Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.

Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52609

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

НШ (1969) показывает это на примере анализа взаимосвязи между "разнообразием в работе11 с психологическими коррелятами "воспринимаемого разнообразия*1, проведенного с помощью процедур пси-хофизического шкаднсрования. В серии экспериментов НШ вы-
3-514
33
делил четыре показателя и исследовал, какой из них в наибольшей степени был бы подходящим внешним коррелятом воспринимаемого разнообразия. Он пришел к заключению, что для всех использованных задач наиболее подходящим был индекс энтропии (т.е. показатель, выражающий количество изменений в структуре задания). Сделанный вывод быд правомерен для большинства испытуемых, однако имели место и индивидуальные различия.
В работах. Hackman & Lawler (1972),. а также Hackman & Oldham (1975, 1980) подчеркивается возможность использования характеристик задач, субъективно воспринимаемых исполнителем. Авторы считают, что аффективные реакции исполнителя определяются, в основном, не объективной реальностью самой по себе, а тем, как данная реальность воспринимается человеком. Уязвимым местом подхода является то, что оба типа наблюдений: и за независимыми переменными (характеристиками задачи), и за зависимыми переменными (субъективными установками исполнителя) базируются на одном и том же источнике информации. Тем не менее это не исключает возможности дать альтернативное объяснение имеющимся данным о высокой корреляции, обнаруженной между структурой задачи и зависимыми переменными, таким альтернативным объяснением является когнитивная однородность внутри самого индивида.
В своем критическом обзоре этой линии исследований Roberts и Glick (1981) отмечают, что большинство авторов, заявляя, что изучают личностно-ситуатившде отношения, на деле анализируют только внутрииндивидуальные взаимосвязи. Brief & Aldag (1978) обнаружили, что оценки характеристик заданий со стороны лиц, контролирующих выполнение деятельности, практически не соответствуют аффективным реакциям непосредственных исполнителей работы. Поэтому Aldag и др.(1981) рекомендовали использовать те характеристики задач, которые не зависят от отчетов лиц, отвечающих за выполнение работы. В исследованиях Algera (1981, 1983) использовались как независимые оценки выполнения задачи, так и характеристики их субъективного восприятия лицами, участвующими в ее решении. Было обнаружено существенное сходство в паттернах корреляций между характеристиками работы и ответными реакциями исполнителей при обоих способах оценки.
По типу характеристик задачи, необходимых для оценки качества работы, такие традиционно выделяемые аспекты трудовой деятельности, как автономия, обязательные и возможные взаимодействия и др*1 вполне релевантны и для различных видов труда в автоматизированных системах. В исследовании Rathexiau (1980) зрительно-на-пряженнык видов труда при работе с дисплеями было показано, что различия в ответных реакциях работающих (например, удовлетворенность, психосоматические жалобы и самочувствие) варьируют в соответствии с такими классическими характеристиками задачи, как
34
автономия, возможность взаимодействия, навязанный темп работы, вариативность.
Аналогичная точка зрения иллюстрируется в исследовании Heller (1988) по социо-техничеекой реорганизации некоторых видов труда в цепях повышения автономии и разнообразия труда, а также в работе Ruiz Quintanilla (I988) при обсуждении различных аспектов внутренней репрезентации деятельности. Однако в ситуациях с применением новых технологий, когда часть управляющих функций передается машине или пользователь работает в режиме диалога с компьютером по крайней мере одна из внутренних характеристик задачи заслуживает наибольшего внимания, а именно наличие обратной связи.
