Коллектив авторов. Практическая психология: Учебник.

Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 28223

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХИКИ

Феномен появления человека разумного и его уникальной психики вызывает многочисленные споры и рождает различные гипотезы. Кто-то считает возможным появление человека только благодаря Богу. Кто-то ищет естественные пути появления человеческой психики. Эти последние пытаются найти общее и отличное в психике человека и животного и таким образом найти пути развития человека, т. е. изучают филогенез (от греч. phyle — род и genos — происхождение) — процесс возникновения и эволюции психики, поведения и сознания; также пытаются проследить формирование психики отдельного человека в течение его детства, т. е. изучают онтогенез (от греч. ontos — сущее, genesis — рождение). Понятно их пристальное внимание к историческому и индивидуальному развитию нервной системы и мозга, являющегося основным органом психики. Но кроме нервной системы и мозга также приходится учитывать особенности исторического и индивидуального развития организма человека в целом. Поэтому изучающие развитие психики обращаются зачастую к антропологии — науке о происхождении человека, соматологии — науке о типах телосложения, физиологии и эндокринологии — науке о работе желез внутренней секреции.

Нервная система. Нейроны

Мозг можно назвать самым сложным из известных нам явлений. Но и он представляет из себя ткань, состоящую из простых клеток. Правда, клетки мозга — нейроны — особенные; их отличают характерная форма, способность наружной мембраны (оболочки) генерировать нервные импульсы и наличие уникальной структуры — синапса, служащего для передачи информации от одного нейрона к другому. Строение и принципы работы нейронной клетки у кошки, улитки, человека удивительно похожи. Поэтому особенности строения нервной клетки изучались на низших животных.
Любой нейрон состоит из тела клетки сферической или пирамидальной формы, дендритов — тонких трубчатых выростов, многократно разветвляющихся, и аксона — самого длинного и тонкого отростка, превышающего по длине в несколько раз размеры тела клетки и ветвящегося на конце. Дендриты принимают идущие от других клеток сигналы, аксон передает сигналы от клетки другим. Информация передается от одной клетки к другой через специальные места контакта — синапсы. Синапсы напоминают небольшие наросты или бляшки на теле клетки. Синапс передающей клетки выделяет вещество, называемое нейромедиатором, которое служит посредником для передачи сигнала на принимающую клетку. Нейромедиатор как бы замыкает цепь, осуществляя химическую передачу информации. Внутри клетки информация распространяется следующим образом.
Все живые клетки обладают свойством полярности. Внутри клетки существует относительный недостаток положительно заряженных частиц, а во внеклеточном пространстве положительных и отрицательных ионов примерно равное количество. Поэтому клетка отрицательно заряжена относительно наружной стороны. Но нейроны способны применять внутренний отрицательный потенциал. При воздействии медиатора, выделяемого синапсом передающей клетки, свойства оболочки принимающей клетки меняются: оболочка выпускает отрицательные заряды во внеклеточное пространство. И менее чем за 1/1000 секунды клетка становится положительно заряженной. Этот кратковременный переход от отрицательного состояния клетки к положительному называется нервным импульсом. Нервный импульс распространяется вдоль аксона как волна.
Нервные системы примитивных беспозвоночных представляют собой нейроны, объединенные в группы — ганглии. Каждый ганглий обычно содержит от 500 до 1500 нейронов. Простейшей схемой, посредством которой природа объединяет клетки в нервную систему, является рефлекторная дуга. Она состоит из групп нейронов, идущих от сенсорных клеток, специализированных на восприятии информации из внешней среды, к клеткам-посредникам, и групп нейронов, идущих от центра к органам движения или действия. Рефлекторная дуга как элементарная часть нервной системы позволила организму осуществить принцип научения или приспособления к окружающей среде. Например, полезный рефлекс отдергивания руки от горячего предмета у человека осуществляется группой нейронов, идущих от чувствительных клеток кожи в центральную нервную систему, где информация «замыкается» и передается через нервные пути клеткам, активизирующим определенные группы мышц.
Последующие исследования показали, что понятие рефлекторной дуги нужно заменить понятием рефлекторного кольца. Выяснилось, что в мышце существуют чувствительные окончания, называемые проприорецепторами. Мышца, изменяя форму при движении, вызывает раздражение в проприорецепторах. Эти сигналы переключаются на клетки, управляющие движением мышц, и вносят изменения в состояние мышцы. Схематически этот процесс можно изобразить следующим образом:



[Схема взята из книги Н. А. Берштейна «О построении движения» (1947 г.)].

У более развитых организмов эволюция нервной системы происходила путем увеличения звеньев в цепи и, главным образом, увеличения числа и сложности связей клеток-посредников. Уже у животных, чуть более совершенных, чем медузы, наблюдается концентрация клеток-посредников в систему ганглиев (нервных узлов) и далее в единую центральную нервную систему. Если сопоставить количество нейронов, входящих в центральную нервную систему, — бывших клеток-посредников, и количество нейронов, осуществляющих передачу информации органам движения, т. е. периферической нервной системы, то разница оказывается впечатляющей. Нейронов в центральной нервной системе около 1010; клеток мотонейронов (управляющих движением) — два-три миллиона. Таким образом, нашу нервную систему можно сравнить с организацией, где на каждого исполнителя приходится по тысяче начальников и секретарей. Как же функционирует, управляет этот «административный корпус»? Как он устроен?

Свойства нервной системы

Образы, картины поведения, как писал И. П. Павлов, представляют собой огромное разнообразие. Но так как наше поведение управляется нервной системой, есть возможность свести указанное разнообразие к ограниченному числу основных свойств нервной системы. Многолетние изучения собак по методу условных рефлексов позволили И. П. Павлову выделить и описать эти свойства. С самых первых опытов бросалась в глаза разница в поведении собак: одни без сопротивления пили и оставались спокойными в новой для них экспериментальной обстановке, спокойно переносили приборы, прикрепляемые к их коже, а когда им при этом давали пищу, они ее сейчас же ели. А других днями и неделями, очень постепенно нужно было приучать ко всему этому. У первых условные рефлексы образовывались быстро, после двух-трех сочетаний, у вторых — через десятки повторений. И. П. Павлов предположил, что у первых сила раздражения — процесс сильный, а у вторых — слабый. У первых своевременно возникающий раздражительный процесс, как, например, при виде предлагаемой еды, постоянно противостоит второстепенным влияниям, оставаясь преобладающим. У вторых его силы не хватает для преодоления менее важных условий, которые действуют на основной раздражитель как тормоз.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тутушкиной М.К. Практическая психология. Под редакцией
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Чуприкова Н.И., Равич-Щербо И.В. Фундаментальные проблемы общей психологии.
  • Исаева Ольга Сергеевна. Курс 'Методологические основы психологии'
  • Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Марцинковская Т.Д. История психологии
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы.
  • Чистяков А.В. (Владимирский) МАТЕРИАЛЫ ПО КОHСТРУКТИВHОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Маклаков А.Г. Общая психология. Ответы на экзаменационные билеты
  • Годфруа. Что такое психология Ч.2
  • Практикум по практической психологии.
  • Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология
  • Регуш Л.А, Орловой А.В. Педагогическая психология. Под редакцией
  • Дружинина В.Н., Ушакова Д.В. Когнитивная психология. Под редакцией
  • Дубровиной И.В. Практическая психология образования. Под редакцией
  • Джемс. Психология.
  • Щедровицкий Г.П. ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ читанные в Ростовском университете (фрагменты)
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии
  • Исаева Ольга Сергеевна. Учебное пособие «Дифференциальная психология»
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Владимир Стукас. Психологическая типология, которая работает
  • Лавриненко В.Н. - Психология и этика делового общения
  • Сосновского Б.А. Психология. Под редакцией
  • Клюевой Н.В. Педагогическая психология. Под редакцией
  • Андреева Г.М. Методы социальной психологии.
  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности
  • Носкова О.Г. Психология труда
  • Исаева Ольга Сергеевна. Связь психологии с другими научными дисциплинами
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Абдурахманов Р.А. - Военная психология
  • Спасенников В.В. Экономическая психология
  • Абрамова Г.С. Практическая психология
  • Еникеев М.И. Юридическая психология. Краткий учебный курс
  • Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. Вузов.
  • Лукьянченко Н.В. Психологическое просвещение в практической психологии (на примере научно-популярной лекции «Психология оптимизма»)
  • Петровский А.В. Общая психология
  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Марцинковская Т.Д. Психология
  • Капустина С.А. Основные методы сбора данных в психологии. Под редакцией
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Боронова Г.Х., Прусова Н.В. Психология труда. Конспект лекций



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь