Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89
|
Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52246
Автор: Леонова А.В., Чернышева О.В.
Название: Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке НШ (1969) показывает это на примере анализа взаимосвязи между "разнообразием в работе11 с психологическими коррелятами "воспринимаемого разнообразия*1, проведенного с помощью процедур пси-хофизического шкаднсрования. В серии экспериментов НШ вы-
3-514 33 делил четыре показателя и исследовал, какой из них в наибольшей степени был бы подходящим внешним коррелятом воспринимаемого разнообразия. Он пришел к заключению, что для всех использованных задач наиболее подходящим был индекс энтропии (т.е. показатель, выражающий количество изменений в структуре задания). Сделанный вывод быд правомерен для большинства испытуемых, однако имели место и индивидуальные различия. В работах. Hackman & Lawler (1972),. а также Hackman & Oldham (1975, 1980) подчеркивается возможность использования характеристик задач, субъективно воспринимаемых исполнителем. Авторы считают, что аффективные реакции исполнителя определяются, в основном, не объективной реальностью самой по себе, а тем, как данная реальность воспринимается человеком. Уязвимым местом подхода является то, что оба типа наблюдений: и за независимыми переменными (характеристиками задачи), и за зависимыми переменными (субъективными установками исполнителя) базируются на одном и том же источнике информации. Тем не менее это не исключает возможности дать альтернативное объяснение имеющимся данным о высокой корреляции, обнаруженной между структурой задачи и зависимыми переменными, таким альтернативным объяснением является когнитивная однородность внутри самого индивида. В своем критическом обзоре этой линии исследований Roberts и Glick (1981) отмечают, что большинство авторов, заявляя, что изучают личностно-ситуатившде отношения, на деле анализируют только внутрииндивидуальные взаимосвязи. Brief & Aldag (1978) обнаружили, что оценки характеристик заданий со стороны лиц, контролирующих выполнение деятельности, практически не соответствуют аффективным реакциям непосредственных исполнителей работы. Поэтому Aldag и др.(1981) рекомендовали использовать те характеристики задач, которые не зависят от отчетов лиц, отвечающих за выполнение работы. В исследованиях Algera (1981, 1983) использовались как независимые оценки выполнения задачи, так и характеристики их субъективного восприятия лицами, участвующими в ее решении. Было обнаружено существенное сходство в паттернах корреляций между характеристиками работы и ответными реакциями исполнителей при обоих способах оценки. По типу характеристик задачи, необходимых для оценки качества работы, такие традиционно выделяемые аспекты трудовой деятельности, как автономия, обязательные и возможные взаимодействия и др*1 вполне релевантны и для различных видов труда в автоматизированных системах. В исследовании Rathexiau (1980) зрительно-на-пряженнык видов труда при работе с дисплеями было показано, что различия в ответных реакциях работающих (например, удовлетворенность, психосоматические жалобы и самочувствие) варьируют в соответствии с такими классическими характеристиками задачи, как 34 автономия, возможность взаимодействия, навязанный темп работы, вариативность. Аналогичная точка зрения иллюстрируется в исследовании Heller (1988) по социо-техничеекой реорганизации некоторых видов труда в цепях повышения автономии и разнообразия труда, а также в работе Ruiz Quintanilla (I988) при обсуждении различных аспектов внутренней репрезентации деятельности. Однако в ситуациях с применением новых технологий, когда часть управляющих функций передается машине или пользователь работает в режиме диалога с компьютером по крайней мере одна из внутренних характеристик задачи заслуживает наибольшего внимания, а именно наличие обратной связи. В исследовании Buchanan & Boddy (1983) показано, что те или иные способы компьютеризированного контроля и управления различно влияют на эффективность деятельности, В основном, вариативность влияний на эффективность зависит от наличия и особенностей организации обратной связи. Анализировались два аспекта связи. Во-первых, наибольшее значение имеет скорость обратной связи, и, во-вторых, релевантным показателем оказывается ее тип. Jacoby и др. (1984) различают два типа обратной связи: внешнюю и когнитивную. Первая из них должна быть связана с информацией о точности или правильности исполнения. Когнитивная, или "диагностическая", обратная связь имеет отношение к ее информационной ценности, она должна "содержать информацию о том, каким образом и что определяет точность исполнения" (Jacoby et al,, 1984, p. 531). Авторы полагают, что для мыслительной деятельности (в противоположность моторной активности) внешняя обратная связь менее эффективна по сравнению с диагностической и, более того» в сложной динамической среде она может нарушать деятельность. Важность когнитивной/диагностической обратной связи подчеркивается также Ballantine (I988), утверждающим, что система поддержки принятия решений должна давать возможность объяснения процесса их обоснования, Padmos и соавторы (1984) приходят к выводу, что скорость и тип обратной связи в высшей степени важны для зрительно-напряженных видов труда при работе с дисплеями. Диалог между пользователем и компьютером в значительной степени зависит от того, как осуществляется обратная связь. Существуют различные способы структурирования процесса диалога. Выбор этих способов должен строиться в зависимости от адаптированно-сти средств к особенностям пользователей (например, опытный пользователь или новичок). В противном случае система взаимодействия между человеком и компьютером должна быть настолько габ-кой, чтобы обеспечить возможность осуществления различных видов взаимодействий. 35 Заключительные замечания Внедрение новых технологий изменяет содержание трудовых задач и сам контекст деятельности. Такое развитие может привести к достаточно серьезным изменениям в субъективной значимости труда. Навыки и умения, необходимые для успешного выполнения деятельности, становятся все более интеллектуальными по своей природе, В недалеком будущем в большинстве видов труда важной составной частью станет взаимодействие человека с компьютером. Уже сейчас существует достаточно большое количество методических схем и процедур сбора данных, которые в большей степени соответствуют когнитивным видам деятельности по сравнению с существующими методами анализа традиционных задач. Однако эти методы, главным образом, имеют качественный характер. Соответственно, штогие вопросы относительно их надежности и валидности должны бьггь решены в будущем. Начиная с 60-х-70-х годов развитие движения за качество рабочей жизни изменило наши представления о значимости труда. В индустриальных странах сейчас широко распространено мнение о том, что изменение содержательных требований со стороны разных профессий должно идти параллельно с ростом квалификации работающих, что обусловлено повышением образовательного уровня населения. Оценка специфических аспектов трудовой деятельности, важных для данной области исследований, также требует специальной методологической разработки. Литера тура Aldag, RJ+I Ватт, S.H+I and Brief, A.P, (1981), Measurement of perceived task characteristics. Psychological Bulletin, 90,415-431. Algera, J.A- (198L), Characteristics of work. Lisse: Swets & Zeitlinger. Algera, JA. (1983),Objective and perceived task characteristics as a determinant of reactions by task performers. Journal of Occupational Psychology, 56t 95-107. Altman, L (1966) Aspects of the criterion problem in small group research: the analysis of group tasks (vol.2). Acta Psychologies 25,199-221. Ball ant ine, M. (1988). The potential decision support and expert systems. In Keyser, V, de, Qvaie, Th,, Wilpert, В., and Ruiz Quintanilla, SA. (eds/)- The meaning of work and technological options. Chichester: Wiley. Bainbridge, L. (1969).The nature of the mental model in process control- Paper presented at the International Simposium on Man-Machine Systems, Cambridge, England, September 1969. Bainbridge, L, (1974),Analysis of verbal protocols from a process control task. In E. Edwards and RP. Lees (ed.), The Human Operator in Process Control London: Taylor & Francis, pp. 146-158. Bainbridge, L., Beishon, L, Hemming, J,H+ and Splaine, M. (1974),A study of real-time human decision-making using a plant simulator. In E. Edwards and F. 36 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|