Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 25807

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Первоначально для того, чтобы раскрыть характер активности, которую человек носит как субъект, необходимо проанализировать те уровни, на которых человек собственно существует. Характеристика тех или иных видов активности человека является
37
производной от условий, в которых эта активность формируется и проявляется. Человек представляет собой единство трех целостных систем: он одновременно фигурирует как биологический индивид, социальный индивид и как личность. «Мы без труда выделяем разные уровни изучения человека: уровень биологический, на котором он открывается в качестве телесного природного существа; уровень психологический, на котором он выступает как субъект одушевленной деятельности, и, наконец, уровень социальный, на котором он проявляет себя как реализующий объективные общественные отношения, общественно-исторический процесс» [133, с. 231 ]. На каждом из названных уровней организации человек проявляет себя как субъект активности. Однако природа, источники, силы и причины движения, способы отправления активности человека на каждом уровне своеобразны и отражают объективные закономерности биологического, социального и личностного бытия человека. Несмотря на внутриуровневые различия природы и детерминации активности, в реальной жизни она выступает как ме-журовневая интеграция биологических, социальных и личностных свойств человека. Только в некоторых исключительных условиях можно изолированно наблюдать активность человека как биологического индивида, социального субъекта и личности. В обычных же условиях активность человека является триединством биологической, социальной и личностной активности.
Взаимоотношения между этими видами активности улажены по принципу уровневой координации и субординации. «Личностный уровень можно считать вышележащим по отношению к двум другим, индивидный - вышележащим по отношению к организ-мическому Нижележащий уровень управляется вышележащим» [207, с. 99]. Однако иерархический способ построения отношений между активностью биологического индивида, социального индивида и личности отнюдь не означает, что эти виды активности накладываются друг на друга или поглощают один другого. Суть отношений между ними заключаются в том, что для реализации вышестоящего уровня требуется участие нижестоящих видов активности. В свою очередь реализация подчиненных видов активности модулируется подчиняющими видами активности. В любом целостном акте человека один из видов активности оказывается лидирующим, а уровень регуляции, на котором он задан, - ведущим. Остальные виды активности оказываются фоновыми, «приглушенными» ведущим уровнем. Но на этом ведущем уровне активности в «снятом» виде проскальзывают ха-
38
рактеристики фоновых уровней. «Общий принцип, которому подчиняются межуровневые отношения, состоит в том, что наличный высший уровень всегда остается ведущим, но он может реализовать себя только с помощью уровней нижележащих и в этом от них зависит» [133, с. 232-233].
Иерархически-уровневый характер связи между рассматриваемыми видами активности наглядно проступает в том случае, когда один из видов активности оказывается сломанным. Тогда подрывается не только непосредственно надстоящий уровень, но вместе с ним подкашивается вся иерархия уровней. Нижестоящие уровни активности в таких случаях, как правило, тоже сбоят и ломаются, так как уже не претерпевают организующего воздействия надстроенных над ними уровней. Действительно, соматическое и психофизиологическое здоровье человека как биологического индивида насущно необходимо для того, чтобы под воздействием культурной среды был выращен полноценный социальный индивид. Если же со здоровьем биологического индивида не ладится, то это влечет за собой дефектность его социализации как социального индивида. В качестве примера, поясняющего данную зависимость, можно привести концепцию Л.С.Выготского о первичном и вторичном дефекте [73]. Первичный дефект представляет собой ущербность биологического индивида, причем обязательно ущербность органической природы. В то же время социальная программа, которая подлежит усвоению в процессе социализации, рассчитана на нормальный, а не аномальный органический субстрат, на полноценного в биологическом смысле индивида. Как следствие, индивид с органической неполноценностью западает в системе социализации, что ведет к формированию вторичного дефекта сугубо социально-психологического происхождения. Переход первичного дефекта во вторичный как раз и характеризует психологические механизмы и закономерности детерминации социальной активности ее биологическими предпосылками.
Аналогичным образом взаимодействуют виды активности человека как социального индивида и как личности. Дисфункция активности социального индивида угрожает личности и деприви-рует ее активность. Как пишет В.В.Столин, «функционирование человека как социального индивида является необходимой предпосылкой его развития как личности. Занимая определенное общественное положение, приобретая необходимые для социальной деятельности навыки, вступая в отношения, в которые его «вынуждает» вступать подчиненная конкретным социальным услови-
39
ям жизнь, индивид одновременно вооружает собственную личность опытом и «загружает» ее работой - так как чем более индивид погружен в социальную жизнь, тем вероятнее необходимость «неавтоматических» решений. Общество, которое ограничивает активности социального индивида, делает, например, его безработным, тем самым ставит под угрозу и его личность» [207, с. 99].
Системные взаимовлияния видов активности человека как биологического индивида, социального индивида и как личности изложены в уровневой концепции психического здоровья Б.С.Бра-туся [46]. Психическое здоровье рассматривается как многоуровневое психическое образование, в котором держат свой вклад и биологический индивид, и социальный индивид, и, конечно же, личность. Высший уровень психического здоровья - личностный, который определяет качество смысловых отношений человека к миру. Следующий уровень - психическое здоровье социального индивида, который детерминируется способностями человека к адекватной реализации личностно-смысловых отношений верхнего уровня. Низший уровень психического здоровья основывается на психофизиологической и телесной целостности и сохранности человека как биологического индивида. Это мозговой -психофизиологический и нейропсихологический - уровень психической нормы. Психическое здоровье, будучи многоуровневым, может страдать на каждом из обозначенных уровней, и тогда по локальным нарушениям видов активности человека можно судить об их иерархической организации.
Все вышесказанное важно для уяснения того факта, что человек является одновременно носителем нескольких видов активности, которые адекватны его множественной природе. Множественность природы человека в свою очередь обусловлена тем, что человек населяет и обживает одновременно несколько жизненных пространств. Это и природный мир натуральных объектов, частицей которого является человек, и социальный мир людей, в который человек внедряется благодаря способности к общению, и, наконец, мир культурных смыслов, который образует скрытое смысловое «квазиизмерение» мира, к которому человек подключается как личность. Эти этим измерениям человеческого бытия соответствует множественность природы человека как биологического индивида, социального индивида и личности [224; 280; 281].
Для описания выделенных видов активности исследователи применяют множество признаков и критериев, которые систематизированы в таблице 1.
40
Таблица 1
Субъект Внешняя Внутренняя Главная Объект Принцип Логика Сфера Пространство
активно- структура структура характери- активности регуляции регуляции регуляции реализации
сти активности активности стика ак- активности активности активности активности
тивности
Биологиче- Моторные Психофи- Витали- Объект как Биологическая Логика удовле- Психофи- Биологическая
ский инди- акты зиологиче- стичность комплекс сообразность творения по- зиологиче- среда
вид ские меха- («узел») (биологиче- требностей, ские меха-
низмы физических ский смысл) логика реагиро- низмы
свойств вания на стимул
и логика пред-
расположенно-
сти
Социаль- Операции Задача Целена- Объект или Предметосо- Логика социаль- Операцио- Предметная
ный инди- правлен- явление в образность ной норматив- нально- среда
вид ность осоз- своем пред- (предметное ности техническая,
нанность, метном значение) инструмен-
Действия Цель орудийность значении Целесообраз- Логика социаль- тально- Социальная
ность (цель) ной норматив- стилевая среда как
ности сфера пространство
общения и
взаимодейст-
вия
Личность Деятельность Динамиче- Осмыслен- Объект или Смыслосооб- Логика смысло- Мотиваци- Универсум
в целом ская смы- ность явление разность лич- вой необходимо- онно-смы- или общече-
словая сис- жизненного ностный сти и логика словая, ловеческая
тема или мира в смысл) свободного вы- терминаль- культура
мотив единстве со бора но-содер-
своим жиз- жательная
ненным сфера
смыслом
Из таблицы следует, что многокритериальное описание видов активности человека включает указание на: субъекта активности [133; 207]; внешнюю и внутреннюю структуру (строение, организацию) активности [133; 177; 178]; глобальную характеристику, всеобъемлющую частные свойства активности [46; 281]; объект активности [133]; пространство, в котором разворачивается активность [46; 176; 279; 281]; сферу психики, регулирующую активность [31; 46; 144]; особый принцип или логику регуляции активности [ 144; 281].



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Левченко Ольга Сергеевна. Игры – экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности
  • Главный Редактор. Профессиональное саморазвитие воспитателя
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Людмила Анатольевна Панова. Развитие самостоятельной познавательной активности детей через проектную деятельность
  • Роджерс К. О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта.
  • Земскова Надежда Александровна. Ознакомление детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Смирнова Марина Николаевна. Статья «Игровая самостоятельная деятельность детей младшего дошкольного возраста. Развитие и поддержка детской творческой активности»
  • Нещерет Татьяна Юрьевна. Развитие познавательной активности дошкольников с ЗПР через проектную деятельность
  • Архипова Алла Германовна. Дошкольное образование – платформа воспитания и развития личности
  • Вольская Наталья Михайловна. «Познавательная деятельность у дошкольников»
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Ванцына Наталья Витальевна. Доклад на тему: «Инновационные технологии в образовательном процессе ДОУ в соответствии ФГОС»
  • Главный Редактор. Психологическое здоровье школьников
  • Касьянова Анна Николаевна. «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Уилмор Дж.Х., Костилл Д.Л. Физиология спорта и двигательной активности
  • ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ И В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Широконюк Наталья Владиславовна. Роль театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности и применение игры в работе воспитателя.
  • Гулюза Хазиева. Отчет по самообразованию
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Кекенджинова Эльвира Очировна. Доклад на тему: «Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности»
  • Габайдуллина Алена Владимировна. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в коллективной театрализованной деятельности
  • Наталья Картышова. Особенности формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте
  • Кальчик Лариса Александровна. Как развить творческие способностей у детей дошкольного возраста через театральную и досуговую деятельность
  • Рычагова Елена Сергеевна. Нестандартный стандарт дошкольного образования: Дошкольник как субъект образовательного процесса (проблема индивидуализации образования)
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Мальцева Людмила Владимировна. Презентация 'Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания'
  • Елена Конева. Воспитательно-образовательные возможности игровой деятельности в дошкольном возрасте
  • Сафиуллина Динара Рафаэловна. Использование проектной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. План по самообразованию «Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания»
  • Шершнева Мария Олеговна. Изобразительная деятельность как средство развития описательной речи дошкольников
  • Кузьмина Марина Александровна. ЗНАЧЕНИЕ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
  • Конструктивное
  • Гордиенко Наталия Владимировна. «Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ»
  • Полина Евдокимова. Влияние театрализованной и музыкальной деятельности на психологическое развитие ребенка
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности.
  • Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека.
  • Зюзина Алена Ильинична, Мащук Татьяна Николаевна. РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ АКТИВНОЙ ИГРОВОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИГР-ЭКСПЕРИМЕНТОВ
  • Шестовских Анастасия. Влияние предметной деятельности на развитие познавательных интересов у детей раннего дошкольного возраста
  • Сольская Ирина Вячеславовна. Опыт работы «Формирование интереса к изобразительной деятельности детей 2 – 3 лет в процессе художественно – творческой деятельности»
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания
  • Чаусова Ольга Анатольевна, Згурськая Елена Анатольевна, Фролова Екатерина Валентиновна. Творческое развитие дошкольников посредством театральной деятельности
  • Каширская Ольга Владимировна. Сообщение из опыта работы «Связь познавательно-исследовательской деятельности с другими видами деятельности».



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь