихт страдал склерозом мозговых сосудов той степени, в которой человек уже не может критически оце-нивать свое состояние, но был очень разобижен и сопротивлялся предложению о передаче власти более молодому Э.Хонекеру. Не- излечимо больной К.У.Черненко принял бразды управления стра- ной в 73 года, оправдывая себя тем, что такова воля товарищей.
Если бы кто-нибудь рискнул предложить кому-то из них "отдохнуть от ратных дел", то они были бы вправе ответить: "Ничего страшного, ведь мог же параноик тридцать лет строить социализм и мы будем строить". Впервые такой диагноз Сталину поставил невропатолог профессор Владимир Бехтерев и в ту же ночь скончался. Для параноидального психоза характерны бредовые идеи, мании власти, величия и преследования, садизм, в то же время боль- ные умеют удачно маскировать свое аномальное состояние и окру- жающие ничего не подозревают. Особенно, если за такие подозре- ния можно легко лишиться жизни. Уже после смерти Сталина, че-рез много лет, проанализировав факты биографии и поведения, диагноз был подтвержден психиатрами. Можно утверждать, что
36



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Палларо П. Соматический контрперенос: терапевт во взаимоотношениях
  • Стюарт-Гамильтон Ян. Психология старения.
  • После 45 лет счастливая жизнь только начинается
  • Григорий Чаусовский. Кардиоакустическая психотехнология замедления процессов старения
  • Полное собрание сочинений К.Г. Юнга. The Collected Works of C.G. Jung
  • Лаврова Александра Сергеевна. Семейное воспитание и его проблемы в настоящее время
  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Главный Редактор. Особенности физиологии одаренных людей, гениев
  • Хронический стресс — болезнь молодых
  • Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности.
  • Берн Эрик. Люди, которые играют в игры.
  • Программа «Психолого-педагогическая работа с детьми групп риска»
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Еда, традиции и культура
  • Анна Березовская. Эмоции — путь к завоеванию мужчины
  • Программа индивидуальной профилактической работы, психолого – педагогического сопровождения, несовершеннолетнего «группы риска» "Преодоление"
  • Мишагина Надежда Михайловна. Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста при использовании средств приобщения детей к социальной действительности.
  • Лободенко Наталья Леонидовна. История в картинках, или арт-терапия в процессе коррекционной работы с детьми.
  • Алисов Н.В., Хорев Б.С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор)
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Пожилые люди больше радуются жизни
  • Бурменская Г.В. Проблемы онто- и филогенеза привязанности к матери в теории Джона Боулби
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Нарицын Н. Н. "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КУПОНЫ". Чем их можно "отоварить" и как их "стригут"?
  • Полукарова Марина Викторовна. Психологические особенности детей дошкольного возраста на основе опыта работы в дошкольном учреждении.
  • Польчикова Лариса Николаевна. Проект «Я и моя семья»
  • Раздел пятый. Потребности. Мотивы для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Новичкова Наталья. Развитие исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Вязовцева Елена Исхаковна. Авторская психолого-педагогическая программа по успешной социальной адаптации дошкольников с элементами сказкотерапии 'Здравствуй, сказка!'
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Актуальность проблемы полового воспитания. Формирование гендерных стереотипов.
  • Волков Е.Н. Проблемы защиты семьи от психологической и духовной агрессии деструктивных культов
  • Бакеева Альфия Анваровна. Проект по формированию здорового образа жизни для детей среднего возраста 'Движение+Движение=Здоровье'
  • Марусина Наталия Викторовна. Педагогический совет Тема: «Правовое воспитание дошкольников»
  • Соковнина М.С. Криминализация разговорной речи: психологические, педагогические и социальные аспекты проблемы
  • Наталья Москалева. Откуда берутся проблемы
  • Елена Шипилова. Рекомендации по профориентационному консультированию. - Елена Шипилова
  • Бельский В.Ю., Кравченко А.И., Курганов С.И. Социология для юристов
  • Притча «Прогресс и проблемы»
  • Андрей Торнов. Нервная система: проблемы которые вы имеете и знания, которых вы не имеете
  • Ветюгова Ольга Юрьевна. Социальный проект «Развитие социальной компетентности старших дошкольников с нарушениями межличностных отношений средствами игры»
  • Притча «Решение проблем»
  • Мезенцева Любовь. Игра как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста
  • Степанов О. МНЕМОНИКА (Правда и вымыслы).
  • Степанов О. Мнемоника (Правда и вымыслы).
  • Забродина Анастасия Владимировна. Современное состояние проблемы формирования взаимоотношений между детьми дошкольного возраста
  • Абдулаев М.И. Теория государства и права
  • Притча «Приём у психиатра»
  • Барбараш А.Н. Проблемы мировоззрения.
  • Наталия Ляднова. Полоролевые особенности физического воспитания детей дошкольного возраста
  • Алтухова Валентина Николаевна. Перспективы и проблемы развития дошкольного образования в современной России.
  • Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь