Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 172792

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Перцептивному уровню развития психики свойственна инстинктивная, обычно состоящая из ряда взаимосвязанных рефлекторных актов деятельность, обусловленная «ключевыми раздражителями». Однако для ее осуществления на данном уровне развития жизнедеятельности необходимо наличие внимания — психического процесса, связывающего субъекта с целостно отражаемыми объектами и ситуациями.
Механизм возникновения внимания можно представить следующим образом. В состоянии актуализации потребности, обусловливающем поисковую активность, увеличивается деятельность сенсорики фонового отражения, что повышает интенсивность «чувственных представлений» свойств объектов за счет увеличения количества участвующих в них «эмоциональных слияний» (В. Вундт). Эта повышенная интенсивность слияния «простых чувств» создает начальную фоновую фазу внимания. Выявление в процессе направляемой фоновым вниманием поисковой активности ключевых раздражителей вызывает фиксацию на объекте. Последняя приводит к дальнейшему резкому повышению деятельности сенсорного отражения, связанной с ней интенсивности «чувственного представления» образа объекта и возникновению собственно внимания и собственно перцептивной фазы отражения.
Переход от сенсорного уровня психического отражения к перцептивному, с одной стороны, является дальнейшим развитием сенсорики — резким повышением числа совокупных ощущений и соответственно сливающихся в «чувственном представлении» «простых чувств», а с другой — диалектическим скачком, вследствие которого становится возможным восприятие целостного объекта.
Таким образом, внимание возникает как психический процесс, осуществляющий объектную фиксацию при восприятии. Помимо собственно фиксации на объекте, оно включает эмоциональную составляющую — эмоцию ощущения ключевого раздражителя, обеспечивающую энергетику процесса внимания и инициирующую соответствующий рефлекторный акт инстинктивного поведения.
В свете изложенного процесс восприятия на перцептивном уровне развития психики можно представить как целостное интегральное ощущение объекта, в котором связь с объектом вместо непосредственного «отпечатка» отдельного свойства выступает как объектная фиксация, осуществляемая вниманием, а эмоциональная составляющая — как «чувственное представление» не отдельного свойства, а целостного образа объекта.
Еще раз подчеркнем, что на данном этапе развития, характеризующемся, в частности, сравнительно ограниченным уровнем энергетики, восприятие связано с центральным собственно активным звеном деятельности. Оно возникает только в рамках тех рефлекторных актов, из которых слагается инстинктивное поведение. Эти рефлексы выступают и как целостные ощущения объектов, на которые они направлены. Восприятие становится возможным лишь на пике эмоциональных всплесков, вызванных ключевыми раздражителями и обусловливающих внимание.
Итак, подобно тому, как на сенсорном уровне центральным звеном жизнедеятельности является рефлекторный акт ощущения, так на перцептивном — рефлекторный акт инстинкта, основная часть которого представлена перцептом. Синтезируемое в этом рефлексе «эмоциональное слияние» («чувственное представление» целостного образа объекта) является непосредственным побуждением к реализации соответствующих эффекторных звеньев, аналогично тому как на сенсорном уровне им является эмоциональный момент ощущения. Но если на сенсорном уровне рефлекторный акт ощущения предстает основой самостоятельной единицы жизнедеятельности, то его аналог на перцептивном уровне обычно является основой одного из звеньев в цепи взаимосвязанных различных по содержанию рефлекторных актов, объединенных общим «биологическим смыслом» и направляемых вниманием. Структура жизнедеятельности на перцептивном уровне принимает следующий вид:
Актуализация потребности — поисковая активность на уровне сенсорной психики — инстинктивное поведение, инициируемое обнаруженным ключевым раздражителем, — достижение предмета потребности.
Как видно, она аналогична структуре предыдущего уровня, однако ее внутреннее строение меняется. То, что на сенсорном уровне было собственно активностью, теперь составляет фоновую (поисковую) фазу деятельности. Собственно активностью, центральной частью деятельности становится инстинктивное поведение, обычно состоящее из ряда взаимосвязанных рефлекторных актов, каждый из которых включает в себя перцепт и дополнительные эффекторные звенья. Отражательная сторона связи субъекта с предметом потребности в целом предстает как последовательный процесс, включающий в себя все осуществляющиеся в ходе инстинктивного поведения перцепты, т.е. ситуативные проявления внимания и «чувственные представления» соответствующих объектов и ситуаций. Можно полагать, что ситуативные проявления внимания, в основе которых, как отмечалось, лежат эмоции, вызываемые ключевыми раздражителями, при этом объединяются подобно последовательному слиянию чувств, описанному В. Вундтом. Этот единый процесс внимания контролирует деятельность на всем протяжении инстинктивного поведения.
Таким образом, если на сенсорном уровне отражательный аспект связи субъекта с объектом имеет двойственный характер, то на перцептивном эта сторона связи в целом осуществляется под общим контролем психического. Совокупность непосредственных материальных взаимодействий с отдельными раздражителями сливается в объектную фиксацию (материальную основу перцепта) только при участии внимания.
Результат отражения, как и на предыдущем уровне, выступает в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Но если на сенсорном уровне внутренний аспект представляет собой непосредственный «отпечаток» свойств объекта в нейрофизиологическом субстрате, то на перцептивном его аналог — объектная фиксация, обусловленная вниманием, — является уже психофизиологическим процессом. Внешний аспект результата отражения представляет собой «чувственное представление» уже не отдельного свойства, а целостного объекта. Обусловленное вниманием, оно становится психическим процессом более высокого порядка.
На перцептивном уровне психики получает свое дальнейшее развитие биологическая «смысловая связь». Она проявляется уже в виде сложных программ инстинктивного поведения, направляемого последовательным ситуативным вниманием. Инстинктивное поведение является общеорганизующим началом жизнедеятельности на данном уровне развития психики.
Несмотря на перцептивный характер психического отражения, рассматриваемый уровень развития не предполагает наличия образной памяти. Последняя может появиться лишь при функционировании перцептивного отражения на стадии поисковой (фоновой) активности.
На уровне перцептивной психики находятся три группы животных: членистоногие (насекомые, ракообразные, паукообразные и др.), головоногие моллюски и большинство низших позвоночных (круглоротые, рыбы, земноводные). По выражению К.Э. Фабри, эти группы представляют в мире животных три вершины эволюции, достигшие разными путями уровня перцептивной психики (см. рис. 1.4). Но если для головоногих моллюсков и членистоногих этот уровень оказался конечным, то эволюция позвоночных пошла значительно дальше.
Животные, отвечающие уровню перцептивной психики, представлены огромным числом видов, обитающих во всех средах и в самых различных условиях и поэтому отличающихся бесконечным многообразием морфологии, размеров и характера жизнедеятельности. Тем не менее благодаря самой принадлежности к одному уровню развития психики особенности их жизнедеятельности, органов чувств и организации двигательного аппарата имеют общие характерные черты.
Прежде всего у всех животных данного уровня жизнедеятельность связана с активным передвижением и отчасти манипуляционными действиями. Несмотря на самое различное устройство, двигательный аппарат во всех случаях характеризуется сложным и высокодифференцированным строением. Например, у насекомых, помимо крыльевой мускулатуры имеются мышцы, ведующие движениями туловища, конечностей в целом, отдельных членов конечностей. Характерной чертой животных данного уровня является наличие разнообразных, хорошо развитых органов чувств. В первую очередь это относится к органам зрения, во многом определяющим возможность перцепта, целостного восприятия объектов и ситуаций. Развитыми, сложно устроенными глазами обладают все представители уровня перцептивной психики: членистоногие (особенно насекомые), головоногие моллюски и низшие позвоночные. Другими важными для жизнедеятельности животных перцептивного уровня органами являются органы обоняния и вкуса, слуха и органы осязания.
Фаза поисковой активности осуществляется здесь, как было показано выше, на уровне сенсорики. Благодаря высокому развитию дифференцированных сенсорных функций эти животные характеризуются активным поиском положительных раздражителей. Пространственная ориентация часто осуществляется посредством высших таксисов. При воздействии на животное двух источников раздражения (например, света) движение происходит по равнодействующей, получаемой от выравнивания возбуждения в симметрично расположенных рецепторах. Животное может фиксироваться на одном из источников раздражения и двигаться по направлению к нему. Движение может осуществляться под углом к источнику раздражения (например, по световому компасу, как у перелетных птиц).
В отличие от сенсорного уровня, на котором фаза поисковой активности занимает подчиненное положение, а иногда практически отсутствует, на уровне перцептивной психики ее роль исключительно велика. Это связано с резким усложнением условий обитания и жизнедеятельности и, соответственно, с необходимостью активного поиска пищевых объектов.
Собственно активная фаза, как было показано выше, представлена на данном уровне сложными, обычно состоящими из ряда звеньев программами инстинктивного поведения, внутри которых и проявляется способность животных к целостному восприятию объектов и ситуаций. Вот как описывает постройку норки роющей осой церцерис Ж.А. Фабр:
«...Церцерис (бугорчатой) нужна отвесная поверхность откосов на краю дороги, склоны оврагов и канав, промытых дождем, среди песчаных мест. Благодаря... (этому) она избегает большей части опасностей, которые могли бы угрожать ее галерее... Осе, однако, еще недостаточно, выбрать для устройства жилья отвесный склон. Она принимает и другие предосторожности для защиты от дождей... Если какая-нибудь пластинка песчаника выдается в виде карниза, если в почве встречается естественное углубление величиною в кулак, то насекомое пользуется данным навесом или этим углублением для устройства под ним своей галереи, прибавляя таким образом, естественные сени к своей постройке».



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Притча «Поиски во тьме»
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Ольга Хухлаева. Кризисы взрослой жизни - О. Хухлаева
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Мучник М.М. Время в групповом анализе
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Анна Сухова. Кризис
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Кризис тридцати лет, кризис середины жизни (40-45 лет), кризис позднего возраста (55-60 лет)
  • Притча «Жизнь и дела Мастеров»
  • Притча «Про любовь»
  • Зиновьева Наталья Геннадьевна. Театрализованная деятельность как средство развития произвольной памяти у детей 6 года жизни
  • Погодин И.А. Мы – современники конца Света
  • Вахитова Лилия. Развития общения и взаимодействия сверстников в дошкольном возрасте со сверстниками
  • Георгий Почепцов. Пропаганда в ее историческом развитии
  • Жизненный сценарий. Почему я опять так поступаю?
  • Алтухова Валентина Николаевна. Перспективы и проблемы развития дошкольного образования в современной России.
  • Немировская М.А. Развитие чувства времени: психоаналитическая точка зрения
  • Болотова Наталья Викторовна. Сравнительный анализ нормального и отклоняющегося развития речи.
  • Притча «Момент во времени»
  • Почему время ускоряется с возрастом?
  • Братченко Сергей. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД ДЖЕЙМСА БЮДЖЕНТАЛА: УРОКИ ДЛЯ ПСИХОЛОГИИ
  • Данченко В. ПРОГРАММА "ДАР"
  • Мораль; Morality; Moral
  • Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития
  • Жутаутайте Светлана Вадимовна. Воспитатель, говори правильно!
  • Синхрония; Synchronicity; Synchronizitat
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Любовь Кириллова. Негативные переживания: что делать, если вам плохо на душе?
  • Тело; Body
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Егор Горд. Упражнения для развития уверенности в себе
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Щедровицкий Г.П. ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ читанные в Ростовском университете (фрагменты)
  • Андреева Юлия Александровна. Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
  • Время, стресс и суета. Психология времени
  • Выготский Л.С., Лурия Р. Этюды по истории поведения
  • Иоша Алла Степановна. Развитие речи в дошкольном возрасте посредством игровой деятельности.
  • Исакова Ольга Валерьевна. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ВОСПИТАННИКОВ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Казакова Алия Викторовна. Формирование временных представлений у дошкольников
  • Феликс Божонка. Раннее развитие ребенка
  • Кривова Ольга. Выпуск 1. Что делать, когда любовь «проходит»?
  • Бриггс Э., Клэвин П. Европа нового и новейшего времени. С 1789 года и до наших дней
  • Методы развития самостоятельности у детей
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь