Аллан Джон. Ландшафт детской души. Психоаналитическое консультирование в школах и клиниках.

Категория: Педагогическая психология, Психотерапия и консультирование, Социальная работа | Просмотров: 46105

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

На начальной стадии (от одного до четырех занятий) рисунки: а) отображают внутренний мир ребенка, причем образы нередко отражают причину проблем ребенка; б) отражают потерю внутреннего контроля и существование чувств отчаяния и безысходности; в) дают возможность установить внутренний раппорт с консультантом. Дети нередко изображают консультанта на рисунках в виде дружелюбного гиганта, летчика вертолета, доктора или нянечки.
На средней стадии (от пятого до восьмого занятия) содержание рисунков отражает: а) выражение эмоции в чистом виде; б) борьбу противоположностей («добра» со «злом») и изоляцию амбивалентных чувств; в) углубление взаимоотношений между ребенком и помощником. В конце этой стадии ребенок нередко использует рисунок в качестве мостика для перехода к непосредственному обсуждению болезненного вопроса или для раскрытия некой тайны.
На завершающей стадии (от девятого до двенадцатого занятия) ребенок рисует: а) образы, которые отражают смысл мастерства, самоконтроля и достоинства; б) сцены, отображающие положительные образы (т. е. отсутствие войны, насилия и разрушения); в) центральный символ самости (т. е. автопортрет или различные мандалы); г) забавные сцены; д) картинки, отражающие независимость от помощника.
Другие средства серийного подхода
Хотя рисование и сохраняет приоритетное значение, тем не менее серийный метод в равной мере успешно используется и на основе других форм творческого выражения. Перед консультантом стоит задача найти для каждого ребенка соответствующее средство самовыражения. Для одних детей таким средством служит игра с песком (Allan and Berry, 1987), для других — драма (Allan, 1977), для третьих — инсценировка фантазий (Allan, 1986; Allan and MacDonald, 1975). Одним детям лучше дается живопись (Thompson and Allan, 1985), другим — керамика (Allan and Clark, 1985), а третьим — сочинение литературных произведений (Allan, 19786; Buttery and Allan, 1981).




















































Метод серийного рисования применялся в различной обстановке — от домашнего до дневного присмотра за детьми и от частной практики до школьной системы (Allan, 1978д). Во многих отношениях этот метод идеально подходит для школьной системы, в которой консультантам приходится иметь дело с заболеваниями, связанными с чрезмерными нагрузками (Allan, Doi and Reed, 1979; Allan and Berry, 1986), поскольку в соответствии с этим методом необходимо с каждым ребенком проводить кратковременные еженедельные занятия. При острых кризисах некоторые дети нуждаются в ежедневных встречах. Ниже приводится описание методов серийного рисования и результаты конкретных исследований, которые проводились в государственной системе начального школьного образования, в которой автор работает в качестве консультанта и преподавателя по подготовке консультантов.
Методы
Серийное рисование предполагает проведение еженедельных индивидуальных встреч с ребенком в течение 20—25 минут. Во время таких встреч консультант просит ребенка «нарисовать рисунок». Для этого необходимы лишь лист бумаги размером 8V2xll дюймов и карандаш. Советник может обратиться к ребенку со следующими словами:
«Мэри, меня зовут доктор Аллан. Я школьный консультант. Школы стремятся помочь детям разобраться не только со школьной работой, но и со своими чувствами, жизнью и теми вещами, которые их тревожат. Моя работа в школе состоит в оказании помощи детям. Твоя преподавательница (мать) сказала мне, что сейчас ты считаешь трудной жизнь в школе (дома); она полагает, что встречи со мной помогут тебе. Приходя ко мне, дети нередко с удовольствием рисуют и беседуют. Рисование и беседы помогают детям улучшить свое самочувствие, решить проблемы и приобрести способность лучше наслаждаться жизнью. Твоя преподавательница предложила мне проводить с тобой встречи по вторникам с десяти часов до двадцати минут одиннадцатого. Ты можешь рисовать и говорить о чем угодно. Наши беседы будут носить конфиденциальный характер. Предмет нашей беседы будет оставаться нашей тайной, если не заключает в себе ничего противозаконного. Я буду хранить твои рисунки в этой папке в

моем кабинете (в этот момент необходимо показать ребенку папку). На обратной стороне рисунка я буду указывать твое имя, дату и название рисунка. Рисунок будет здесь (т. е. в папке) надежно храниться. Когда жизнь станет лучше и мы прекратим наши встречи, я отдам тебе папку со всеми рисунками. У тебя есть вопросы? (В этот момент я обычно передвигаю по столу лист бумаги с карандашом в направлении ребенка)».
К основным особенностям описанной ситуации относятся: а) установление раппорта; б) определение роли помощника;
в) включение курса лечения в контекст школьной жизни;
г) предположение о том, что рисование и обсуждение окажут по
мощь; д) определение пространственно-временных характерис
тик взаимосвязи консультанта и преподавательницы); е) хране
ние рисунков (т. е. определение местонахождения «продуктов
творчества», их защита и оценка; ж) утверждение о том, что
впоследствии рисунки будут возвращены ребенку; з) предостав
ление ребенку возможности поговорить и задать вопросы.
Поскольку курс лечения носит кратковременный характер, не рекомендуется держать на виду цветные мелки, линейку и ластик (для стирания). Цветные мелки отвлекают внимание ребенка от процесса рисования, поскольку дети обычно тратят много времени на штриховку. Раскраска и штриховка имеют терапевтическое значение, но в контексте кратковременных консультаций их не следует поощрять. И тем не менее, если ребенок попросит дать ему цветные мелки или ластик, их необходимо предоставить в его распоряжение. Очевидно, что при применении этого подхода необходимо проявлять определенную гибкость. Консультации рекомендуется проводить в одном и том же кабинете. Однако при отсутствии такой возможности для консультаций можно использовать какой-нибудь тихий уголок в классе или библиотеке. Каждый раз перед ребенком кладут новый лист бумаги. Некоторые дети просят дать им рисунок и тратят по 5—6 занятий на его переделку. Если дети просят вас разрешить им забрать с собой рисунок из кабинета, на их желание необходимо откликнуться, но при этом отметить важность хранения рисунка в папке (т. е. ограничение местонахождения психологического материала и его защита имеют важное значение для трансформации). Необходимо разъяснить важность и смысл этого акта (вынув рисунок из папки) и провести по этому поводу беседу с ребенком. В случае невозможности разрешить проблему необходимо



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Баринская Елена Алирасимовна. Эссе музыкального руководителя Баринской Елены Алирасимовны
  • Хиллман Джеймс - Архетипическая психология
  • Корниенко Татьяна Сергеевна. Перспективное планирование для подготовительной группы (ноябрь 2015 г.)
  • Гумерова Людмила Викторовна. Перспективное планирование по образовательной деятельности по рисованию средняя группа 2015 – 2016 учебный год
  • Биболетова М.З. Enjoy English. 2 класс. Книга для учителя
  • Биболетова М.З. Enjoy English. 3 класс. Книга для учителя
  • Шилейко Елена Валентиновна. Комплексно-тематическое планирование по освоению образовательной области Познание. Раздел Математическое развитие
  • Хиллман Джеймс - Исцеляющий вымысел
  • Рудакова Елена Валерьевна Ташкова Елена Геннадьевна. Формирование здорового образа жизни.
  • Хиллман Джеймс - Внутренний поиск
  • Обухова Л. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ
  • Зуева Н.А. Игра как пространство для развития в детской психоаналитической психотерапии
  • Хиллман Джеймс - Самоубийство и душа
  • Гумерова Людмила Викторовна. Перспективное планирование учебно – образовательной деятельности по лепке средняя группа 2015 – 12016 учебный год
  • Хиллман Джеймс - Миф анализа
  • Ишбаева Гульназ Инсафовна. Перспективное планирование по художественно-эстетическому развитию НОД «Рисование»
  • Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы.
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Ксендзюк Алексей - Видение нагуаля
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Обухова Л.Ф. Преодоление биогенетических подходов к исследованию психики ребенка.
  • Братченко С. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ГЛУБИННОГО ОБЩЕНИЯ
  • Fr. LVX/NOX. ИАО – магическая формула Высочайшего
  • Под ред. Цыбулько И.П. ЕГЭ-2011. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов
  • Бегларян Наийла Егоровна. Отчет по подготовке и проведению праздника “Осенняя ярмарка”
  • Чепкасова Любовь. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМИНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ».
  • Гумерова Людмила Викторовна. Перспективное планирование развитие речи средняя группа 2015 – 2016 учебный год
  • Тимофеева Софья. Педагогическое Эссе Тимофеевой Софьи
  • Энциклопедия глубинной психологии. Том 3. Последователи Фрейда.
  • Джойс Миллс, Ричард Кроули. Терапевтические метафоры для детей и "внутреннего ребенка".
  • Братченко С.Л. - Экзистенциальная психология глубинного общения: Уроки Джеймса Бюджентала
  • Исенина Е.И. Возрастная и педагогическая психология. Тексты.
  • Исаева Ольга Сергеевна. Психология детей раннего возраста
  • Евтихов О.В. Психология управления персоналом: теория и практика
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Не известен. Математика. 90 реальных вариантов ЕГЭ 2010.
  • Психотерапия с детьми, пациентами стационара детской онкологии и гематологии - примеры из практики
  • Раскольникова Татьяна Геннадьевна. Серия занятий по изобразительной деятельности, направленных на освоение основных изобразительно – выразительных средств графики через игровые технологии детьми дошкольного возраста.
  • Шпиц P.A. Психоанализ раннего детского возраста.
  • Колесникова Е.В. Математика для детей 3-4 лет. Демонстрационный материал
  • Притча «Божественная безупречность»
  • Резанов А.Г. Зоология в таблицах., схемах и рисунках. 7-8 классы
  • Бегларян Наийла Егоровна. Эссе — Бегларян Наийла Егоровна
  • Базыма Б. А.- Психология цвета. Теория и практика
  • Зеленский В.В. - Базовый курс аналитической психологии, или Юнгианский бревиарий
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Рамиль Гарифуллин. Интуиция и творчество: новые психологические подходы
  • Паттерсон Сесил, Уоткинс Эдвард. Теории психотерапии.
  • Бютнер Кристиан. Жить с агрессивными детьми.
  • Никифорова Г.С. Психология здоровья. Под редакцией



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь