|
Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 54508
Автор: Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др.
Название: Практикум по возрастной и педагогической психологии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Сам юбилей вылился в праздник района, всей старой Рут-
ченковкп. Горняки «Кировской» встали на трудовую вахту в ее честь. В Дом культуры шахты приезжали чествовать Королеву со всего Донецка, а многие пришли взглянуть на нее. 32 Она сидела в президиуме в своем форменном шахтерском ки- теле, что надевала лишь в торжественных случаях, с ордена-,!,'! Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», знаком «Шахтерская слава», в своей всегдашней серой шальке. Достойно сидела. А сколько вокруг было ее «сынов», с кем делила радость и горе, заботы и волнения, никогда не думая о славе, наградах, и искренне удивлялась, когда они приходили. Ведь жила она про- сто, среди людей и для людей»'. 1. Какие факты, приведенные автором рассказа, наиболее пол- но характеризуют положительные черты личности нового челове- ка, воплотившиеся в характере Е. Королевой? 2. Укажите, какие мотивы побуждали Евдокию Королеву к активной общественно полезной деятельности на разных этапах ее жизненного пути. 3. Докажите, что индивидуальный стиль деятельности лично- сти формируется и развивается в процессе практической деятель- ности, направленной на решение жизненно важных и обществен- но значимых задач. Задача 3 Психологическая наука утверждает, что «в детском и школь- ном возрасте личность формируется под решающим влиянием вос- питания»2. Воспитание—это правильная организация деятельно- сти ребенка в соответствии с четко сформулированными целями, с использованием специальных средств и методов воздействии, обеспечивающих формирование целостной личности, ее подготов- ки к общественной жизни и общественно полезному труду. Для ус- пешной деятельности педагога-воспитателя важное значение имеет его умение раскрыть внутреннее психологическое содержание дея- тельности школьника, в процессе которой совершается его разви- тие, складывается его ум, формируются мотивы поведения и пси- хические свойства его личности. Внимательно прочтите высказывание профессора С. Л. Рубин- штейна и учителя-методиста 33-й школы г. Воронежа Г. Слуцкого и ответьте на вопросы. С. Л. Рубинштейн: «Внешне, результативно один и тот же акт поведения детей — соблюдение или несоблюдение ими определен- ного правила, совершение и несовершение определенной ошибки — может, если вскрыть его внутреннее содержание, оказаться но существу совершенно различным поступком. Так, например, жало- ба или заявление ребенка-дошкольника воспитательнице о нару- шении товарищем какого-либо правила в одних случаях может быть способом убедиться в том, что нарушенное товарищем пра- вило сохраняет свою силу, и, таким образом, в результате вос- ' Яковлев Г. Мать//Правда. — 1980. —6 япв. 2 Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания — М, 1976. — С. 209. 3 Заказ 22G8 33 становления правила воспитательницей укрепиться самому в нем. В другом случае... может быть сознательным средством установ- ления дисциплины в группе. Иной раз она есть способ легаль- ной борьбы за свои интересы, а затем — по мере их осознания — и за свои права, иногда она может быть, однако, и жалобой, про- диктованной желанием подвести другого ребенка под неприят- ность»'. Г. Слуцкий: «В любой школе нынче есть план работы с «труд- ными». Заглянешь — чего в нем только нет! И изучение личности подростка, и знание особенностей его характера, увлечений, и зна- комство с семьей, и многое другое. Почему же не «срабатывают» планы? Да потому, что все они, как правило, рассчитаны на «среднетрудного», «общетрудного». А уж если благополучные дети все разные, то что ж говорить о «трудных»? Здесь не про- сто характеры, а характеры «за семью печатями». Попробуй от- крой, узнай, поправь, исходя из общего плана. И все же есть в этих делах нечто общее. Известно, например, что у таких учеников не развита ответственность. А мы, учителя, стремимся проводить с ними беседы, убеждаем, наставляем, взы- ваем к долгу. Мы взываем, а они... не меняются. Невольно возникает вопрос: не лучше ли от слов-требований переходить к делам? Помнится, как-то после очередного ЧП — драки — на зачинщика ее Андрея в классном стенном листке по- явилась карикатура. Самолюбие задиры было уязвлено, и на гла- зах одноклассников он порвал листок. Как быть? Читать мораль, стыдить? Я посоветовал ребятам самим ответить на этот вопрос. Строго говорили с Андреем, обязали: извиниться перед редак- тором, редколлегией и в течение 3 дней восстановить стенгазету. Паренек кинулся ко мне жаловаться. Но я сказал, что целиком согласен с решением совета отряда. Класс почувствовал себя кол- лективом, способным повлиять на того, кто не подчиняется его требованиям. Да и сам Андрей был поставлен в особые условия — ему пред- стояло делом загладить свой поступок. Далось пареньку это не- легко. Шутка ли—самому на себя нарисовать карикатуру. Он выполнил требования совета. Отношения с классом были вос- становлены. Я же при этом не преминул отметить его художест- венные способности и то, что он, «оказывается, человек волевой». ...Гена часто опаздывал на уроки, самовольно уходил с дежур- ства, пренебрегал общественными делами. На первый взгляд не очень серьезные поступки. Но опыт и практика подтверждают, если на такие «мелочи» не обращать внимания, они разовьются со временем в серьезные недостатки. Но как заставить 12-летнего мальчика перемениться? — А что если вам выбрать его звеньевым? — осторожно намек- нул я ребятам. ' Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии.—2-е изд.—М., 1976.— С. 188. 34 — Кого, Генку? Да он все дело завалит. — А вы попробуйте, скажите, что верите ему, надеетесь, что он будет хорошим вожаком. Гену выбрали звеньевым. Чувство ответственности вкупе с инициативой и энергией сильно изменили подростка. «Трудные» ученики. Сколько хлопот, волнений, тревог вызы- вают они у нас, педагогов. Им неуютно в коллективе. Им нелас- ково дома. От кого же как не от нас, учителей, должны они по- лучить то, чем обделила их семья. Ведь трудные дети — это, как правило, и трудные семьи. Подсказать, помочь взрослым, их ро- дителям—тоже наша забота»'. 1. Укажите, какие особенности деятельности ребенка имеют в виду авторы, говоря о различиях во внутреннем психологическом содержании одних и тех же актов поведения детей. 2. Почему оценка поступка ребенка, основанная только на внешней, результативной стороне деятельности, является недоста- точной и в значительной мере формальной? 3. Докажите, что без глубокого понимания внутреннего содер- жания деятельности ребенка, отношения к задачам, которые перед ним ставятся, и мотивов его действий деятельность воспитателя будет формальной: не зная ребенка, он не сможет оценить и ре- зультаты своего воспитательного воздействия. Приведите примеры из личных наблюдений. Темы курсовых исследований 1. Овладение ребенком социальным опытом человечества—ос- нова умственного развития и формирования личности. 2. Исследование динамики психического развития в онтогене- зе—актуальная проблема современной возрастной психологии. 3. Восприятие и понимание речи как фактор умственного раз- вития и воспитания школьника. 4. Прогнозирование учителем межличностных отношений меж- ду учащимися в их совместной учебной деятельности — важнейшее условие управления процессом формирования коллективных отно- шений. 5. Психологические особенности педагогического общения как средства управления процессом воспитания учащихся. Тема 2. Методы возрастной и педагогической психологии Методические указания Изучение данной темы в курсе возрастной и педагогической психологии имеет своей целью ознакомление студентов с методо- логией и методикой исследования психики ребенка, школьника в ' Слуцкий Г. Заботы классного руководителя: ... И дать ответ гражда- нина//Учительская газета.—1980.—25 марта. з* Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|