В исследовании Buchanan & Boddy (1983) показано, что те или иные способы компьютеризированного контроля и управления различно влияют на эффективность деятельности, В основном, вариативность влияний на эффективность зависит от наличия и особенностей организации обратной связи. Анализировались два аспекта связи. Во-первых, наибольшее значение имеет скорость обратной связи, и, во-вторых, релевантным показателем оказывается ее тип. Jacoby и др. (1984) различают два типа обратной связи: внешнюю и когнитивную. Первая из них должна быть связана с информацией о точности или правильности исполнения. Когнитивная, или "диагностическая", обратная связь имеет отношение к ее информационной ценности, она должна "содержать информацию о том, каким образом и что определяет точность исполнения" (Jacoby et al,, 1984, p. 531). Авторы полагают, что для мыслительной деятельности (в противоположность моторной активности) внешняя обратная связь менее эффективна по сравнению с диагностической и, более того» в сложной динамической среде она может нарушать деятельность.
Важность когнитивной/диагностической обратной связи подчеркивается также Ballantine (I988), утверждающим, что система поддержки принятия решений должна давать возможность объяснения процесса их обоснования, Padmos и соавторы (1984) приходят к выводу, что скорость и тип обратной связи в высшей степени важны для зрительно-напряженных видов труда при работе с дисплеями. Диалог между пользователем и компьютером в значительной степени зависит от того, как осуществляется обратная связь. Существуют различные способы структурирования процесса диалога. Выбор этих способов должен строиться в зависимости от адаптированно-сти средств к особенностям пользователей (например, опытный пользователь или новичок). В противном случае система взаимодействия между человеком и компьютером должна быть настолько габ-кой, чтобы обеспечить возможность осуществления различных видов взаимодействий.
35
Заключительные замечания
Внедрение новых технологий изменяет содержание трудовых задач и сам контекст деятельности. Такое развитие может привести к достаточно серьезным изменениям в субъективной значимости труда. Навыки и умения, необходимые для успешного выполнения деятельности, становятся все более интеллектуальными по своей природе, В недалеком будущем в большинстве видов труда важной составной частью станет взаимодействие человека с компьютером. Уже сейчас существует достаточно большое количество методических схем и процедур сбора данных, которые в большей степени соответствуют когнитивным видам деятельности по сравнению с существующими методами анализа традиционных задач. Однако эти методы, главным образом, имеют качественный характер. Соответственно, штогие вопросы относительно их надежности и валидности должны бьггь решены в будущем.
Начиная с 60-х-70-х годов развитие движения за качество рабочей жизни изменило наши представления о значимости труда. В индустриальных странах сейчас широко распространено мнение о том, что изменение содержательных требований со стороны разных профессий должно идти параллельно с ростом квалификации работающих, что обусловлено повышением образовательного уровня населения. Оценка специфических аспектов трудовой деятельности, важных для данной области исследований, также требует специальной методологической разработки.
Литера тура
Aldag, RJ+I Ватт, S.H+I and Brief, A.P, (1981), Measurement of perceived task characteristics. Psychological Bulletin, 90,415-431.
Algera, J.A- (198L), Characteristics of work. Lisse: Swets & Zeitlinger.
Algera, JA. (1983),Objective and perceived task characteristics as a determinant of reactions by task performers. Journal of Occupational Psychology, 56t 95-107.
Altman, L (1966) Aspects of the criterion problem in small group research: the analysis of group tasks (vol.2). Acta Psychologies 25,199-221.
Ball ant ine, M. (1988). The potential decision support and expert systems. In Keyser, V, de, Qvaie, Th,, Wilpert, В., and Ruiz Quintanilla, SA. (eds/)- The meaning of work and technological options. Chichester: Wiley.
Bainbridge, L. (1969).The nature of the mental model in process control- Paper presented at the International Simposium on Man-Machine Systems, Cambridge, England, September 1969.
Bainbridge, L, (1974),Analysis of verbal protocols from a process control task. In E. Edwards and RP. Lees (ed.), The Human Operator in Process Control London: Taylor & Francis, pp. 146-158.
Bainbridge, L., Beishon, L, Hemming, J,H+ and Splaine, M. (1974),A study of real-time human decision-making using a plant simulator. In E. Edwards and F.
36



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Кокина Ю.П., Шлендера П.Э. Экономика труда. Под редакцией
  • Беспутина Марина Сергеевна. Проект 'Трудовое воспитание'
  • Носкова О.Г. Психология труда
  • Жулина Е.Г. Экономика труда
  • Гаги В.А. Экономика и социология труда: социально-трудовые отношения. Под редакцией
  • Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала
  • Остапенко Ю.М. Экономика труда
  • Македошин А.А., Молодькова Э.Б., Перешивкин С.А., Попазова О.А. Организация труда персонала
  • Тест MMPI. Измерение результата.
  • Файнбург Г.З., Овсянкин А.Д., Потемкин В.И. Охрана труда
  • Нина Мохнарылова. Роль труда в развитии воспитания детей дошкольного возраста
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Вашко И.М. Охрана труда: ответы на экзаменационные вопросы
  • Боронова Г.Х., Прусова Н.В. Психология труда. Конспект лекций
  • Бухалков М.И. Управление персоналом
  • Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала
  • Фролов А.В., Бакаева Т.Н. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда
  • Девисилов В.А. Охрана труда
  • Стандартизация методики многостороннего исследования личности. Результаты стандартизации
  • Трунин С.Н. Экономика труда
  • Генкин Б.М. Экономика и социология труда
  • Куличкова Татьяна Николаевна. Конспект НОД «Мир труда и профессий»
  • Фролова А.В. Практикум по безопасности жизнедеятельности. Под редакцией
  • Мерзлякова Юлия Алексеевна. Труд – основа воспитания
  • Ольга Литвинович. КРУГЛЫЙ СТОЛ: «Влияние труда взрослых на развитие детей»
  • Прусова Н.В., Боронова Г.Х. Психология труда. Шпаргалки
  • Толочек В.А. Современная психология труда
  • Кичкирева Татьяна Анатольевна. НООД для детей подготовительной группы «Мир труда и профессий»
  • Осинина Татьяна Сергеевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по хозяйственно-бытовому труду в средней группе «Как мы учили Федору трудиться».
  • Чикер B.A. - Психологическая диагностика организации и персонала
  • Арустамов Э.А. Охрана труда. Справочник. Составлял
  • Кибанова А.Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Под редfrwbtq
  • Тест MMPI. Оценочные шкалы теста.
  • Стовпец Елена Анатольевна. Методическая статья - Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда людей различных профессий в старшем дошкольном возрасте
  • Жулина Е.Г., Иванова Н.А. Экономика и социология труда. Шпаргалка
  • Маллаева Гури Керимовна. НОД в средней группе по трудовому воспитанию «Поможем кукле Насте»
  • Бобкова О.В. Охрана труда и техника безопасности. Обеспечение прав работника
  • Ядов В.А. - Стратегия социологического исследования
  • Ярмухаметова Альбина Ленаровна. Организация трудовой деятельности дошкольников и родителей с использованием инновационных форм и методов работы
  • Рассказова Наталья Сергеевна. Конспект по организации совместной трудовой образовательной деятельности «Мы Федоре не враги» в подготовительной группе
  • Курарару Людмила Анатольевна. Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Кем быть?
  • Михнюк Т.Ф. Охрана труда
  • Одегов Ю.Г. и др. Мотивация персонала. Практические задания
  • Бариленко В.И. Анализ хозяйственной деятельности. Под редакцией
  • Михель Гофман. Религия труда (М. Гофман)
  • Методика многостороннего исследования личности. Модификация и рестандартизация.
  • Стандартизация методики многостороннего исследования личности
  • Остапенко Ю.М. Экономика и социология труда в вопросах и ответах
  • Соковнина М.С., Соболева Е.С. Профилактика эмоционального выгорания педагогов и психологов через формирование адекватной оценки результативности профессиональной деятельности
  • Соломатина А.Н. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли. Под редакцией



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь